Шелестеть сухими листьями в осеннем саду.
6. Закрепление словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям:
Играет в шахматы – шахматист играет в волейбол –
Играет на баяне - играет в баскетбол –
Играет на гармони - играет в хоккей –
Играет на аккордеоне - работает на машине –
Играет на пианино - работает на такси –
Играет на гитаре - поднимает штангу –
Составление предложений ( с образованными словами), деление их на слова.
Физкультминутка.
8. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами –ушк-, -юшк, -ышк-… - игра «Назови ласково»:
Зима – зимушка крыло- сторона-
Кума- кол- голова-
Голубка- воля- борода-
Стекло- хлеб - мать-
Камень- изба- батя-
Бревно- хозяйка- тётя-
Горе- корова- дядя-
Воробей- штаны- горло-
Солнце- ворона- перо-
Медведь - трава- зерно-
9. Итог занятия:
- произнесение, сопоставление [С]-[Ш].
Работа воспитателя по заданию логопеда
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Гимнастика для развития мелкой моторики рук.
3.Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица).
4.Рисование на буквы У.
Дата __________
Занятие № 40
Тема: «Буква Я»
Цель: 1.Знакомство с буквой Я.
2. Закрепление представлений о мягкости согласных.
3. Закрепление навыков чтения и печатания.
4. Составление схемы предложения.
5. Закрепление ударения.
Оборудование: наборы для составления схем, таблица со слогами на И, Е после
согласных, тетради, ручки, разрезные азбуки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Чтение слогов по таблице:
би бе ки ке ви ве хи хе
Ги ге пи пе ди де си се
Ми ме зи зе ни не ли ле
Что происходит с согласными перед гласными И,Е?
4. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:
а) ба-бя ка-кя ва-вя ха-хя б) мать – мять
Га-гя па-пя да-дя са-ся мал – мял
Ма-мя за-зя на-ня ла-ля масса – мясо
5. Знакомство с буквой Я– для обозначения мягкости согласного вместо А
употребляется буква Я.
6. Упражнения с разрезной азбукой:
ня – няня – Таня ля – Поля – поляна
Мя – мята ся – Ася – Вася
Дя – дядя – Надя тя – Катя – котята
7. Печатание:
а) буквы Я;
б) слогов (см 4 а)
в) слов: няня, мята, дядя, мясо, Таня, Надя, Оля, Поля, Катя.
Физкультминутка.
9. Выделение ударения – игра «Эхо»:
Котята – тя играть – рать утята - тя
Пляски – пляс гусята – ся десять – де
Земляника – ни десятка – сят лягушка – гуш
10. Словообразование относительных прилагательных, составление предложений по
образцу, деление их на слова:
лён – льняное платье Оля надела льняное платье.
Люся взяла льняную шляпу.
Полотно – полотняная блуза Валя купила нарядную полотняную блузу.
Нейлон –
Шёлк –
Фланель –
И т.д.
11. Итог занятия:
- какую букву изучали?
- какая она?
- упражнение на развитие памяти «Запомни, повтори» (по 4 слова на Я).
Работа воспитателя по заданию логопеда
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Гимнастика для развития мелкой моторики рук.
3.Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица).
4.Рисование на буквы У.
Дата __________
Занятие № 41
Тема: «Звук и буква Р»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р.
2. Составление предложений по предметным картинкам, деление их на слова.
3. Закрепление спряжения глаголов в настоящем времени.
4. Пересказ сказки «Ворона и рак» (по Л.Н.Толстому).
5. Упражнение в чтении и печатании слов.
Оборудование: предметные картинки (рак, рама, радуга, карандаш, барабан,
Рука, рубашка, кукуруза, куры, шар, арбузы, карта, груши, крыша, зебра,
баран, гитара, рыба, тигр, шарф), несколько картинок на [Р’], [Л], текст
сказки «Ворона и рак», наборы для составления схем слов, тетради, ручки,
разрезные азбуки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Отгадывание по характеристике звука [Р],
Произнесение громко, тихо, шепотом, хором и индивидуально.
Знакомство с буквой [Р].
4. Воспроизведение слоговых рядов:
ра-ро-ру-ры ар-ор-ур-ыр
Шра-шро-шру-шры ашр-ошр-ушр-ышр
Рша-ршо-ршу-ршы арш-орш-урш-ырш
Ажр-ожр-ужр-ыжр
5. Припоминание и проговаривание скороговорок на звук [Р].
6. Выделение звука [Р]:
а) тра, атр, кла, три, пла, пра, при, шры, шри, шли, шлы…;
б) торшер, термометр, шлагбаум, колокольчик, ребёнок, инструмент, трамвай,
фабрика, ладонь, полотенце…;
в) из сказки «Ворона и рак».
7. Пересказ сказки:
а) беседа по содержанию:
Как называется сказка? Кто написал её?
О ком эта сказка? О чём она?
Кто поймал рака?
Что решила сделать ворона?
Как удалось раку спастись?
Как рак перехитрил ворону?
Какой рак? Назовите признаки.