М2.В.ДВ.2 Природопользование и охрана природы
Цель дисциплины: формирование специализированных систематизированных знаний в области природопользования и охраны природы.
Задачи изучения дисциплины: В задачи дисциплины входит обучение магистров умению учитывать естественный базис природопользования, знанию видов природопользования и принципов сохранения биоразнообразия. Курс направлен на ознакомление обучаемого с оценками воздействия на природную среду, с планированием антропогенного и культурного ландшафта, с концепцией устойчивого развития и с экологическими принципами охраны природы.
Место дисциплины в структуре ООП:Дисциплина «Природопользование и охрана природы» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин. Материал курса служит основой познания закономерностей взаимодействия природы и общества, эволюции природных систем во времени и пространстве под влиянием антропогенного фактора и экологических принципов охраны природы.
Курс «Природопользование и охрана природы» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как общая экология, геоэкология, прикладная экология, экологическое право, экономика природопользования, геология, химия.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
2) общепрофессиональными компетенциями (ОПК)
- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).
3) профессиональными компетенциями (ПК)
- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);
- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основы природопользования и охраны природы;
- проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, принципы и методы их воспроизводства;
- правовые и экономические аспекты управления природопользованием;
- глобальные экологические проблемы современности, иметь представление о критериях и причинах экологических кризисов и катастроф, основные модели и прогнозы будущего развития человечества;- основные задачи и подходы к оценке воздействий на окружающую среду, методы экологического мониторинга;- основные экологические проблемы, связанные с областью профессиональной деятельности, современные подходы к их решению, международный и российский опыт в этой области;уметь:
- планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;
- планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;
- использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием,
- разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы.
владеть:
- Основами знаний в области природопользования и способами их применения в различных сферах жизни и профессиональной деятельности;
- Инструментарием оценки экологического воздействия и рационального природопользования;
- Правовыми и экономическими основами природопользования.
Содержание дисциплины: Природопользование как научная дисциплина: цели, задачи, методы. Взаимосвязь природопользования с другими науками. Важнейшие экологические проблемы современности и их тенденции.Загрязнение окружающей среды и его виды. Мероприятия по охране природы и рационализации природопользования. Основы экологического права. Регламентация воздействия на биосферу. Экологическая экспертиза. Система стандартов в области охраны природы. Экологический контроль и мониторинг. Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды. Материальное стимулирование природоохранной деятельности. Пути сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы. Кадастры природных ресурсов и их функции. Виды особо охраняемых природных территорий и их функции. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности. Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны природы. Экологическое воспитание, образование и культура.
Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа).