М2.Б.1 Деловой иностранный язык
Цели и задачи освоения дисциплины.
Основной целью дисциплины «Деловой иностранный язык (английский, немецкий)» для неязыковых специальностей, обучающихся по магистерской программе, является достижение магистрантами практического владения иностранным языком, позволяющего использовать его в их будущей профессиональной деятельности и научной работе, а также для активного применения как в повседневном, так и в профессиональном общении. Также цель данной дисциплины включает в себя создание базы для правильного понимания, перевода и обработки иноязычных текстов. Программа предусматривает развитие коммуникативной академической компетентности, позволяющей магистрантам представлять научную продукцию (статьи, рефераты, доклады, презентации и т.п.) в международной академической среде. Кроме того, обучение иностранному языку на уровне магистратуры подразумевает подготовку магистрантов к вступительному экзамену в аспирантуру по иностранному языку, что предполагает расширение профессионально-ориентированного вокабуляра, дальнейшее развитие и совершенствование грамматической компетенции, ориентированной на научный формат общения, развитие переводческих навыков в профессионально-ориентированной и академической (научной) среде при устном и письменном общении.
Основными задачами обучения иностранному языку магистрантов являются:
1. Развитие и совершенствование лингвистической иноязычной компетенции. Данная задача включает решение следующих проблем:
- овладение общеязыковой лексикой, лексикой нейтрального научного стиля, а также терминологией по основной специальности;
- совершенствование лексико-грамматических навыков, необходимых как для письменного, так и для устного использования в процессе профессионально-ориентированной коммуникации.
При обучении устной и письменной формам общения эталоном является современный литературно-разговорный язык, то есть язык, которым пользуются образованные носители языка в официальных и неофициальных ситуациях общения.
2. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, что включает в себя решение таких проблем, как:
- овладение основами публичной речи и навыками презентации научной продукции, что, согласно требованиям государственных образовательных стандартов, является также частью общекультурной компетенции магистра;
- формирование основ коммуникативных стратегий и тактик, ориентированных на профессиональный формат общения и социокультурные параметры.
Сопутствующими задачами обучения иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей являются:
-формирование учебных умений, лежащих в основе учебно-познавательной деятельности в рамках специальности на материале иноязычных источников;
- формирование навыков самостоятельной работы в рамках данной специальности;
- развитие креативного потенциала обучаемых на базе проблемно-проектных и инновационных технологий.
Освоение и развитие знаний и навыков фонетики, грамматики, синтаксиса, словообразования, сочетаемости слов, а также активное усвоение наиболее употребительной лексики и фразеологии делового изучаемого языка происходит не в виде свода правил, а в процессе работы над связными, законченными в смысловом отношении произведениями речи, ориентированных на профессиональный и академический формат.
Критерием практического владения иностранным языком является умение уверенно пользоваться языковыми средствами в профессиональном и научном общении в основных видах речевой деятельности: говорении, восприятии на слух (аудировании), чтении и письме.
Организация обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей предполагает учёт потребностей, интересов и личностных особенностей обучаемого, при этом происходит развитие самостоятельности магистранта, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения. В этом заключается реализация идеи гуманизации системы образования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе освоение дисциплины происходит выравнивание уровня лингвистической компетенции обучаемых до уровня средний/высокий.
Выпускник (магистр) должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).
Выпускник (магистр) должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
Содержание дисциплины.
Тема 1. Представление. Знакомство. Визитная карточка.Тема 2. Персонал фирмы.Тема 3. Командировка. Телефонный разговор с фирмой.Тема 4. Средства передачи информации. Основные сокращения в телексах и факсах. Тема 5. Таможенный и паспортный контроль.Тема 6. Деловое письмо. Структура делового письма.Тема 7. Виды деловых писем. Письмо-запрос. Письмо-предложение.Тема 8. Устройство на работу. Написание резюме.Тема 9. Заключение договора.Тема 10. Деньги и банки. Виды оплаты.Тема 11. Научное исследование.Тема 12. Оформление результатов исследования.
Общая трудоёмкость дисциплины – 6 з. ед. (216 часов).
