Фронтальные логопедические занятия
I период (сентябрь, октябрь)
Занятия проводятся с 15 сентября по 2 (3) раза в неделю, программный материал изучается также на подгрупповых логопедических занятиях, а закрепляется на всех воспитательских занятиях по программе детского сада и в повседневной жизни и деятельности детей.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема. Звук И буКВЯ У
Цель:
1. Четкое произнесение звука.
2. Выделение начального ударного гласного.
3. Договаривание предложений по картинкам (употребление суще
ствительных в именительном и винительном падежах единствен
ного числа).
4. Знакомство с буквой У.
Оборудование:предметные картинки (утюг, удав, улитка, утка, ухо, удод, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник, антенна, автомат, туфли), индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой У, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
I. Оргмомент (двухступенчатая инструкция).
II. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для рук.
III.Знакомство с темой — выделение на слух звука У из слов: улица,
умный, Уля.
IV. Длительное произнесение звука У:
а) логопедом;
б) детьми (хором, индивидуально);
в) тихим и громким голосом;
2- 11
Тема. |
г) наблюдение за положением артикуляционных органов (в зерка
лах), за воздушной струей, голосом;
д) характеристика звука У: поется — гласный.
V. Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, ио, ауи, аиу, иуа, уиа...;
б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, (паук, курица,
кот, петух, гамак, туфли, тапки)....
VI. Вьщеление ударного начального гласного в слогах, словах: ух, ах, ох,
их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля....
VII. Физкультминутка.
VIII. Вьщеление звука У на слух и в произношении по предметным
картинкам на панно: проговаривание картинок, отбор картинок
на звук У.
IX. Игры на развитие внимания и памяти: "Что изменилось?", "Чего
не стало?"(используются четыре картинки или игрушки).
X. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У,
отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура, печатание
буквы на доске и в тетрадях.
XI. Припоминание ранее рассмотренных картинок на У.
XII. Упражнение в составлении предложений — договаривание нача
тых логопедом предложений с обязательным использованием ра
нее предъявленных картинок на У:
В реке плавает (утенок).
На берегу громко крякает (утка).
У ребенка болит (ухо).
Мама включила электрический (утюг).
На листке сидит (улитка).
В лесу живет огромный (удав).
Мама чистит (умывальник).
XIII. Итог.Учили звук и букву У. Звук У— гласный.
Закрепление на подгрупповых логопедических занятиях
1. Игра "Телефон"— припоминание рассмотренных на фронтальном
занятии картинок на У.
2. Игра "Что изменилось?"— упражнение с четырьмя картинками.
3. Игра "Назови первый звук"— вьщеление первого ударного гласно-
го в слове.
Работа воспитателя по заданию логопеда
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Гимнастика для развития мелкой моторики рук.
3. Игра с мячом "Назови первый звук"(ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля,
умный, Аня, улица).
4. Печатание на асфальте буквы У.
ЗАНЯТИЕ
Звук и буква А
Цель:
1. Четкое произнесение звука.
2. Вьщеление начального ударного гласного (повторение).
3. Анализ звукового ряда из двух гласных.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Договаривание предложений по предметным картинкам (упот
ребление существительных в косвенных падежах единствен
ного числа).
6. Знакомство с буквой А.
Оборудование:предметные картинки {автомат, альбом, антенна, бинт, бант, утюг, айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли, тапки, утенок), индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А,тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
I.Оргмомент (сложная инструкция: припоминание геометрических
фигур).
II. Повторение звука У, припоминание рассмотренных ранее карти-
нок на У.
III. Знакомство с темой — вьщеление звука А из слов: август, аист,
адрес, автор, Аннушка.
IV. Произнесение звука А, наблюдение за артикуляцией, характе-
ристика (звук произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально). Вывод: звук А— гласный.
V. Вьщеление звука А на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа...;
б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он...;
в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, (туфли,
тапки, бант, бинт, бунт, книжный)....
VI.Анализ звукового ряда из двух гласных — игры: "Отгадай, сколько
произнесу звуков", "Отгадай и назови звуки":
Ау уа аи иа иу уи ао оа
VII. Выделение звука А в произношении в словах по предметным
картинкам:
а) хоровое проговаривание;
б) отбор картинок на А — игра "Четвертый лишний";
в) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картин
ками на А:
"Чего не стало?"— 6 картинок; "Что изменилось?"— 4 картинки.
VIII. Закрепление употребления косвенных падежей существительных
единственного числа — игра "Закончи предложение"(по предмет
ным картинкам на А, но без опоры на наглядность):
На крышу поставили телевизионную.... Солдаты стреляют из... . Дети рисуют красками в.... Мама варит варенье из... . Дети гуляют по садовой... .
IX. Физкультминутка (выборочно упражнения для пальчиковой гим
настики).
X. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточ-
ки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и в тетрадях.
XI. Упражнения с разрезной азбукой — составление из букв по следам
анализа слов: ау, уа.
XII. Итог.Какой звук изучали? Какой это звук? Почему он гласный?
Какой еще знаете гласный?
Игра "Отгадай слово"(пропущен первый гласный А или У):
. хо,. втомат,. тка,. нтенна,. льбом,. тюг,. мывальник,. дав,. мник, . така,. втомобиль,. литка.
Закрепление на подгрупповых логопедических занятиях1. Игра "Сосчитай и назови звуки"— звуковой анализ (ау, уа).
2. Игры: "Что изменилось?", "Чего не стало?"— развитие внимания и
памяти.
3. Игра "Отгадай слово"(см. XII).
4. Игра "Телефон"— припоминание рассмотренных ранее картинок на А