Г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91

В издательстве ГНОМ И Д

в серии "В помощь логопеду" готовятся к изданию книги:

>■ Артикуляционный тренинг.Практикум для педагогов и родителей. Ку­ликовская Т.Д.

> Буквы и слоги. Комплект демонстрационных карточек для педагогов.

> ДетисЗПР. Коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры.
Учебно-методическое пособие. Борякова Н.Ю., Окорокова А.В.

> Дидактический материал по автоматизации произношения звуков:
свистящих; шипящих; Р-Р'.Альбом логопеда. Полноцветный картин­
ный материал. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

> Дидактические игры и занимательный материал для уроков есте­
ствознания.Раздел I. Неживая природа. Раздел II. Растения. Раздел III.
Животные. Раздел IV. Человек. ЛифановаТ.М.

> Звуки, буквы называя, я учить их начинаю. Галкина Г.Г.

>■ Звуковые кроссворды в картинках.Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

>• Игры со звуками, буквами и словами для детей 5-7 дет.Логопедичес­кое пособие. Наумова Э.Д.

> Конструктор "ЛЕГО-ДАКТА" в работе с детьми с ОНР. Пособие для
воспитателей. Ерохина Н.В.

> Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Новикова Е.В.
>• Логопедическая азбука.Новая методика обучения чтению. Новикова Е.В.
>• Логопедические рифмовки и миниатюры.Пособие для логопедов, вос­
питателей и родителей. Изд. 2-ое. Алифанова Е.А., Егорова Н.В.

> Нравственные беседы с элементами психогимнастики.Планы заня­
тий с детьми 4-6 лет. Жучкова Г.Н.

> Организация обучения и воспитания детей с задержкой психическо­
го развития в дошкольном учреждении.Учебно-методическое посо­
бие. Борякова Н.Ю., Дубинина Е.А., Касицына М.А.

>■ Очень умные карточки.Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Коноваленко СВ.

> Работа с заикаищимися детьми в специальном детском саду. Шило­
ва Е.А., Замотаева С.А.

>■ Развитие речи и формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.Часть II. «Осень». Часть III. «Зима». Планы занятий. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

> Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточ­
ностью в процессе деятельности(на примере уроков ИЗО). Шилова Е.А.

>• Формирование количественных представлений у дошкольников с на­рушениями интеллекта.Конспекты занятий. Чумакова И. В.

Г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91

В.В. КОНОВАЛЕНКО, СВ. КОНОВАЛЕНКО

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ

I период

Пособие для логопедов

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва 2000

Г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91 - student2.ru Г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91 - student2.ru ББК 74.3 К 64

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

I период (сентябрь, октябрь)

Занятия проводятся с 15 сентября по 2 (3) раза в неделю, программ­ный материал изучается также на подгрупповых логопедических заня­тиях, а закрепляется на всех воспитательских занятиях по программе детского сада и в повседневной жизни и деятельности детей.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема. Звук И буКВЯ У

Цель:

1. Четкое произнесение звука.

2. Выделение начального ударного гласного.

3. Договаривание предложений по картинкам (употребление суще­
ствительных в именительном и винительном падежах единствен­
ного числа).

4. Знакомство с буквой У.

Оборудование:предметные картинки (утюг, удав, улитка, утка, ухо, удод, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, дудка, кухня, петух, ива, дуб, будильник, антенна, автомат, туфли), индивидуальные зеркала, де­монстрационная карточка с буквой У, тетради, карандаши, раз­резные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент (двухступенчатая инструкция).

II. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для рук.

III.Знакомство с темой — выделение на слух звука У из слов: улица,
умный, Уля.

IV. Длительное произнесение звука У:

а) логопедом;

б) детьми (хором, индивидуально);

в) тихим и громким голосом;

2- 11


Тема.

г) наблюдение за положением артикуляционных органов (в зерка­
лах), за воздушной струей, голосом;

д) характеристика звука У: поется — гласный.

V. Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда гласных: уа, ау, уи, иу, оу, уо, аи, ио, ауи, аиу, иуа, уиа...;

б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, (паук, курица,
кот, петух, гамак, туфли, тапки)....

VI. Вьщеление ударного начального гласного в слогах, словах: ух, ах, ох,
их, эх, ум, ам, он, Аня, Оля, Уля....

VII. Физкультминутка.

VIII. Вьщеление звука У на слух и в произношении по предметным
картинкам на панно: проговаривание картинок, отбор картинок
на звук У.

IX. Игры на развитие внимания и памяти: "Что изменилось?", "Чего
не стало?"(используются четыре картинки или игрушки).

X. Знакомство с буквой У: рассматривание карточки с буквой У,
отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура, печатание
буквы на доске и в тетрадях.

XI. Припоминание ранее рассмотренных картинок на У.

XII. Упражнение в составлении предложений — договаривание нача­
тых логопедом предложений с обязательным использованием ра­
нее предъявленных картинок на У:

В реке плавает (утенок).

На берегу громко крякает (утка).

У ребенка болит (ухо).

Мама включила электрический (утюг).

На листке сидит (улитка).

В лесу живет огромный (удав).

Мама чистит (умывальник).

XIII. Итог.Учили звук и букву У. Звук У— гласный.

ЗАНЯТИЕ

Звук и буква А

Цель:

1. Четкое произнесение звука.

2. Вьщеление начального ударного гласного (повторение).

3. Анализ звукового ряда из двух гласных.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Договаривание предложений по предметным картинкам (упот­
ребление существительных в косвенных падежах единствен­
ного числа).

6. Знакомство с буквой А.

Оборудование:предметные картинки {автомат, альбом, антенна, бинт, бант, утюг, айва, аллея, автомобиль, ателье, атомоход, панама, майка, туфли, тапки, утенок), индивидуальные зеркала, карточка с изобра­жением буквы А,тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I.Оргмомент (сложная инструкция: припоминание геометрических

фигур).

II. Повторение звука У, припоминание рассмотренных ранее карти-

нок на У.

III. Знакомство с темой — вьщеление звука А из слов: август, аист,
адрес, автор, Аннушка.

IV. Произнесение звука А, наблюдение за артикуляцией, характе-

ристика (звук произносится логопедом, детьми, хором и инди­видуально). Вывод: звук А— гласный.

V. Вьщеление звука А на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа...;

б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он...;

в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, (туфли,
тапки, бант, бинт, бунт, книжный)....

VI.Анализ звукового ряда из двух гласных — игры: "Отгадай, сколько
произнесу звуков", "Отгадай и назови звуки":

Ау уа аи иа иу уи ао оа

VII. Выделение звука А в произношении в словах по предметным
картинкам:

а) хоровое проговаривание;

б) отбор картинок на А — игра "Четвертый лишний";

в) игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картин­
ками на А:

"Чего не стало?"— 6 картинок; "Что изменилось?"— 4 картинки.

VIII. Закрепление употребления косвенных падежей существительных
единственного числа — игра "Закончи предложение"(по предмет­
ным картинкам на А, но без опоры на наглядность):

На крышу поставили телевизионную.... Солдаты стреляют из... . Дети рисуют красками в.... Мама варит варенье из... . Дети гуляют по садовой... .

IX. Физкультминутка (выборочно упражнения для пальчиковой гим­
настики).

X. Знакомство с буквой А: рассматривание демонстрационной карточ-

ки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы на доске и в тетрадях.

XI. Упражнения с разрезной азбукой — составление из букв по следам
анализа слов: ау, уа.

XII. Итог.Какой звук изучали? Какой это звук? Почему он гласный?
Какой еще знаете гласный?

Игра "Отгадай слово"(пропущен первый гласный А или У):

. хо,. втомат,. тка,. нтенна,. льбом,. тюг,. мывальник,. дав,. мник, . така,. втомобиль,. литка.

Закрепление на подгрупповых логопедических занятиях1. Игра "Сосчитай и назови звуки"— звуковой анализ (ау, уа).

2. Игры: "Что изменилось?", "Чего не стало?"— развитие внимания и

памяти.

3. Игра "Отгадай слово"(см. XII).

4. Игра "Телефон"— припоминание рассмотренных ранее картинок на А

Тема. ЗВУКИ А, У

Цель:

1. Четкое произношение и сопоставление звуков А, У.

2. Выделение ударных и безударных звуков А, У в начале слова.

3. Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных звуков.

4. Анализ звукового ряда из трех гласных.

5. Печатание под диктовку звуковых рядов из трех гласных.

6. Различение существительных мужского, женского и среднего
рода в соотнесении с количественными числительными один,
одна, одно.

Оборудование:предметные картинки (утюг, удав, улитка, ухо, утенок, утка, альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник), цифро­вая карточка 1, тетради, карандаши, магнитная азбука (демонст­рационная), разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент. Припоминание и называние картинок на А, У (сложная

инструкция).

И. Отгадывание по артикуляционной позе звуков А, У. III. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков А, У.

 
  Г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91 - student2.ru

Тема.

IV. Различение на слух звуков А-У:

а) в звуковом ряду: а, у, у, а, и, у, а... (один ряд — команда хлопает на
звук А, другой ряд — на У);

б) в слоговом ряду: ах, ух, ум, ам, ук...;

в) в ряду слов: армия, ананас, ученик, аист, удочка, угол, артист,
авиация, уксус, узор, азбука, ужин, утро....

V. Различение звуков А-У в произношении:

а) проговаривание слов по предметным картинкам;

б) отбор картинок на звук У;

в) на звук А.

(Дети уносят картинки на столы, переворачивают после установки на запоминание.)

VI. Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных:

Ауу уау

Аау ууа

Ауа уаа

VII. Анализ звукового ряда из трех гласных (см. VI):

а) назови первый звук;

б) назови последний звук;

в) сосчитай звуки.

VIII. Упражнение с магнитной и разрезными азбуками — «Выложи
буквы».

IX. Печатание звуковых рядов под диктовку:

Ау ауу аау ауа

Уа уаа ууа уау

X. Игра «Телефон»— вспомни и назови свою картинку с использова-

нием цифровой карточки 1 (на доске). Упражнение в различении и употреблении рода имен существительных.

XI. Итог.

ЗАНЯТИЕ 4

Звук и буква И

Цель:

1. Четкое произнесение звука.

2. Анализ звукового ряда из трех гласных. Воспроизведение звуко­
вых рядов из трех гласных.

3. Упражнение в употреблении именительного падежа множе­
ственного числа существительных с окончаниями -и, -а.

4. Развитие внимания, памяти.

5. Знакомство с буквой И.

Оборудование:предметные картинки (ива, индюк, Инна, Иван, липа, лифт, бинт, лилия, малина, бант, калина, калитка, будильник, утюг, улитка, туфли, дуб), предметные картинки для упражнения в образовании именительного падежа множественного числа существительных (дыня, муха, нога, конь, книга, мак, петух, улитка, утюг, паук, дам, окно, утенок), индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент (припоминание картинок на А, У).

II. Повторение изученных гласных А, У.

III. Знакомство с темой — выделение на слух звука И из слов: игры,
иволга, ивушка, иглы, Инна.

IV. Произнесение звука И (логопедом, детьми), наблюдение за по­
ложением артикуляционных органов, звучанием, характерис­
тика: поется — гласный.

V. Выделение на слух звука И:

а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои...;

б) из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан...;

в) из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испу­
гаться, уголок, удивляться...;

г) из имен: Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья....

Г. Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 Тел./факс: (095) 207-13-96,151-74-91 - student2.ru VI. Звуковой анализ ряда из трех гласных: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау

(определение первого звука, последнего, полный анализ, определе­ние на слух количества звуков, воспроизведение звуковых рядов).

VII. Физкультминутка.

VIII. Выделение звука И в произношении:

а) проговаривание картинок;

б) отбор картинок на звук И;

в) игры на развитие внимания и памяти с этими картинками:
"Что изменилось?", "Отгадай указанную картинку";

г) договаривание предложений словом ива (по картинке) в кос­
венных падежах:

Дети посадили во дворе маленькую... .

Все лето они ухаживали за... .

Весной распустились зеленые листочки на... .

Дети весело играют под зеленой... .

Они поставили скамейку под своей... .

Вместе с воспитателями они посадили цветы около... .

IX. Упражнение в употреблении по образцу именительного падежа
множественного числа существительных — игра "Эхо":

дыня — дыни мак — паук —
муха —   петух — дом —
нога —   улитка — лебедь —
конь —   утка — индюк —
книга —   утюг — линейка —
окно —   утенок — калитка —

X. Знакомство с буквой И: рассматривание буквы, отыскивание ее,

обведение контура, печатание.

XI. Итог.Произнесение, характеристика, припоминание картинок на И.

ЗАНЯТИЕ

Тема. ЗВУКИ П, П\ БуКВЯ П

Цель:

1. Закрепление произношения и различение звуков П-П'-Б.

2. Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и
синтез обратных слогов ал,уп, ип.

3. Составление и преобразование предложений по сюжетным кар­
тинкам по образцу — согласование глаголов настоящего време­
ни с существительными в числе.

4. Знакомство с буквой П.

5. Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печата­
ние обратных слогов.

Оборудование:предметные картинки {пион, бант, батон, буквы, павлин, панама, бумага, пеликан, петух, будильник, пальто, пулемет, паук, попу­гай, пять, паутина, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья), сю­жетные картинки (Петя (Поля) поет. Дети поют. Петя (Поля) подметает. Петя (Поля) наливает воду. Петя (Поля) выливает воду. Петя (Поля) поливает пионы), индивидуальные зеркала, тет­ради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент (называние индивидуальных меток по цвету).

II. Повторение и характеристика изученных гласных.

III. Знакомство со звуками П, П':

а) выделение повторяющегося звука П: сноп, глуп, хлоп, панама...;
произнесение его логопедом, детьми;

характеристика звука: не поется — не гласный — согласный,активно участвуют губы— губной;

б) выделение звука 1Г: сыпь, петь, накипь, Петя, пять...;

в) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и
звучанием.

Вывод: П— твердый —ап, уп, ип; П' — мягкий— апъ, упь, ипь.

IV. Различение П-1Гна слух (выделение П):

а) па, пя, по, пе, пу, пы, пи, пю, ап, оп, апъ, ипь...;

б) пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо,
пароход...;

з- 19


Тема.

в) игра "Наоборот":

ап-ап-ап -* апь-апь-апъ оп-оп-оп -> уп-уп-уп -> топ-топ-топ -*

па-па-па -» пя-пя-пя по-по-по -> пу-пу-пу -» пы-пы-пы -»

V. Дифференциация в произношении по картинкам:

а) проговаривание названий картинок на панно;

б) отбор картинок на звук П, игра с ними на развитие внима­
ния и памяти "Назови указанную картинку";

в) отбор картинок на звук П' — игра на внимание и память
"Запомни, повтори, положи"(3-4 картинки).

VI. Физкультминутка.

VII. Звуковой анализ обратных слогов ал, оп, уп, ип:

а) выделение первого гласного;

б) выделение последнего согласного;

в) полный анализ слога;

г) синтез обратного слога.

VIII. Воспроизведение слоговых рядов:

ап-оп-уп ап-оп-уп-ип

ап-уп-оп оп-уп-ип-ап

оп-уп-ап уп-ип-ап-оп

IX. Составление и преобразование предложений по сюжетным кар­
тинкам, на которых изображено простое действие, с помощью
вопросов и по образцу:

Поля поет. Петя поет. — Дети поют.

Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего вре­мени с существительными.

X. Знакомство с буквой П: рассматривание буквы, отыскивание ее,

обведение контура, печатание.

XI. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов: ап, уп, ип,
по следам анализа, чтение, печатание их.

XII. Итог.Какие звуки изучали? Вспомнить картинки.

Игра "Отгадай последний звук":сто., хло., глу., пото., су., то..

ЗАНЯТИЕ

Звук и буква Т

Цель:

1. Четкое произнесение звука.

2. Дифференциация на слух Т-Д-К.

3. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п...).

4. Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит. Воспроизведе­
ние слоговых рядов.

5. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью
вопросов, объединение их в рассказ.

6. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в имени­
тельном и винительном падежах и существительных.

7. Знакомство с буквой Т, печатание.

Оборудование:предметные картинки (танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, батон, каток, пулемет, охотник, гамак, хобот, конфета, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, билет, лифт, дыня), сюжетная картинка "Толя и Томалепят...", индивидуаль­ные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент (сложная инструкция: припоминание картинок на П, П').

II. Повторение знакомых гласных и согласных, сопоставление.





III. Знакомство со звуком Т:

а) выделение на слух из слов: торт, корт, гимнаст, хвост, мост,
трамвай, тарелка, тумбочка, нитки, пальто, метка...;

б) произнесение звука логопедом и детьми, наблюдение за арти­
куляцией и звучанием, характеристика: согласный, зубной.

IV. Дифференциация Т-Д-Кна слух:

а) в звуковом ряду: т, д, т, к, д, п, т...;

б) в словах: том, дом, ком, топ, тот, пот, мак, дым, танк, паук, как,
так, папа, туфли, мост, сноп, кулак, хвост...;

в) по картинкам на панно: логопед проговаривает все картин­
ки, дети отбирают и проговаривают картинки на Т.

V. Упражнение на развитие внимания и памяти с отобранными кар-

тинками (припоминание рассмотренных ранее картинок на Т— "Отгадай указанную картинку"— 6 картинок на панно перевер­нуты).

VI. Звуковой анализ обратных слогов:

ап уп ип он ат от ит ут

Назови последний звук. Какой он? Назови первый звук. Какой он? Сколько всегв звуков в слоге? Игра "Живые звуки".

VII.Воспроизведение слоговых рядов:

ат-от-ут-ит от-ут-ит-ат ут-ит-ат-от ит-ат-от-ут

VIII. Физкультминутка.

IX. Знакомство с буквой Т: рассматривание, отыскивание, обведение
контура, печатание.

X. Упражнения с разрезной азбукой: составление (по следам анализа),

преобразование и чтение обратных слогов: ап, уп, ип, ит, ут, атс последующим печатанием трех из них.

XI. Составление рассказа по сюжетной картинке:

а) рассматривание картинки;

б) называние или отбор имен на Т:

Аня, Маша, Тома, Оля, Лена, Поля, Алик, Эдик, Коля, Толя, Павлик;

в) отыскивание и называние предметов на звук Т;

г) составление предложений с помощью вопросов:

Что это? Кто это? Что делает Толя? Тома?

Что он(а) лепит ? Что у Толи ? Томы ?

д) объединение предложений в рассказ:

Вот комната. Это Тома. Это Толя. Тома лепит утку. У Томы утка. Толя лепит танк: У Толи танк.

е) заучивание рассказа.

XII. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именитель­
ном и винительном падежах и существительных — договаривание
предложений:

У Томы 1... утка.(2.., 5...) У Толи 1... танк.(2.., 5...) Тома слепила 1... утку.(2.., 5...) Толя слепил 1... танк.(2.., 5...)

XIII. Итог. Произнесение, характеристика звука Т, припоминание кар­
тинок, договаривание слов: бин., бон., лиф., хобо., поле., отколе., фут-
болис, хоккеис, ко., ки., самока..

ЗАНЯТИЕ 7

Звуки П-Т

Тема.

Цель:

1. Закрепление произношения и различение звуков.

2. Выделение последнего глухого согласного в слове.

3. Упражнение в образовании и употреблении притяжательных
прилагательных с суффиксом -ая-.

4. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, упражнения с раз­
резной азбукой, чтение и печатание.

5. Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5
и существительных.

Оборудование:предметные картинки (см. занятия 5, 6) на столах у детей, сюжетная картинка "Семья", два панно, тетради, каранда­ши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент (припоминание картинок на П, Т).

II. Повторение звуков П, Т: произнесение, сопоставление, характери-

стика.

