Общая пошаговая последовательность практикума
1. Ожидания.
2. Теоретическая лекционно-семинарская часть занятий: понятийный аппарат и схемы описания и анализа конфликтов.
3. Анализ случаев: введение представлений о моделях разрешения конфликта.
4. Семинарские занятия: особенности нового подхода к проблеме конфликта с использованием игровых процедур.
5. Игра <Переговоры в школе>: обнаружение стереотипов конфронтации.
6. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров.
7. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка переговоров с подготовкой.
8. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров через затруднения.
9. Введение представлений об организации переговоров (посредничество). Тренировка организации переговоров.
10. Обсуждение результатов практикума.
В Таблице № 2 отражена та же последовательность практикума, но при этом отмечены общие организационно-содержательные характеристики каждого шага. Описано, в чем состоит совместное действие (цель шага), в чем состоят действие преподавателя и действия студентов, а также результат каждого шага. Фиксация результатов каждого шага является важной составляющей работы и относится к способам оценки и обратной связи о продвижении в работе.
Таблица 2
Название шага 1 1.Ожидания 2.Понятийный аппарат и схемы описания конфликта Анализ случаев: введение представлений о моделях разрешения конфликта; особенности нового подхода к проблеме конфликта; возможны вводные игровые процедуры из ч. 3 Курса | ||||
Совместное действие (цель) | Действия преподавателя | Действия студентов | Результат шага | |
Соотнесение ожиданий, знакомство Лекции, семинары, освоение базовых единиц описания и понимания феномена и проблемы Выделение структурных, сценарных и динамических характеристик конфликта | Оформление ожиданий Предъявление теоретического материала, организация дискуссий по проблематике Содержание вопросов и процедуры | Оформление ожиданий Изучение теоретических подходов, участие в дискуссиях, занятие позиций Интерпретация ситуации с точки зрения вопросов | Сформулированные ожидания и цели Овладение языком описания и анализа конфликтов Оформление общей схемы анализа | |
СО
Методическая последовательность занятий
я
К
га
О
Я
©
Соотнесение ожида- Оформление ожида- Оформление ожида- Сформулированные ний, знакомство ний ний ожидания и цели
О
Лекции, семинары, Предъявление Изучение теоретичес- Овладение языком
освоение базовых теоретического ких подходов, участие описания и анализа
единиц описания и материала, организа- в дискуссиях, занятие конфликтов понимания феномена ция дискуссий по позиций
и проблемы проблематике
Выделение структур- Содержание вопросов Интерпретация Оформление общей
ных, сценарных и и процедуры ситуации с точки схемы анализа
динамических зрения вопросов
характеристик
конфликта
Т)
О
а
12 3 Прояснение норма- Сообщение о моделях тивных представле- Предъявление ний о модели как о специфических процессе характеристик Обсуждение преиму- конструктивно-ществ и ограничений продуктивного конструктивно- подхода продуктивного подхода Игра «Переговоры в Обнаружение стерео- Организация игры и школе»: обнаружение типов конфронтации ее обсуждения стереотипов конфронтации Введение Различение представ- Оформление призна-представлений о лений о процессах ков стереотипа технологии перего- конфронтации и конфронтации и ворного процесса сотрудничества. противопоставление Тренировка пере- Представление признакам сотрудни-говоров переговоров как чества. Использование технологии сотрудни- Введение представле-методического чества ний о технологии материала переговоров из ч. 3 Курса | ||
Прояснение представлений о моделях Оценки и позиционное самоопределение относительно нового подхода, соотнесение с традицией Игра и рефлексия Прояснение представлений, составление базы признаков о процессах конфронтации и сотрудничества. Уяснение представлений о технологии переговоров | Представление о трех базовых и четырех дополнительных моделях Расширение позиционного диапазона и представления о возможностях реализации конструктивных стратегий Оформление представлений о собственных стереотипах разрешения конфликта Оформленные представления о технологии переговоров как о процессе сотрудничества |
Прояснение представ- Представление о трех лений о моделях базовых и четырех
Оценки и позицион- дополнительных ное самоопределение моделях относительно нового Расширение позици-подхода, соотнесение онного диапазона и с традицией представления о
возможностях реализации конструктивных стратегий
Игра и рефлексия Оформление пред-
ставлений о собственных стереотипах разрешения конфликта
Прояснение представ- Оформленные
лений, составление представления о >
базы признаков о технологии перегово- п
процессах конфронта- ров как о процессе
ции и сотрудничества, сотрудничества я
Уяснение представле- >
ний о технологии п
переговоров
О 2
Я
о
а
Я
12 3 Проба технологичес- Организация пробы и ки организованных ее обсуждение, переговоров мотивирование студентов на новый опыт Введение представле- Освоение формуляров Организация сообщений о подготовке к подготовки ния и обсуждения переговорам Тренировка переговоров с подготовкой Проба полного цикла Организация пробы и переговорного ее обсуждение, моти-процесса вирование студентов на новый опыт Введение представле- Освоение схемы Организация сообщений об анализе анализа через ния и обсуждения переговоров затруднения в Тренировка анализа переговорах переговоров через затруднения Освоение схемы Организация пробы и анализа через ее обсуждение, затруднения в мотивирование переговорах студентов на новый опыт | ||
Проба технологически организованных переговоров Прояснение представлений о процессе подготовки Проба технологически организованных подготовки и переговоров Прояснение схемы анализа через затруднение Проба схемы анализа | Опыт переговоров с установкой на сотрудничество Оформление представлений о подготовке к переговорам Опыт переговоров с установкой на сотрудничество, включая подготовку Опыт применения схемы анализа Опыт применения схемы анализа |
>
СО
Введение представле- Прояснение особой ний об организации роли посредника переговоров (посредничество) Тренировка организации переговоров Использование материалов ч. 3 Курса Обсуждение резуль- Проба процедур и татов практикума техник посреднической работы в переговорах |
Выделить эмоционально значимые результаты, изменения в представлениях и знаниях, изменения в поведении участников
Организация сообщения и обсуждения Организация пробы и ее обсуждение, мотивирование студентов на новый опыт Организация рефлексии | Прояснение основных задач посредника и техник его работы Проба процедур и техник работы посредника Рефлексия опыта работы на практикуме | Представление об основных задачах посредника и техниках его работы Опыт работы посредником Сформулированные результаты (индивидуальные и групповые) |
ON
Организация пробы и Проба процедур и Опыт работы посред-
ее обсуждение, техник работы никои
мотивирование посредника
студентов на новый опыт
Организация рефлек- Рефлексия опыта Сформулированные
сии работы на практи- результаты (индивиду- ^
куме альные и групповые)
о
Я
о
т)
О 2
Я
о
а
На начальном этапе важно задать контекст практического применения знаний и опыта студентов, приобретаемых на занятиях. Этот контекст важен как для самих занятий, так и вне их - на уроке в школе, на улице, дома, в неформальной обстановке с детьми. Это создает атмосферу, при которой знания и навыки, осваиваемые на практикуме, расцениваются студентами как общие для всех, универсальные. Это, в свою очередь, создает предпосылки серьезного образовательного эффекта и перестройки социального поведения студентов. Очень важными являются ожидания преподавателя. Они должны быть сформулированы ясно, в простой форме и иметь отношение к социальному поведению студентов, к их навыкам общения и взаимодействия.
Процесс обсуждения ожиданий на практикуме желательно строить как первую пробу переговоров, и в его итоге должно появиться явное или неявное соглашение о работе между преподавателем и студентами. Соглашение должно быть достигнуто по узловым моментам практикума: теме (как ее интерпретировать и понимать), программе (что нам предстоит), целям (чего мы хотим), расписанию (когда мы будем заниматься), оцениванию (как будет оцениваться работа) и нормам (каким нормам мы будем следовать в работе).
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Демократическое устройство общества весьма несовершенно, но это лучшее из того, что у нас есть ...»
у черчиль
Поступок следует за мыслью, но горе нам, если он ее обгоняет.
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ
Вступая в новое тысячелетие, мы наблюдаем очередной быстро раскручивающийся виток социальных изменений во всех странах мира. Продолжающаяся научно-техническая революция запустила глобальный процесс становления информационного общества1. Растет миграция активной рабочей силы. Границы, которые еще недавно сдерживали ее, рушатся. Интенсивно перемешиваются культуры и языки. Возникающие при этом конфликты заставляют задумываться о средствах создания предсказуемой социальной обстановки, без чего невозможно решение неотложных глобальных экологических и экономических задач, встающих перед всеми странами взаимозависимого мира. Сегодня люди как никогда раньше озабочены поисками путей «устойчивого развития» для всего человечества2. В этих условиях все чаще обращают внимание на общеобразовательную школу как главный инструмент устойчивых и управляемых социальных изменений, созданный современным обществом за последние два века в ходе индустриальной революции. Именно в школе общество может целенаправленно готовить своих будущих членов для цивилизованного решения стратегических задач социального развития.
1 Информационное общество приходит на смену < индустриальному обще ству> подобно тому, как индустриальное в свое время сменило < аграрное обще ство> Главное различие - в интенсивности процессов. Для становления тради ционного аграрного общества потребовались тысячелетия (немало людей в мире и сегодня живут по его законам). Становление индустриального общества заняло всего несколько столетий (во многих странах процесс индустриализа ции продолжается). Информационное общество зарождается на наших глазах поразительными темпами и в глобальном масштабе. Подробнее о процессах информатизации образования и об их развертывании в России смотри [3].
2 Вспомним резолюции, принятые руководителями всех стран на Всемирных экологических саммитах в Рио де Жанейро, Токио, Берлине.
Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
Гражданское образование сегодня
Гражданское образование, подготовка к жизни в современном обществе, изучение общественного устройства (обществоведение) традиционно рассматриваются как непременная часть общего образования. Тем не менее связанные с этим вопросы попеременно то оказываются в центре внимания общества, то отодвигаются на периферию.
В 90-х годах XIX века революционер-экстремист, а затем крупнейший политолог своего времени Л.А.Тихомиров писал: «Под влиянием разочарований революционного века в Европе и Америке сильно распространяется отрицательное отношение к политике. Были времена, когда лучшие люди считали политическое искусство всесильным и были вполне уверены в возможности организовывать рассчитанным искусством сильные и счастливые государства. В передовых странах Запада эта вера ныне исчезла до такой степени, что лучшие люди с идеалами и убеждениями все более устраняются теперь от политики, которая все более захватывается исключительно «профессиональными» политиками»1 . Однако спустя всего несколько десятилетий в активную политику втягиваются миллионы. В России свершается революция, провозгласившая своей целью построение справедливого общественного устройства на основе достижений политической и экономической науки. Перед школой выдвигается задача «подготовки активных и сознательных строителей коммунистического общества». Российская общеобразовательная школа становится одним из основных общественных институтов, призванных «формировать нового человека».
Попытка реализации коммунистической идеи не увенчалась успехом. Перед российской школой, которая 70 лет выстраивалась под выполнение определенного социального заказа, вновь встала задача переосмыслить содержание гражданского образования. Немедленно появились учебники и пособия, где коммунистическая идеология объявлена ошибочной, а рыночная экономика и государство, построенное на принципах представительской демократии, провозглашаются единственным достойным примером для всех времен и народов. Для давно привыкшего распознавать политическую трескотню и пропаганди-
1 Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. - М.: Трим, 1993- - с. 28.
__7
стскую ложь российского обывателя это означает одно - мало что изменилось. Учебные материалы и методические статьи по основам демократии в современной России нередко пишут философы и обществоведы, которые еще недавно издавали труды по научному коммунизму, а стиль и скрытое содержание1 новых учебников и методических пособий по обществоведению во многом совпадают со стилем и скрытым содержанием учебников по научному коммунизму:
- обучение преимущественно ориентируется на передачу фактической информации;
- ценностные утверждения предлагаются в декларативной форме;
-учебный процесс не ориентирован на получение школьниками опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества.
По своей методической основе новые курсы гражданского образования очень схожи со старыми курсами по изучению государственного устройства и права. Главное отличие в том, что факты оцениваются по-иному: раньше учили, что справедлива диктатура пролетариата; теперь учат, что справедлива многопартийная система2. А качественное изменение воспитательной системы, ее переориентация на формирование сознательных носителей идей и практик современной демократии идет крайне медленно.
Одна из проблем в том, что гражданское образование на практике часто отождествляют с подготовкой к функционированию в существующем обществе, ограничивая такую подготовку простой индоктринацией. Ученики узнают о законах и правилах поведения, принятых в современном обществе, слышат моральные наставления. Им повествуют о демократии, не требуя активного действия, решения постоянно возникающих проблем. Так выстраиваются привычные всем курсы обществоведения. Они включают в себя получение сведений об основных
1 Подробнее о скрытом содержании образования смотри ниже.
2 За недолгую, но бурную историю советской школы учителя и учащиеся нео днократно сталкивались с подобной ситуацией. Это хорошо описано в повес ти Э В Брагинского и Э А.Рязанова «Убийство в библиотеке», где Иван Грозный расправляется с автором школьного учебника, президентом <Академии школь ных наук», который дважды менял свою оценку роли опричнины в русской истории.
8______________________________________Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ
политических процедурах, в которых может и должен участвовать член данного общества, а также знакомство с утверждениями о безусловном превосходстве общественного устройства своей страны. Методы изучения таких курсов берут свое начало в формальном религиозном образовании, имеют вековые традиции и опираются на хорошо известные штампы. С точки зрения этих методов, природа рассматриваемого общества не очень существенна. Именно поэтому даже в период холодной войны методические подходы к изучению обществоведения в СССР и США имели много общего. Занятным эпизодом иллюстрирует это обстоятельство ИДФрумин: «В качестве примера некритического формирования образа «отца-основателя» я привел известную историю о том, как маленький Володя Ульянов, будучи в деревне Кукушкино, разбил графин и, не желая обманывать, сознался в этом родителям. В ответ американские коллеги, смеясь, рассказали мне историю из американского учебника о том, как маленький Жора Вашингтон сломал вишневое дерево и, не желая обманывать, тоже повинился перед родителями»1. Не удивительно, что приобретаемые таким образом знания часто оказываются формальными, а молодые граждане не всегда в состоянии ответственно участвовать в решении сложнейших проблем современной развивающейся демократии.
Педагоги давно осознали эту проблему. Джон Дьюи еще в начале века призывал превратить школы в «лаборатории демократии». Он предложил философию образования (эксперимента-лизм), которой педагоги восхищаются (но редко пользуются) и поныне. Посетив Россию в 2 0-е годы, Джон Дьюи оценил эксперименты советских педагогов как зримый прообраз школы будущего2 . Работа Джона Дьюи о демократизации школы стала классикой педагогической философии3, однако в течение десятилетий мало что отвечало этим идеям в повседневной практике работы реальной образовательной системы. Образовался разрыв между тем, что теоретики образования считали желательными целями образования, и тем, что действительно делала массовая школа.
'ИДФрумин Введение в теорию и практику гражданского образования. Крас ноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
2 Dewey J. Impressions of Soviet Russia and the Revolutionary World. New York, NY: New Republic Inc. , 1929.
3 Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York, NY the Macmillan Company, 1957.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ9У
Общественные изменения можно сравнить со снежной лавиной. Чтобы лавина сошла, недостаточно одного снегопада. Снег накапливается слой за слоем, и, когда все условия складываются благоприятно (температура, вес накопившихся слоев, обледенение поверхности), лавина обрушивается вниз. Общественные системы достаточно инерционны и устойчивы, а любые изменения возможны лишь в те моменты, когда система относительно нестабильна. Сегодня такая нестабильность налицо1 . Ситуация изменилась, пора существенных сдвигов в образовательной системе наступила. На пороге информационного века сложились все условия, которые необходимы для радикального изменения в подготовке будущих граждан. «Третья волна» Тоффлера нас уже захлестнула. Человечество погружается в «информационный век», начинает новый виток своей эволюции.
Говоря об информационном веке, мы имеем в виду не только и не столько распространение новых информационных технологий. Изменения гораздо значительнее, и они касаются самих способов нашей жизни и работы, растущего понимания вза-имозависимости в окружающем мире. Известный философ В.С.Библер пишет по этому поводу: «Современная научно-техническая революция... означает, что основная форма человеческой деятельности (даже в сфере непосредственного производства) должна протекать как деятельность самоустремленная, деятельность свободного времени, в малых динамических группах сосредоточенная... Делом человека оказывается коренное культурное изменение самих изначальных форм деятельности и мышления. Индивиды осуществляют здесь (даже в сфере материального производства) свое общение не как «частицы-винтики» единого «совокупного» работника, а как отдельные одинокие люди, замкнутые на свой строй мышления, в контексте всеобщей индивидуальной деятельности и информации»2.
