А. Ошибки чтения, встречающиеся у учеников 1-го класса

При усвоении букв могут быть следующие нарушения:

1. Полное незнание букв.

2. Называние букв несоответствующими сочетания­ ми звуков (буква А называется УО и т.п.), словами, начи­нающимися с соответствующих звуков (например, буква К называется кошка, Д - дом, буква Ё - ёжик).

3. Незнание большого количества букв. Исключе­ние составляют буквы, обозначающие гласные и некото­рые длительные согласные звуки.

4. Замены сходных по начертанию букв (Т-Т, В-Б, П-Н, Т-Н и т.д.); замены букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки (3-С, Б-П. Д-Т: коза читается как "коса", бочка - как "почка", таскает - как "ласкает", моет - как "моед").

5. Недифференцированные замены букв, например: Д-Г, Ы-0, Х-К.

При чтении изолированных слогов могут быть следую­щие ошибки:

1. Побуквенное чтение слогов без последующего слияния (слог ба читается как "б, а"); с последующим слияни­ем звуков (са читается "с, а - са", ну - "н, у - ну").

2. Замены слогов другими слогами, отличающимися лишь гласными звуками, при этом слоги читаются слитно

3. (ро читается как "ру", но - как "ну", жу - как "жа"); заме­ны слогов слогами с гласным а, при этом согласный звук слога воспроизводится правильно (жу читается как "жа", ро - как "ра", ну - как "на", зы - как "за").

3. Замены согласного звука в слоге. Гласный звук воспроизводится правильно, слоги читаются побуквенно с последующим слиянием, все буквы читаемого слога называются правильно. Однако при последующем слитном их воспроизведении согласный звук слога заменяется. Напри­мер: слог ру читается как "р, у - ну", ду - как "д, у - бу", ха - как "х, а - на". Замены звуков носят недифференци­рованный характер.

Аналогичное искажение читаемых слогов встречается и у детей в норме, которые читают слоги сразу слитно. Как и в предыдущем случае, в процессе чтения слога про­изводятся недифференцированные замены согласных. Так, например, то читается как "го", па - как "ба", ру - как "ну", ха - как "на",

4. Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками, например: слог ру прочиты­вается как "рю", ро - как "рё", ту - как "тю".

При чтении словнаблюдаются следующие нарушения:

1. Побуквенное чтение слогов в слове с последующим слиянием их воспроизведения (р, у - ру, к, а - ка). Прочитанное таким способом слово осмысливается.

2. Побуквенное чтение слов с последующим слияни­ем, но без их осмысления, В этих случаях прочитанное слово не соотносится с его значением. Так, мыло читается сначала побуквенно, затем слитно. Однако на вопрос "Что им делают?" ребенок не дает ответа. При повторении же
слова педагогом слово осмысливается, в результате ребенок правильно отвечает и находит соответствующую кар­тинку. Правильно прочитанное слово ребенок не сразу может соотнести со словом устной речи, а потому и не ос­мысливает его.

3. Слоговое чтение и понимание только фонетичес­ки простых слов, т.е. слов, состоящих из двух открытых слогов или из одного закрытого (рама, дом).

4. Слово читается правильно, но воспроизводится повторно как один бессмысленный слог, включающий не­ которые звуки данного слова (каша читается сначала как "ка-ша", затем воспроизводится повторно как "шу"; Шура,
прочитанное слоговым способом "Шу-ра", затем повторя­ется как слог "ру").

5. При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующим напечатанному (дает прочитывается как "да-рит"). В односложных словах искажается конец слова (слово пьет чи­тается как "пьере").

6. Не читается конечная согласная слова (шар прочи­тывается как "ша"), конечная гласная (Луша - как "Луш", вода - как "вод").

7. В словах, как и в слогах, твердые согласные за­меняются мягкими. Например: вместо петух читается "петюх", вместо лужок - "люжок".

8. В конце слова после согласного добавляется глас­ный звук. Например: вот читается как "вота".

9. Пропуски согласных при их стечении (кукла чита­ется как "кула", ест - как "ет") или слово заменяется дру­гим, более простым (лампа читается как "лапа", ствол - как "стол"),

10. Добавления гласных звуков между согласными при их стечении: пасла дети читают "пасала", таскали - "тасакали".

11. Перестановки звуков в обратных слогах: арбуз дети читают как "рабуз", утка - "тука", дает - "дате", ослик - "солик", ест - "сет".

12. Неустойчивое искаженное прочтение слова, ког­да читаемое слово воспроизводится неправильно и заменя­ется другим словом или звукосочетанием, сходным по звуко-буквенному составу: шкаф сначала читается как "шап­ка", затем - как "шакал"; ест - как "сет", "сесу".

13. Замедленное чтение, когда забываются звуки и слово воспроизводится искаженно (капуста - "пуста").

14. Побуквенное чтение слогов слова без последую­щего слияния: называются буквы, составляющие слово, само слово не осмысливается.

15. Побуквенное чтение с хорошим пониманием про­читанного. Например, петух воспроизводится как "п, е, т, у, х", но слово правильно соотносится с картинкой.

16. Побуквенное чтение с последующим слитным воспроизведением, но не адекватным напечатанному, а лишь содержащим некоторые звуки, входящие в состав предъявленного слова. Так, лыжа после побуквенного его
прочтения воспроизводится как "жаба", "шалаш или "лужа".

17. Перестановки слогов при воспроизведении сло­ва, прочитанного побуквенно (мыло - "м, ы, л, о - ломы").

18. Замены слова при чтении бессмысленными соче­таниями, включающими звуки предъявленного слова (тас­кали - "тасик", утка - "ухта"; при этом прочитанное слово не соотносится с его значением); замены слова другими
словами, сходными по звуко-буквенному составу (шкаф - "шапка").

19. Затруднения в осмысливании правильно прочи­танных слов. В этом случае слово узнается лишь после многократного его повторения.

При чтении предложений и текстаотмечаются следу­ющие ошибки:

1. Замедленное и искаженное воспроизведение чита­емого, вследствие чего нарушается понимание прочитан­ных предложений.

2. Побуквенное чтение при хорошем понимании чи­таемого текста.

3. Затрудненное понимание текста при послоговом способе чтения, а также при технически правильном.

4. Неправильное воспроизведение прочитанных пред­ложений при послоговом чтении. При повторении предложения дети воспроизводят лишь последнее его слово.

Наши рекомендации