III. Воспроизведение слоговых рядов:

ап-ат ап-ат-ап
ат-ап ат-ап-ап
ап-ап-ат ат-ат-ап
ап-ат-ат ат-ап-ат
(то же с гласными У, И);  
па-та па-та-та
та-па па-па-та
та-па-па па-та-па
та-та-па та-па-та

IV. Звуковой анализ, синтез, преобразование обратных слогов:

а) анализ слогов: ап, ат, ит, ип, уп, ут;

б) преобразование: ап -»ат ->ит -> ип -»уп ->ут;

в) синтез (договаривание):

а+ п (т) -» ап (т)

у+ т (п) -> ут (п) и+ п (т) -> ип (т)

г) игра "Живые звуки".

V. Упражнения с разрезной азбукой: составление, преобразование,

чтение обратных слогов — см. IV, б.

VI. Печатание 6 обратных слогов — см. IV, б.

VII. Физкультминутка со скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит. (С ускорением проговари-вания и движений).

VIII. Различение на слух и в произношении в словах звуков П-Т:

а) выделение слов на П, затем на Т из скороговорки;

б) игра "Две рейки"(с картинками на П и Т на столах у детей);

в) отбор картинок на П, затем на Т в конце слова.

IX. Образование и употребление притяжательных прилагательных с
суффиксом -ий-:

а) по предметным картинкам на панно по данному образцу:

У Коли петух.— Это Колинпетух. У Томы утка. — Это Томинаутка.

б) подбор словосочетаний существительных с притяжательными
прилагательными к сюжетной картине "Семья":

Петин автомобиль, папинопальто, Таниныкубики, тетина

кофта.

X. Закрепление согласования количественных числительных 1, 2, 5 и

существительных — договаривание предложений:

Рано утром поет 1... петух.

Рано утром поют 2... петуха.

Рано утром поют 5... петухов.

Мама покупает 1... батон.(2..., 5...)

Поля поливает 1... пион.(2..., 5...)

Под крыльцом мяукает 1... кот.

Под крыльцом мяукают 2 ... кота.(5...)

Таня завязывает 1... бант.(2..., 5...)

В озере плавает 1... утка, 1... утенок.

В озере плавают 2... утки, 2... утенка.(5..., 5...)

На огороде выросла 1... тыква.

На огороде выросли 2 ... тыквы.(5...)

В саду зеленеет 1... липа.

В саду зеленеют 2... липы.(5...)

Тома надевает 1... кофту.(2..., 5...)

Петя поднимает 1... автомат.(2..., 5...)

XI. Итог.Какие звуки сравнивали? Сопоставление их.

Игра "Закончи слово":ко., лиф., око., сто., бан., бин., хло., сно., вин.,

пото., бале., биле., сиро., топо., хобо., гало.. Игра "Бегите ко мне"— у кого картинки на П, Т в конце слова?

ЗАНЯТИЕ 8

Тема. ЗвуКИ К-К'. БуКВЯ К

Цель:

1. Четкое произнесение, различение звуков.

2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в
прямые.

3. Воспроизведение слоговых рядов.

4. Составление рассказа по сюжетной картине с помощью воп­
росов.

5. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного
числа существительных.

6. Знакомство с буквой К, печатание, упражнения с разрезной
азбукой.

Оборудование:предметные картинки (конь, кот, коньки, книга, паук, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, кепка, охотник, кубики, клюква,

копейка, юбка, ботинки, дудка, будильник, конфета, окно, кофейник, лифт, гамак, нога, хобот, панама), сюжетная картинка "Котята", тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I.Оргмомент (сложная инструкция: припоминание слов на К').

II. Повторение ранее изученных гласных и согласных, сопоставление,

III. Знакомство со звуками К, К':

а) выделение на слух из слов:

кролик, палка, башмак— К; кит, кефир, пакет— К';

б) произнесение попеременно К-К' логопедом, детьми (хором,
индивидуально);

в) характеристика звуков: оба согласные(не поются), один твер­
дый— К,другой мягкий— К'.