Срок освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом дисциплина «Деловой иностранный язык» изучается в 1 семестре (2 з. ед.) и во 2 семестре (4 з.ед.).
Составитель рабочей программы дисциплины: Смирнова Л.Е., кандидат педагогических наук, доцент.
М2.Б.2 Инновационные процессы в образовании
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины:
– помочь будущему специалисту составить целостное представление о современном образовании как системе и педагогическом процессе;
– познакомить с ведущими педагогическими инновациями в мировом и отечественном образовании;
– изучить теоретические и историко-педагогические предпосылки возникновения педагогических инноваций;
– выявлять факторы, способствующие и препятствующие развертыванию инновационных процессов в образовании;
– изучить психологические барьеры и защитные механизмы инновационной педагогической деятельности;
– сформировать мотивацию перехода от нормативной к инновационной педагогической деятельности.
Задачи:
– усвоить сущность «Педагогической инноватика» как науки и учебного предмета;
– составить представление о ее целях и задачах;
– знать историко-педагогические, социо-культурные предпосылки возникновения и распространения педагогических инноваций;
– знать типологию учителей в зависимости от отношения к педагогическим инновациям;
– составить представление о жизненном цикле педагогических инноваций;
– познакомиться с современными педагогическими инновациями в отечественном и мировом образовании;
– понимать принципиальные различия между нормативной и инновационной педагогической деятельностью;
– познакомиться с инновационными типами школ.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина "Инновационные процессы в образовании" относится к обязательным дисциплинам базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины магистры используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения курсов "Педагогика", "Психология", "История образования и педагогической мысли".
Требования к усвоению дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
2) профессиональными компетенциями (ПК)
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5):
- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
- готовностьюк систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).
В результате изучения дисциплины магистр должен
знать:
основополагающие законы и закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в России и мире; связь этой науки с педагогикой, психологией, культурологией и историей; методах анализа историко-педагогических процессов.
уметь:
применять полученные знания при анализе историко-педагогических явлений и процессов; выявлять специфику и сущность современного российского образования; прогнозировать возможные сценарии развития системы образования России в ближайшей и отдаленной перспективе вследствие использования педагогических инноваций.
владеть:
- способами организации исследовательской деятельности при освоении и использовании педагогических инноваций;
- способами свободного использования знаний по педагогике, психологии при проектировании и реализации педагогических инноваций.
Содержание дисциплины.Инновации в образовании как социокультурный феномен: кризис образования: внутренние и внешние причины. Различные подходы осмысления сущности кризиса и путей ее преодоления. Смена парадигм образования как научная революция. Традиционное и инновационное образование: традиции и инновации как две стороны единого образовательного процесса. Недостатки традиционного образования. Обучающие и развивающие возможности инновационного образования.
Инновационные процессы в образовании как наука и учебный предмет: цель, задачи, объект и предмет педагогической инноватики. Ее связь с педагогикой, психологией, историей и философией. Сущность понятий "инновация", "педагогическая инновация", "образовательная инновация", "инновационные процессы в образовании", "инновационная педагогическая деятельность". Инновационные идеи в странах Запада в XIX-XX вв.: кризис традиционной школы и поиск новых подходов его преодоления. Новаторские идеи Гарбарта, Дистервега, Локка и Дж. Дьюи. Сущность реформаторской педагогики в конце XIX в. Инновационные школы России в конце XX - начале XXI в. Сущность и специфика новых типов школ: гимназий, лицеев, колледжей и т.п. Авторские школы и их специфика. Социально-педагогические барьеры инновационной педагогической деятельности: сопротивление новому как объективный фактор. Конструктивная и деструктивная функция барьеров в инновационной педагогической деятельности. Факторы, препятствующие инновационной педагогической деятельности. Типология педагогических инноваций. Технология разработки, распространения и использования педагогических инноваций.
Общая трудоёмкость дисциплины – 2 з. ед. (72 часа).
Срок освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом дисциплина «Инновационные процессы в образовании» изучается в 1 семестре.
Составитель рабочей программы дисциплины: Абасов З.А. кандидат педагогических наук, доцент.