Функциональное описание конфликта

Человек с человеком от века ведут один монолог.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Вопросы для изучения темы:

1. В чем основные причины приписывания конфликтам нега­тивных функций?

2. Каковы основные аспекты функционального описания кон­фликта, и в чем их практический смысл?

Конфликт представляет собой актуализировавшееся проти­воречие, то есть воплощенные во взаимодействии противосто­ящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непремен­но должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, про­тиворечие себя и являет.

Поэтому можно утверждать, что предназначение и позитив­ная функция конфликта в том и состоит, чтобы через него пред­ставлялась возможность разрешать противоречия нашей жиз­ни (об этом см. подробней [1, с.бО-63]).

Практически все исследователи конфликтов, начиная с К. Маркса и Г.Зиммеля, считали, что главной функцией конфлик­та является «обеспечение единства столкнувшихся сил (дей­ствий) в их стремлении к преодолению «любого дуализма, даже если оно достигается ценой уничтожения одного из участни­ков взаимодействия» [Зиммель, 1956]. Однако позитивная фун­кция довольно скоро отошла на второй план, а то и вовсе пере­стала замечаться, несмотря на постоянные напоминания наи­более последовательных и щепетильных исследователей.

Ведущее место в функциональном подходе заняла разруши­тельная, деструктивная функция конфликта как в изучении со­циальных конфликтов, так и в описаниях и попытках терапии внутриличностных конфликтов. Самыми распространенными являются попытки сведения конфликта к психологическим про­явлениям противоборства ущемленных в своих намерениях и

50_

интересах и поэтому испытывающих чувство неудовлетворен­ности и раздражения субъектов.

Такое устойчивое одностороннее представление, на наш взгляд, обусловлено явлением конфликтобоязни, своеобразной конфликтофобии, имеющей свои глубокие корни в жизни прак­тически каждого человека. Интересно, что даже понимание не­состоятельности, а главное непродуктивности подобных пред­ставлений не является достаточным основанием для формиро­вания более адекватных представлений о функциях конфликта.

Примечательно в этом отношении довольно стереотипное противопоставление конфликтов и эффективного общения, ко­торое приводит в брошюре с таким названием Е.Н.Иванова. Она, в частности, пишет: «Конфликты между людьми - явление обыч­ное, а иногда они даже имеют положительное значение (вы­деление наше Б.Х., П.С.) [2, с. 60].

В общем плане возможность конфликта выступать в конст­руктивной функции обычно связывается с тем, что конфликт пре­дотвращает «застой» индивидуальной и групповой жизнедеятель­ности и стимулирует их движение. М.Дойч, например, указывал, что «позитивные последствия конфликта для отдельного челове­ка могут состоять в том, что посредством него будет изжита внут­ренняя напряженность и канализирована фрустрация» [3, с.9].

Согласно МДойчу - автору одного из самых авторитетных на Западе пособий по разрешению конфликтов, деструктивным конфликт является в том случае, «если его участники недоволь­ны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли». Если же все участники удовлетворены - конфликт конструктивен. От­личительной чертой - признаком деструктивного конфликта, предполагающего конфронтацию сторон, является тенденция к расширению и эскалации конфликтных действий.

Дискуссия о функциональных характеристиках конфликта перешла с теоретического на практический уровень с события, уже упоминавшегося нами в самом начале этой книги. Это было выступление Маргарет Фоллет с тезисом о том, что «если конф­ликта все равно не избежать, то давайте попробуем определить и использовать его полезные стороны».

Можно считать, что с этого момента конфликтология сдела­ла серьезный шаг в своем развитии, не просто поставив под со­мнение однозначно деструктивную функцию конфликта, но

прямо указав на его позитивную роль и положительные след­ствия. Прежде всего, отмечались диагностические возможнос­ти конфликтов. «Их главным позитивным итогом, - пишет А.И.Донцов, - является необходимо происходящая в процессе конфликта объективация предметно-деятельностной основы межличностных коммуникаций. Такая объективация служит предпосылкой оптимизации функционально-ролевой структу­ры трудового коллектива и, как следствие, повышения эффек­тивности совместной деятельности» [4,с.149].

На одном из интенсивных семинаров по разработке и согласова­нию образовательных программ, который традиционно прохо­дит в начале учебного года в гимназии «Универс», выступила уче­ница 10-го класса с категорическим требованием от имени груп­пы учащихся: «Исключить из планирования воспитательные ме­роприятия». Заявлено это было примерно так: «Обучать нас - это, пожалуйста, а воспитывать - не ваше дело». Это заявление потре­бовало уточнения содержания понятия «воспитание». Учителя и учащиеся в своих группах проделали специальную работу на эту тему и представили ее на общую дискуссию. В результате удалось различить воспитание как участие в выращивании нравственной и социальной компетентности учащихся от воспитывания как стремления учителей навязать свои нормы и способы поведения школьником, исходя при этом из предположения об их безуслов­ной вневременной ценности.

В дальнейшей совместной работе удалось выделить критерии «вос­питания» и «воспитывания» и заключить конвенцию о нормали­зации учебных отношений в этой сфере взаимодействия. Комментарий. Понятно, что выступление девочки носило явно выраженный агрессивный характер. Оно, безусловно, задевало привычную для учителей область деятельности и претендовало на ограничение одной из профессиональных функций. У учитель­ской группы был вариант реализации защитной формы в данном взаимодействии. Скорее всего, в таком случае конфликт развивал­ся бы как деструктивный. Участники могли пойти по пути не раз­работки и формирования согласия, а мобилизации ресурсов для защиты привычных форм поведения и скрытых и явных взаим­ных атак.

Таким образом, можно выделить три аспекта функциональ­ного описания конфликта:

1. Это его функционирование как целостного явления в опре­деленном контексте. В этом описании конфликт можно рас­сматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества и т.д. или деструктивный, выполняющий функцию разрушительную, вредную, приводящий к появлению невротической симпто­матики, ухудшению межличностных отношений, дестаби­лизации общественных отношений и др.

52_

2. Это внутреннее функциональное описание или иными сло­вами - какие функции имманентны самому конфликту. С этой стороны мы имеем в виду переорганизацию деятельности для отыскания имеющегося или создания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений. Это функция пре­образования-оформления ситуации трудности в задачу.

3. Это обобщенная функция удержания противоречия в опре­деленной процессуальной форме, позволяющей осуществлять операции разрешения.

Источники:

1. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000.

2. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - Рига-СПб.: Педагогический центр «Эксперимент», 1997.

3. Deutsch М. The resolution of conflikt: Constraktive and destrak-tive processes. - New Haven and London: Vale Univ / Press, 1973.

4. Донцов А.И. Психология коллектива. - M.: МГУ, 1984.

Наши рекомендации