Педагоги уже давно слышат о «третьей волне». Но многие полагают, что информатизация образования - это еще одна ре-
1 Макроконтекст происходящих изменений достаточно полно описан в рабо тах футурологов, которые стали весьма популярны в последней трети ХХ века (см, например, Toffler, A. The Third Wave. New York, NY Harper and Row, 1978). Хорошее изложение этих идей дано в статье Пинского А.А. Мотыга, Конвейер, Компьютер. // «Первое сентября», от 25 12 99г.
2 В С Библер (ред ) Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово «Алеф» Гуманитарный Центр, 1992.
И)_____________________________________Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ
форма, каких немало переживала школа. Мы свыклись с мыслями о «вечных ценностях» образования, о том, что школа - самый стабильный общественный институт. Вспомним, однако, что современная школа появилась как результат общественных изменений, вызванных к жизни (пользуясь метафорой Тоффле-ра) «второй волной». Легкомысленно полагать, что новая волна не будет иметь таких же драматических последствий для системы образования, как и две предыдущие. И эти изменения не количественные, а качественные. Речь не просто о том, что электронный мультимедийный учебник1 или Интернет заменят существующие учебники. Традиционный учебник, породивший современную массовую школу, обещает исчезнуть также, как он когда-то появился, а сама школа может принципиально измениться.
В этой связи стоит вспомнить, что современная демократия также является детищем «второй волны» и качественно отлична от древних демократий. У нас есть все основания полагать, что современное демократическое устройство общества тоже ожидают изменения (например, прямая демократия, возможно, придет на смену современной представительской демократии). Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в мире «третьей волны», устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к жизни в демократическом обществе, элементы которого нам трудно вообразить.
Понимание неизбежности перемен пришло уже не только к футурологам, философам и политикам. Оно осознается и в среде педагогов многих стран, которые ищут пути решения стоящих перед ними задач. Эти проблемы, например, обсуждались на представительной международной конференции в Красноярске летом 1998 года2. Доклады педагогов из Франции, Германии, России, США и других стран отражали широкий спектр проектов по обновлению гражданского образования. И хотя представленные проекты различались по своей направленности, все участники конференции сошлись на том, что пришла пора качественно об-
1 Недавно на рынке появился новый продукт - « Электронная книга» (Birkerts, S. Portable Musings'// Atlantic Monthly, September 10, 1998). Это прототип элек тронных учебных мультимедиа материалов будущего. Вне зависимости от того, нравится он нам или нет, учителям придется его освоить, как они уже осваива ют компьютер и Интернет.
2 Гражданское образование в информационный век. сборник материалов меж дународной конференции. Красноярск Красноярская краевая организация общества «Знание» РФ, 1998.
новить содержание гражданского образования, перейти от «передачи знаний» о современной демократии к «обучению жизни» в демократическом обществе. Как писал Марк Керзон, «...демократия - это прямой эфир, а не демонстрация записи заранее подготовленной передачи. Мы должны учить демократии так, чтобы ученики могли попробовать ее сами. Подобно тому, как при изучении физики нельзя обойтись без занятий в лаборатории, нельзя изучать демократию, только рассказывая о ней. Чтобы учиться демократии, ученики должны участвовать в демократической жизни»1 . Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, демократия, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. У нас есть:
- элементы формального содержания, которые должны быть заново прочитаны;
- элементы содержания, которые требуют «конструктивистского» освоения (которые нуждаются в переинтерпретации);
- активное гражданское действие (в условиях реального окружения), которое, собственно, и делает демократию живой.
Потребность в демократии растет. Замечательно, что это ответ не столько на пожелания педагогов, сколько на глобализацию экономики, повышение требований к личности и усложнение жизни, вызванные становлением информационного общества. Эта потребность ясна, безошибочна и срочна. Чтобы адекватно ответить на этот вызов, школе как никогда нужны педагоги, способные практически решать непростые задачи современного гражданского образования.
Проект по разработке учебных материалов для подготовки педагогов
Весной 1999 года объединенный авторский коллектив, включающий в себя специалистов в области психологии и педагогики из Красноярска и Москвы, при поддержке Британского Совета приступил к разработке пакета учебных материалов для подго-
1 Gerzon, M. Teaching Democracy by Doing It // Educational Leadership, Vol. 54, No 5, February, 1997.
12_____________________________________Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ
товки педагогов-тренеров в области гражданского образования. Цель проекта - методически оформить результаты поисков и разработок авторов, накопленные ими за прошедшие годы, опыт многочисленных мастерских по повышению квалификации учителей. Этот опыт показал, что сравнительно просто передать учителям (и администраторам) набор соответствующих знаний о государственном устройстве, экономике, праве и т.п. Много труднее - помочь формированию сознательной активной позиции учителя, оснастить его инструментами для проектирования собственной деятельности развития гражданской компетентности самих педагогов и администраторов образования.
