Переговоры по интересам (принципиальные переговоры)
Учитель беседует с учеником о том, какую отметку поставить ему за контрольную работу.
Анна Константиновна (в ответ на притязания ученика): Я думаю, что больше тройки за твою работу поставить нельзя. Глеб: Можно поставить и четверку.
А.К.: Тебя что,то действительно волнует? Почему ты так обеспоко, ен тройкой?
Г: Да, я вчера сказал отцу, что постараюсь получить хорошую оцен, ку по истории, чтобы он отпустил меня к Андрею на день рожде, ния.
А.К.: Я понимаю, что для тебя это важно, но я думаю, что это не
причина для повышения оценки за конкретную работу. Я думаю,
что если твой отец получит от меня записку о том, что ты сегодня
работал очень хорошо, то он поймет, что по истории у тебя дела
обстоят хорошо, а эта тройка - увы, результат твоей досадной оп,
лошности. В конце,концов ведь ему важно, как хорошо ты будешь
знать историю, а не то какую отметку ты получил именно сегодня.
Г: Да, пожалуй, это будет хорошо, напишите записку.
В данном примере учитель выясняет действительные инте,
ресы Глеба, которые спрятаны за его позицией («Поставьте «4»).
При определении интересов участников переговоров оказы,
вается возможным освободить себя от фиксации на единствен,
ном решении и искать взаимоприемлемые варианты. Перего,
воры по интересам приводят к более качественному решению.
Практически в любой конфликтной ситуации можно найти
такое сочетание интересов, которое образует хорошее решение
проблемы.
Переговоры по интересам - это такой переговорный сцена, рий, который в первую очередь предполагает выяснение дей, ствительных забот и интересов участников для поиска наибо, лее приемлемого варианта решения. Этот переговорный сцена, рий значительно свободнее позиционного торга.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________147
2.4. Шаг четвертый.
ВВЕДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА. ТРЕНИРОВКА ПЕРЕГОВОРОВ
Вовремя им к цели не поспеть, она осталась далеко позади.
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ
Рабочая карта тренера. Шаг 4
№ | Результат | Действия | Способ обратной связи (оценки результата) | Критерий достижения | ||||
Появление | Игровые | Соотнесение | Поведение | |||||
представлений | процедуры, | технологичного | студентов в | |||||
о технологии | упражнения. | и спонтанного | рамках | |||||
переговоров | Тренировка | подхода к | технологии | |||||
переговоров | переговорам | |||||||
На четвертом шаге тренер представляет простую технологию проведения переговоров, комментирует ее, приводит примеры и просит обсудить, задать вопросы.
Простая технология ведения переговоров1
Элементы (шаги) | Вопросы для прояснения элементов. Что должно происходить |
1. Предмет На что притязают обе стороны (все стороны)? переговоров Необходимо точно сформулировать предмет
в присутствии всех сторон. Стороны должны согласиться с формулировкой предмета кон, фликта.
2. Интересы сторон. Что в действительности заботит каждую из сто, Общие интересы рон? Есть ли у участников переговоров «общая
забота> <общий интерес»? Что их беспокоит в этой ситуации? На что они больше всего pea гируют? Обсуждение интересов должно учиты, вать два плана: предъявляемый и реальный
1 Взято из: Р Фишер, У.Юри Путь к согласию или переговоры без поражения. М., Наука, 1989. Технология изменена под учебные цели.
148 Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
3. Цели сторон 4. Варианты решений 5. Аргументы для решений 6. Участники перего, воров | (действительный, действующий). Обсуждение интересов строится, как правило, начиная с об, щих интересов. Интересы могут быть не даны заранее, а оформляться (обнаруживаться) в процессе обсуждения. Какие цели преследуют стороны, участники? Какой результат взаимодействия их бы устро, ил? В каком соотношении находятся цели сто, рон, участников? Какие решения можно принять в сложившей, ся ситуации? Необходимо вместе придумать как можно больше решений, затем вместе от, бросить наименее справедливые и наименее реалистичные решения. Конкретной разработ, ке подвергаются наиболее приемлемые реше, ния. Какие аргументы для реализации решений по, кажутся обеим сторонам наиболее справедли, выми? Необходимо называть действенные, убеждающие стороны аргументы. Аргументы нельзя придумать, их нужно найти. Кто втянут в ситуацию, кто ей задет и от нее зависит? Необходимо назвать всех людей (группы). Необходимо чтобы все присутство, |
7. Кто что будет делать Какова перспектива совместного действия сто, и почему рон? Кто за что возьмется? Почему? Нужно ли
кого,нибудь привлечь? Можем ли мы кого,ни, будь привлечь? Насколько это вероятно?
После обсуждения тренер просит провести занятия в трой, ках. Для этого он раздает текст ситуации и данную таблицу каж, дой тройке. Просит участников следовать предложенной тех, нологии, помня о том, к чему приводят конфронтационные ус, тановки. В тройках студенты распределяются следующим обра, зом: два человека работают как стороны в конфликте, а третий человек работает репортером, его задача - рассказать в круге то, что произошло в тройке. Соответственно, задача сторон -прийти к соглашению.
После того, как обсуждения в тройках прошли, студенты и тренер садятся в общий круг и репортеры рассказывают о том, что происходило у них в тройке по следующей схеме:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________149