Социально-педагогическое обследование и представление включает следующую информацию.
Социальный педагог занимается, прежде всего, проблемами межличностного характера. Центральными темами социальной работы являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков. Дополнительное внимание уделяется проблеме прогулов, а также ученикам, которых из-за поведения хотят отчислить из школы, т.е. дезадаптированным подросткам.
Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей.
При установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, под влиянием наводящих вопросов социального педагога, родитель связывает ситуацию ребенка со своими проблемами. При установлении контакта с ребенком актуальны доверительные беседы, совместное принятие решений по изменению ситуации, определение целей работы и распределение ответственности за их выполнение.
Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом. После принятия решений на консилиуме о необходимости помощи в каждом конкретном случае, социальный педагог выбирает формы работы, наиболее адекватные проблемам подростка и его семьи. Далее, в процессе социального патронажа, социальный педагог постоянно поддерживает мотивацию подростка на сотрудничество с психологом, врачом и другими специалистами.
Основная задача социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта с подростком, контроля ситуации.
Социальному педагогу необходимо иметь информационную базу об организациях и учреждениях округа, которая включает информацию:
— об образовательных учреждениях округа (частные школы и гимназии, школы с классами коррекции, вспомогательные школы и школы экстернаты, школы практической ориентации, межшкольные учебные комбинаты и профессиональные училища);
— о досуговых учреждениях и спортивных секциях;
— о специализированных центрах округа;
— о городских центрах по оказанию помощи в случаях инвалидности, алкоголизма и наркомании, суицида подростков и т.д.
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут
на 201_-201_ учебный год
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________ Группа здоровья________
Возраст________________ Класс (специальный, диагностический)________________________
Направление работы (специалист) | Режим и форма организации работы (время, кол часов, форма работы) | Используемые программы и технологии | Критерии достижений | Формы оценки результатов работы | Ф.И.О. специалиста |
Психологическая и коррекционная помощь: | |||||
-педагог-психолог | |||||
-учитель-логопед | |||||
Педагогическая помощь: | |||||
-учитель | |||||
-воспитатель группы продленного дня | |||||
-тьютор (помощник воспитателя) | |||||
-учитель физ-ры инструктор (ФИЗО) | |||||
Лечебно-профилактическая помощь: | |||||
-инструктор ЛФК | |||||
-медицинский работник, специалист по массажу | |||||
Консультационная помощь: | |||||
-консультативный пункт | |||||
-консультации разных специалистов | |||||
Создание специальных условий | |||||
Специальные условия | Длительность | Характеристика данного условия | Конкретная задача для ребенка | Ответственный специалист | |
Режим пребывания в классе, место | |||||
Создание безбарьерной среды | |||||
Особенности коррекционно-развивающей среды | |||||
Обеспечение дополнительным оборудованием | |||||
Особенности организации учебной деятельности (предъявление познавательной информации, инструкций и заданий) | |||||
Особенности организации воспитательной работы (ребенок, детский и взрослый коллективы) | |||||
Цели на текущий период |
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Основная литература:
1. Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С.56-79.
2. Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 // Вестник образования. - 2015. - № 6. - С.17-46.
3. О разработке и утверждении ФГОС обучающихся с ОВЗ, а также разработке и утверждении плана его реализации: письмо от 15.12.2014 № МОН-П-5678 // Администратор образования. - 2015. - № 3. - С.58-60.
4. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. - 2010. - № 1. - С.6-23.
5. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.
6. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / О.С. Кузьмина, Н.В. Чекалева, Т.Ю. Четверикова / под общ.ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. – 242 с.
7. Никольская, О.С. Специальный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (аутизма)(макет) // Дефектология. - 2010. - № 2. - С.3-19.
8. Шевлякова, Е.А. Особенности обучения детей с ОВЗ // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 4. - С.39-60.
9. Приходько, О.Г. Социальное развитие детей с ОВЗ // Специальное образование. - 2014. - № 3. - С.83-94.
10. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / О.С. Кузьмина, Н.В. Чекалева, Т.Ю. Четверикова / под общ.ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: Издатель-Полиграфист, 2014. – 242 с.
11. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под обш.ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
12. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд.,стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
13. Резникова, Е.В. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной школы // Психология и школа. - 2014. - № 4. - С.99-104.
14. Бурмистрова, Е.В. Сопровождение перехода ребенка с ОВЗ из дошкольного учреждения в школу в условиях инклюзивного образования // Психолог в детском саду. - 2014. - № 4. - С.67-91.
Дополнительная литература:
1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.
2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010.
3. Науменко, Ю.В. ФГОС начального общего образования и дети с ОВЗ: образ выпускника // Коррекционно-развивающее образование. - 2014. - № 1. - С.56-64.
4. Науменко, Ю.В. Примерные требования реализации ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ: образ выпускника // Педагогическая диагностика. - 2014. - № 1. - С.79-94.
5. Об утверждении порядка обеспечения инвалидов и детей-инвалидов техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень, в 2012-2015 годах: приказ от 19.12.2012 № 556 // Новый мир (Документы). - 2013. - № 10, 12 февраля. - С.1.
6. Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ: письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 № ВК-2422/07 "О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" // Справочник классного руководителя. - 2015. - № 1. - С.63-68.
7. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Управление начальной школой. – 2015. – № 5. – С.4-11.
8. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.
9. Ливенцева Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. – №3. – C. 114-121.
10. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. №1. – C. 34-41. [Электронный ресурс]. – http://psyjournals.ru/sdXXI/2011/n1/47744.shtml
11. Ильина О.М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему // Дефектология. 2008. – № 5. – С. 68-72.
12. Аналитические обзоры: Система образования Великобритании: Реформы образования в индустриально развитых странах. [Электронный ресурс]. – http://www.international.edu.ru.
13. Alicia Broderick , Heeral Mehta-Parekh, D. Kim Reid. Differentiating Instruction for Disabled Students in Inclusive Classrooms. [Дифференциация инструкций для учеников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах]. [Electronic resource]: Theory Into Practice, 44:3, 194-202. [Электронный ресурс]. – URL: http://dx.doi.org/10.1207/s15430421tip4403_3.
14. Corbett J. Inclusive education and school culture [Инклюзивное образование и школьная культура] [Electronic recourse]: Jenny Corbett // International Journal of Inclusive Education. 1999. Vol. 3, No. 1. P. 53 – 61. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/136031199285183.
15. Агапова, И.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида в условиях интеграции / И.А. Агапова, Г.В. Дедюхина // Логопедия. – 2008. – № 2. – С. 37-45.
16. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 23‒25 сентября 2015 г.) / под ред. С.В. Алехиной ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т.; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2015. – 196 с.
17. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология [Текст]: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Отв.ред. С.В. Алехина. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
18. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
19. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
20. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 84 с.
21. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с.
22. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с.
23. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 64 с.
24. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с.
25. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
26. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / ред. Т.Н. Гусева; авт.-сост. Н.Я. Семаго. – М.: Школьная книга, 2010. – 208 с.
27. Инклюзивное образование в России [Текст]: информационный сборник. – М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.
28. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. [Текст]: главы из книги. Перевод с англ. И.С. Аникеев, Н.В. Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
29. Инклюзивное образование: выпуск 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Центр «Школьная книга», 2010.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
2. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования. [Электронный ресурс]. – http://www.inclusive-edu.ru.
3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. – http://elibrary.ru/defaultx.asp.
4. Сайт Института коррекционной педагогики РАО. [Электронный ресурс]. – www.ikprao.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/).
6.ЭБС «КнигаФонд». - http://www.knigafund.ru.
7.Центр лечебной педагогики (http://www.ccp.org.ru)
8.Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (http://www.psyedu.ru).
9.Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных нормативных изменений, новаций (http://273-фз.рф).
10. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. [Электронный ресурс]. – http://edu-open.ru.
11. Библиотека ОмГПУ. [Электронный ресурс]. – http://www.omgpu.ru.
12. Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html.
Видеоматериалы
1. Короткометражный фильм «Цирк «Баттерфляй».
2. Социальные ролики, посвященные инклюзивному образованию.
3. Документальные фильмы по организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах: « Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования» (РООИ "Перспектива"), «Зачем нужны аутисты» (Темпл Грандин), «Клеймо».
4. Видеолекции:
- Алехина С.В. Инклюзивное образование в России
-Алехина С.В. Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политики
- Гарри Дэниэлс Специальные образовательные потребности и инклюзия в широком контексте
- Ложкова В.А. Опыт и проблемы развития инклюзивного образования в условиях реализации регионального проекта в Новосибирской области
- Санна Хаккинен Инклюзивное образование и педагогическая практика в Финляндии
- Соня Улманн Как улучшить включение детей с интеллектуальными ограничениями в инклюзивные программы?
- Томас Невиль 40 лет инклюзивной школе в США: извлеченные уроки и обещания будущего
- Эрик Вебер Инклюзия и участие людей с ограниченными возможностями здоровья: мандат Конвенции о правах инвалидов и социальные реалии в Германии
- Ардзинба В.А. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в США
- Волосовец Т.В. Тема инклюзии в проектах двух законов «Об образовании в Российской Федерации»
- Е. Бодрова Система дошкольного воспитания в США (дети со специальными потребностями)
- Выступление Зарецкого В.К. в эфире ТВ Радонежье (Сергиев Посад) в передаче "Прямая речь"
- Кутепова Е.Н. Нормативное и правовое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях
- Гаврилушкина О.П. Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием.
- Р. Зиглер Международный опыт инклюзии (Часть 1, 2)
- Суворов А.В. Лекция: "Детская вешалка"
- Басилова Т.А.Проблемы психического здоровья детей и взрослых с нарушением слуха
- Ахутина Т.В., Хотылева Т.Ю. Психолого-педагогическая помощь детям с трудностями обучения и СДВГ, применяемые в США и Норвегии
- Чепель Т.А., Ряписова А.Г. Региональные системы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве (на примере Новосибирской области).