Курсы гражданского образования сегодня уже преподаются во многих школах. Формальное содержание этих курсов, как правило, не встречает трудностей у учителей, а для его освоения достаточно краткосрочного семинара. Ввести новый небольшой по размеру учебный предмет в школьное расписание - тоже достаточно обычная задача для школьной администрации. В результате у руководителей образования появляется соблазн ввести в школах соответствующие курсы и немедленно провозгласить, что подготовка «активного строителя демократического общества» успешно началась. Благое намерение побыстрее решить сложнейшую социальную задачу, как всегда, устилает дорогу в другую сторону. Введенные таким образом курсы, как правило, не достигают намеченной цели, а лишь создают в обществе иллюзию, что школа взялась за решение поставленной задачи1.
Сегодня все понимают, что жить в гражданском обществе -нелегкое дело. Имея потребности, надо признавать и учитывать потребности других. Имея права, - признавать и учитывать права других. Видя существенные отличия образа жизни других людей, - принимать их. Здесь требуется и понимать язык другого, и уметь приходить к согласию, и кооперироваться для достижения общих целей. Все эти способности не появляются у человека «естественным образом». Их приобретение дается нелегко
1 Гражданское образование - это далеко не просто отдельная учебная дисцип лина, что хорошо понимали еще работники отделов пропаганды и агитации правящей коммунистической партии, которые ставили перед школой задачу формирования нового человека) Попытки ограничить область гражданско го образования <граждановедением> - либо показатель педагогического неве жества, либо сознательное вредительство, попытка решать свои частные за дачи, прикрываясь заботой об общественном благе.
даже в тех обществах, которые имеют долгую историю демократического устройства. Тем более непростым делом является воспитание этих способностей в России, где тоталитаризм -сравнительно недавнее прошлое. Наивно думать, что все это можно «сформировать» в рамках отдельно взятого учебного курса. Для того чтобы ценности гражданского общества были приняты каждым человеком и стали его личными ценностями, необходим такой социальный контекст образования, где ребенок ежедневно, ежечасно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей.
Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель как профессионал, владеющий соответствующими педагогическими техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Поэтому в школах необходимы не столько специальные учебные курсы «граждановедения», сколько создание соответствующих условий, которые способствуют постижению и принятию ценностей гражданского общества, способов совместного существования людей разного возраста, разного пола, разных национальностей и верований, разных характеров. Для этого каждому учителю независимо оттого, что она или он преподает, важно быть гражданином, умелым в повседневном гражданском поведении. Причем эта умелость должна быть достаточно очевидной нашим ученикам. Всякий раз, когда мы рассказываем и показываем им новые способы решения различных задач (в том числе и учебных), всякий раз, когда мы берем на себя смелость и ответственность ставить оценку за то, как наши ученики справляются с нашими заданиями, нам следует помнить, что они тоже граждане и вправе ставить нам свои оценки за нашу умелость.
Подготовить педагогов к такой работе - непростая задача. Ее решение требует фактически смены жизненной позиции, естественной для целого поколения учителей. Это хорошо понимали и понимают участники проекта. Но начинать эту работу надо. Практика переподготовки работающих педагогов показала, что участники тренингов и семинаров, как правило, с благодарностью принимают соответствующую позицию, сетуют, что традиционное педагогическое образование не включает в себя освоения необходимых для этого компетенций.
14_
Пакет учебных материалов по гражданскому образованию
Действительно, подготовка студентов - будущих педагогов к реализации программ гражданского образования в вузах серьезно отстает от развернувшихся в последнее время программ переподготовки педагогов в этой области. Имеющиеся материалы устарели и в лучшем случае ориентированы на одну узкопредметную модель гражданского образования. Сюда можно отнести распространившиеся в последние годы новые курсы по политологии и праву для высших учебных заведений. Отсутствуют учебные курсы, ориентированные на реализацию межпредметного и институционального подхода к гражданскому образованию, на развитие гражданской компетентности будущих педагогов.