IV. Различение К-К':

а) в слогах: ка, кя, ко, кё, ки, ке, ку, кы, ак...;

б) в словах: кот, кит, корка, кошка, киска, кило, кубик, кирпич, ко­
рабль...;

в) игра "Наоборот":

ка -* кя ак -* акь

ко -* ок -*

ку-> ук->

кы -* ык -»

г) по картинкам на панно:
проговаривание названий всех картинок;

отбор картинок на К*, затем на К (остаются картинки на Г, X, Т, П).

V. Определение последнего согласного в слове — игра "1-2-3".

VI. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: ак, ок, ук, ик;
преобразование слогов: ак-♦ ка, ок-»ко, ук-» ку, ик-♦ ки— игра
"Живые звуки".

VII. Воспроизведение слоговых рядов:

ак-ок-ук-ик ка-ко-ку-ки

ок-ук-ик-ак ко-ку-ки-ка

ук-ик-ак-ок ку-ки-ка-ко

ик-ак-ок-ук ки-ка-ко-ку

VIII. Знакомство с буквой К: рассматривание, отыскивание, обведе­
ние контура, печатание.

IX. Упражнения с разрезной азбукой:


Тема.

составление по следам анализа обратных слогов, чтение, преобра­зование в прямые, анализ, чтение:

ак-> ка ук-»ку ик->ки

печатание 6 слогов: ак, ка, ук, ку, ик, ки.

X. Физкультминутка.

XI. Составление рассказа по сюжетной картине "Котята":

а) подбор имен на К:

Таня, Тома, Валя, Катя, Паля, Петя, Коля, Толя, Дима, Саня;

б) беседа:

Сколько котят у тети Кати? Кому отдает котенка тетя Катя ? Как будет Коля относиться к котенку?

в) заучивание рассказа: У тети Кати пять котят. Одного котен­
ка тетя Катя отдает маленькому Коле. У Коли будет котенок.
Коля будет любить котенка.

XII. Упражнение в употреблении родительного падежа единственного
числа существительных:

а) припоминание названий рассмотренных ранее картинок на
К, К';

б) составление предложений по образцу по индивидуальным кар­
тинкам (по памяти):

У меня нет коня.

XIII. Итог.Игра "Закончи слово":ма., мая., вени., вено., тан., индю.,
гама., пау., охотни., куби., ботино..

Закрепление на подгрупповых логопедических занятиях

1. Игра "Бегите ко мне"— припоминание картинок на К', К.

2. Игра "Наоборот"—различение К'-К.

3. Ифа "Запомни, повтори":

ка-ко-ку-ки ко-ку-ки-ка ку-ки-ка-ко ки-ка-ко-ку

4. Игра "Закончи слово"(см. XIII).

Работа воспитателя по заданию логопеда

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. См. подгрупповые занятия 1-4.

3. Повторение рассказа "Котята".

4. Закрепление произношения по индивидуальным тетрадям.

ЗАНЯТИЕ

Звуки П-Т-К

Цель:

1.Четкое произнесение и различение звуков.

2. Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.

3. Звуковой анализ прямого слога.

4. Печатание прямых слогов па, пу, та, ту, ка, купод диктовку по
следам анализа.

5. Практическое употребление предлогов.

Оборудование:предметные картинки (см. занятия 5, 6, 8), тетради, ка­рандаши, разрезные азбуки, магнитная азбука (демонстрацион­ная).

Ход занятия

I.Припоминание и называние картинок на П, Т, К (трехступенчатая

инструкция).

II. Отгадывание звуков П, Т, К по артикуляционной позе.

III. Произнесение, сопоставление, характеристика звуков П, Т, К.

IV. Выделение звуков П, Т, К в начале слова — игра «Эхо»:

плита — П кот — К

паук — П попугай — П

конфета — К тапка — Т

танк — Т топать — Т

калитка — К кухня — К

тахта — Т кубики — К и т.д.

V. Различение звуков П-Т-Кв произношении по предметным кар-

тинкам:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) игра на развитие внимания «Что изменилось?»;

в) отбор картинок вначале на П, затем на Т и на К (дети уносят
картинки на столы, переворачивают после установки на запо­
минание).

