Понятие адаптации персонала и ее виды. Этапы адаптации.
Организация работы в период адаптации
Затруднения в процессе адаптации персонала
Понятие адаптации персонала и ее виды. Этапы адаптации.
Адаптация персонала – совокупность мероприятий, облегчающих новому работнику овладение новыми трудовыми функциями, знаниями, освоение норм и правил, приспособление к условиям труда и социальной среде.
Адаптация персонала – совокупность внутренних психологических процессов, в рамках которых происходит отвыкание от прежней работы и привыкание к новой.
Задачи программы адаптации персонала:
Облегчение вхождения нового сотрудника в коллектив.
Сокращение текучести кадров социальной службы.
Повышение удовлетворенности нового сотрудника работой.
Ускорение получения эффективной работы от нового сотрудника.
Трудовая адаптация – приспособление и постепенное вхождение работника в производственные условия, характерные для организации-работодателя.
Виды адаптации:
1) Организационная адаптация, под которой понимается приспособление сотрудника к новому месту работы, правилам и нормам и традициям, методам работы, существующим в данной образовательной организации.
2) Психофизиологическая адаптация предполагает приспособление организма к новым условиям трудовой деятельности, формирование определенного режима труда и отдыха.
3) Профессиональная адаптация подразумевает формирование навыков и умений, необходимых для более успешного освоения данной профессии, должности.
4) Социально – экономическая адаптация - приспособление человека к новому уровню заработной платы и другого дохода и способам их получения. Социально – психологическая адаптация предполагает приспособление к занимаемому статусу, новым ролям, сотрудникам, руководству и персоналу учреждения.
Функции трудовой адаптации:
а) формирование у новичка системы знаний о компании-работодателе;
б) формирование у новичка системы теоретических знаний и закрепление практических навыков, необходимых для осуществления его прямых должностных обязанностей;
в) введение новичка в рабочую группу;
г) поощрение помощи новичку со стороны опытных работников.
Формы адаптации персонала:
- испытательный срок продолжительного от 3-х до 6-и месяцев, в течение которого осуществляется овладение необходимыми навыками и умениями и "доводка" работника до необходимых требований модели рабочего места;
- адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до трех лет, в течение которых он набирает необходимый производственный опыт и "включается" полноправным членом коллектива предприятия или организации;
- введение в должность руководящего работника продолжительностью до одного года, в течение которого он изучает внутренние нормативные документы подчиненных сотрудников и стратегию развития предприятия до получения необходимого мастерства управления;
- собственно развитие человеческих ресурсов организации на протяжении всего периода работы до ухода конкретного сотрудника на пенсию.
Этапы
1) ознакомление с деятельностью организации.
Предполагает краткое сообщение об организации: история становления и развития организации. Знакомство с перечнем услуг, оказываемых организацией. Изучение групп клиентов, особенностей взаимодействия с клиентами. Целесообразно познакомить сотрудника со структурой управления образовательной организации и кадровой политикой учреждения.
Работнику должна быть предоставлена информация об условиях труда и занятости, системе льгот и поощрений, практикующихся в социальной службе. Имеет смысл познакомить с существующими в организации традициями, элементами корпоративной культуры. Предоставить для изучения базовые документы.
2) предоставление информации о рабочем месте и подразделении, в котором предстоит работать новому сотруднику, о занимаемой должности.
Сотрудника необходимо представить коллегам по подразделению. Объяснить специфику работы подразделения, его функции, направления деятельности. Ознакомить с распорядком дня. Предоставить документацию, непосредственно относящуюся к подразделению.
3) ознакомление с другими подразделениями образовательной организации
Данный этап предполагает изучение особенностей взаимодействия с другими подразделениями. Анализ возможных затруднений и проблем в рамках взаимодействия подразделений и продумывание возможных вариантов их решения.