Все это происходит на фоне того, что высшее педагогическое образование в целом испытывает острый дефицит нового поколения учебных материалов. Особенно это касается таких областей, как воспитание, новые методы преподавания гуманитарных дисциплин, современная педагогическая техника. Редкими в программах подготовки педагогов остаются практикумы и тренинги таких социальных умений, как понимающая коммуникация, разрешение конфликтов и др. Содержание курсов методики во многих педагогических вузах и сегодня не многим отличается от аналогичных курсов двадцатилетней давности. Современные виды техники работы учителя (педагогические технологии) и разработки в области методики изучения гуманитарных дисциплин, которые интенсивно ведутся в последнее десятилетие и в России, и на Западе, практически не используются при подготовке будущих педагогов. В результате выпускники педагогических университетов приходят в школу не подготовленными к решению задач ее демократического обновления. Ясно, что без трансформации высшего педагогического образования соответствующая трансформация практики работы школы невозможна. Разработка и распространение учебных курсов, помогающих готовить будущих педагогов в области демократизации школы и гражданского образования, - одна из наиболее актуальных сегодня задач. Вкладом в решение этой задачи и должен стать пакет учебно-методических материалов,
подготовленных в рамках нашего проекта. Авторы хорошо понимают, что для эффективной подготовки учителей, которые захотели бы стать носителями полноценного гражданского образования, сегодня надо сделать очень много. И это вряд ли можно сделать в рамках одного двухлетнего проекта. Скорее, это похоже на многолетний проект, разрабатывать который предстоит всему педагогическому сообществу. Как же это сделать практически?
Возможное решение - подготовка пакета вариативных учебных материалов, каждый из которых вполне особенен, в существенной степени самодостаточен, но скреплен общей гражданской позицией автора с другими материалами пакета. Мы предполагали, что общность гражданской позиции задаст общее и в содержании отдельных учебных курсов, и - а это, с нашей точки зрения, главное - в методах учебной работы со студентами. Содержание курсов лишь отчасти фиксировано в учебных текстах. Важнейшая часть содержания «нарисована» на методах учебной работы, зафиксирована в педагогической технологии, в том, как, собственно, проводятся занятия со студентами. Пакет курсов - это не только теоретический, но и хороший практический аргумент в пользу возможности существенных сдвигов в деле гражданского образования в нашей стране уже сегодня.
Как бы ни хотелось инициаторам и участникам настоящего проекта исчерпывающе решить задачу создания нового содержания для обучения будущих педагогов, они хорошо понимают, что разработка исчерпывающего набора учебных курсов, охватывающих все аспекты подготовки студентов в области гражданского образования, - задача слишком амбициозная. Более того, такой набор может существовать лишь потенциально. Актуально он всегда неполон. Что именно должно входить в него в каждый конкретный момент, могут решить только сами педагоги, ведущие соответствующие занятия, коллективы соответствующих кафедр, взявшие на себя ответственность за профессиональную подготовку будущих учителей. Все, что могут сделать здесь участники настоящего проекта - поделиться своим опытом, методическими наработками, учебными текстами и методическими разработками.
16_
Состав пакета
Состав пакета материалов, подготовленных в ходе двухлетнего проекта, определился двумя обстоятельствами:
- желанием авторов «покрыть» основные области профессиональной подготовки учителей в сфере гражданского образования, как мы его понимаем;
- опытом и интересами авторского коллектива проекта. В результате нам в той или иной мере удалось охватить три
аспекта этой проблемы: общепедагогический, инструментальный и методический.
Общепедагогический аспектсравнительно полно рассмотрен в курсах:
- Демократическое образование: теория и практика (И.Д.Фру-мин);
- Поликультурное образование (ААСыродеева);
- Скрытые реальности школьной жизни (И.Д.Фрумин);
- Правовое пространство школы (А.Н.Тубельский). Инструментальный аспектпредставлен четырьмя курсами:
- Разрешение конфликтов и ведение переговоров (Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов);
- Кооперация в учении (А.Ю.Уваров);
- Критическое мышление (ЕАХодос);
- Педагогическая поддержка ребенка (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин).
Методический аспектпредставлен тремя курсами:
- Методика преподавания курсов «человековедения»