Б. Ошибки чтения, встречающиеся у учеников 2-го класса

1. В результате несформированности синтеза слогов в слово невозможность чтения слогов и слов при усвоении всех букв.

2. Побуквенное чтение с правильным слитным пос­ледующим повторением слов и с хорошим пониманием прочитанного.

3. При побуквенном чтении прочитанное слово в предложении не соотносится с его значением, при повто­рении заменяется другим словом, в какой-то степени сход­ным по звучанию (со скамейки повторяется как "хозяйки", слезть - "есть", под дождем - "костюм" и т.п.).

Такимобразом, слово, правильно воспринятое зри­тельно, искажается при воспроизведении.

4. Замены слов другими словами:

а) не сходными по буквенному составу (дети - "до­мики");

86 б) сходными по буквенному составу, родственными словами или формой одного и того же слова (шарф -"шкаф", не жми - "не жмись", следи - "сидит", зима -"зимняя", со скамейки - "со скамейкой" и т.п.).

5. Вставки согласных звуков (весь - "весть").

6. Добавление гласного звука между двумя согласны­ми при стечении (птицы - "потицы", кормила - "коромила").

7. Опушение конечной гласной (за грибами - "за гри­бам").

8. Перестановки звуков (взяла -"звяла", ниточки -"инточки").

9. Замены гласных при чтении (рожок некоторые дети читают как "ружок", другие - как "рожук").

10. Взаимные замены оппозиционных звуков, напри­мер, звонких и глухих (Т и Д, Ф и В, Б и П, Ц и Щ, Ш и Щ, Щ и Ч: пальто - "пальдо", одевается - "отевается", форточку - "фордочку")

11. Пропуски букв при стечении согласных, в ре­зультате чего происходит замена слова бессмысленными звукосочетаниями (ослик читается иногда как "осик", кор­мила - как "комила").

12. Нарушение чтения пар слов, сходных по буквен­ному составу: слово со стечением согласных заменяется фонетически более простым словом (ствол прочитывается как "стол", лампа - как "лапа").

Рассмотренные ошибки при чтении у учеников 1-2-х классов вспомогательной школы, естественно, затрудня­ют или делают невозможным понимание прочитанного тек­ста, предложения.

Так, ученику 1-го класса предлагалось в конце учеб­ного года прочитать следующий текст:

Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Этот текст ребенок воспроизвел следующим образом:

"Зайку борстила хозаика, Паде дождием осталась заик,

Сто стакамеики слезт е мого, Бес до неточеки промояк".

Прочитанный текст не соотносился со смыслом.

Нарушения смысловой стороны чтения наблюдаются не только при искаженном воспроизведении печатного тек­ста. Затруднения в осмыслении прочитанного возникают и при побуквенном способе чтения.

В ряде случаев при довольно хорошем техническом уровне чтения, даже при чтении целыми словами, некото­рые дети не осмысливают прочитанный текст. Правильно прочитанное слово не соотносится ими в процессе чтения со словом устной речи. Интересен тот факт, что тот же текст, прочитанный или пересказанный педагогом, усваи­вается довольно быстро и правильно.

Таким образом, нарушения чтения у учащихся 1-2-х классов вспомогательной школы можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоение букв; 2) побуквенное чтение; 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова; 4) нарушения понимания читаемого.

Остановимся на распространенности и особенностях указанных проявлений нарушения чтения.

1. Неусвоение букв.У.умственно отсталых детей это нарушение выражается в разной степени: от неусвоения нескольких до 20-25 букв. В последнем случае усваиваются лишь буквы, обозначающие гласные (преимущественно А, О, У) и длительные согласные (Ш, Р, С, X и др.).

Усвоение различных букв алфавита неодинаково. Одни буквы усваиваются быстро и прочно, другие - с тру­дом. Реже встречаются нарушения в усвоении А, У, О, Ы, М, Ф, чаще - К, X, Н, П, Ж, Б, В, 3, И Особенно трудно усваиваются Д, Т, Г, Е, причем в одних случаях буквы совсем не называются, в других - заменяются. Наи­более часты следующие замены: Д-"Л", Х-"К", Ж-"3", Г-"Т", Г-"К", Д-"У", Ж-"Ш", Т-'Т", Д-"Т", Р-"Л".