VI. Воспроизведение слоговых рядов:

па-та-ка па-ка-та

та-ка-па та-па-ка

ка-па-та ка-та-па

(То же с гласными О, У, Ы).

VII. Звуковой анализ прямых слогов:

пата ка цу ту ку

складывание их из букв магнитной и разрезной азбуки.

VIII. Печатание прямых слогов (см. VII) под диктовку.

IX. И фа «Потерялись маленькие слова»— договаривание предлога на
или под:

Кот спит ... тахте. Паук сидит ... стене.

Кот сидит ... тахтой. Толя едет ... коне.

Кофейник стоит ... столе. Павлин ходит ... тополем.

Туфли стоят ... диваном. Катя стоит ... тополем.

Книга лежит ... столе. Попугай сидит ... ветке тополя.
и т.д.

X. Закрепление употребления предлогов на, под - составление предло-

жений с этими предлогами по индивидуальным картинкам и опор­ному слову диван.

XI. Итог.

ЗАНЯТИЕ 10

Звук и буква О

Тема,

Цель:

1. Четкое произнесение звука.

2. Выделение звука О (под ударением после согласного).

3. Воспроизведение слоговых рядов (ко-по-то, ко-то-по и т.д.).

4. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа
множественного числа существительных — составление предло­
жений по предметным картинкам со словом много по данно­
му образцу.

5. Знакомство с буквой О, печатание, упражнения с разрезной
азбукой.

Оборудование:предметные картинки (дом, кот, конь, мох, лимон, ка­ток, окна, окно, мойка, пальто, венок, вагон, хобот, батон, бидон, ноги, двойка, тополь, окунь, ноты, подкова, комната, кофта, бинокль, аль­бом, пион, удод, охотник, бинт, вата, туфли), сюжетная картинка "Каток", тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент (сложная инструкция: припоминание картинок на А, У, И). П. Повторение изученных гласных: отгадывание по артикуляционной позе, произнесение, сопоставление.

III. Знакомство с темой по результатам игры "Четвертый лишний":

а) кот, заяц, медведь, лиса
корова, коза, собака, окунь
редиска, лимон,огурец, тыква
диван, кровать, окно,стул

б) припоминание названий выделенных картинок, воспроизведе­
ние ряда слов: кот — окунь — лимон — окно;

в) выделение звука О из данного ряда слов.

IV. Произнесение звука О, характеристика звука, наблюдение за ар­
тикуляцией и фонацией.

V. Выделение звука О:

а) из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э...;

б) из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, ки, ко, ку, по, ут...;





в) из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух,
стакан, жаба, мотор, жук, такси, торт, картон...;

г) отбор картинок на панно — игра "Найди и исправь ошибки".

VI. Формирование навыков звукового анализа:

а) выделение гласного после согласного в прямом слоге, преобра­
зование — игра "Живые звуки":

ка-> ко пу-♦ по тэ-» то ти-» то

б) воспроизведение слоговых рядов из прямых слогов со звуком О:

по-то-ко по-ко-то то-по-ко то-ко-по ко-по-то ко-то-по

в) выделение звука О после согласного под ударением в словах по
картинкам — игра "1-2-3":

отыскивание картинок на О в начале слова, в конце слова; рассматривание оставшихся картинок.

Вывод: звук О в середине слова (после согласного).

VII.Знакомство с буквой О: рассматривание, отыскивание, обведе­
ние контура, печатание.

VIII.Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анали­
за, преобразование и чтение слогов:

ок-+ ко оп-> по от-♦ то

IX. Печатание под диктовку слогов: ок, ко, по, оп, от, то.

X. Физкультминутка со скороговоркой «От топота копыт...».

XI. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа
существительных (единственное и множественное число), состав­
ление по индивидуальным картинкам предложений со словами
много, нет по образцу:

а) подбор имен на звук О:

Таня, Дина, Шура, Тома, Толя, Дима, Вася, Петя;

б) игра "Много— нет":

У Толи много лимонов.У Томы нет лимонов (лимона).

XII. Итог.Произнесение, характеристика зв

Наши рекомендации