Замены Г-"К", Ж-"3", Ж-"Ш", Д-"Т", Р-"Л" мож­но объяснить фонетическим сходством звуков, которые обозначают эти буквы; Г-"Т", Т-'Т", К-"Л" - сходством по графическому признаку; Д-"Л", Х-"К" - сходством по нескольким признакам; Д-"Л" сходны не только графически, но и по артикуляции. Сходные графически буквы X и К обозначают звуки, сходные по звучанию и артикуляции. Одни дети, не усвоившие букв, умеют читать слоги, иногда простые фонетически слова, состоящие из знако­мых букв; другие дети - не умеют.

Неусвоение букв обнаружено у 51% учеников 1-го класса и лишь у 1,5% - 2-го класса.

У учащихся 2-го класса уже сформирован стойкий образ звуко-буквы, и соотнесение графического образа бук­вы с акустико-кинестетическими образами звука не вызы­вает у них затруднений, за очень немногими исключения­ми. Количество букв, не усвоенных учащимися 2-го клас­са, сравнительно невелико - 2-3 буквы. Часто в процессе чтения эти буквы все же трансформируются в звуки. Слова с буквами, которые не называются изолированно, часто прочитываются.

2. Побуквенное чтение.У умственно отсталых детей отмечаются разные варианты побуквенного чтения. В од­них случаях дети произносят раздельно простые слоги, называя буквы поочередно (со читается как с, а без после­дующего слияния). В других случаях изолированно назы­вают буквы, затем произносят слог (с, а - со).

Иногда дети могут соотнести со значением прочитан­ные побуквенно слова. Некоторые осмысливают целые предложения и тексты, прочитанные побуквенно.

У 49% учеников 1-го класса, по нашим данным, на­блюдается побуквенное чтение, во 2-м классе - лишь у 26% детей.

3. Искажения звуковой и слоговой структуры слова при чтении.У умственно отсталых детей в процессе чтения от­мечаются многочисленные искажения звуко-слоговой струк­туры слова, разнообразные по характеру.

В 1-м классе, по нашим данным, искажения" читае­мых слов отмечены у 38% учеников. Во 2-м классе искаже­ния звуко-слоговой структуры слова выявлены у 10% детей.

Распространенность отдельных форм искажений слов в 1-м и 2-м классах различная.

В 1-м классе:

1) замены звуков в словах (при правильном называ­нии изолированных букв) (лиса - "ниса");2) перестановка звуков (утка - "тука", арбуз - "рабуз");

3) замены читаемого слова другим словом либо асемантичным звукосочетанием (шкаф - "шапка", марка - "рака");

4) пропуски согласных при их стечении (кукла - "кула", лампа - "лапа", "лама);

5) вставки гласных в середине слова между согласны­ми при их стечении (пасла - "пасада", кукла - "кукала").

Во 2-м классе:

1) замены слов другим словом или асемантичным звукосочетанием;

2) перестановка звуков;

3) замены звуков в словах;

4) пропуски согласных при стечении.

Искажений звуко-слоговой структуры слова в 1-м классе гораздо больше, чем во 2-м. Во 2-м классе почти отсутствуют такие формы искажений, как пропуски соглас­ных при отсутствии их стечения, пропуски гласных, пере­становки слогов в слове. В зависимости от класса меняют­ся и количественные соотношения различных форм иска­жений слова. Так, в 1-м классе наиболее распространены замены звуков в словах; во 2-м - замены слов другими сло­вами. Этот факт подтверждает в какой-то степени усиле­ние роли догадки на более высоких этапах формирования навыка чтения. И в том и в другом классе искажения струк­туры читаемых слов являются наиболее распространенны­ми среди всех других видов ошибок.

Наши рекомендации