Технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей (по материалам Н.Н. Зубаревой, И.В. Карпенковой, Е.В. Кузьминой)
Необходимым условием получения качественного образования в инклюзии является тьюторство. В переводе с латинского слово «тьютор» означает наблюдаю, забочусь, в переводе с английского – наставник, опекун. В Россию понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно рассматривается как исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.
Задание. Дайте свое определение понятиям «тьюторство» и «тьютор».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание. Сформулируйте, какими профессиональными компетентностями должен владеть тьютор?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель работы тьютора состоит в создании условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь, по мнению Н.Н. Зыбаревой, И.В. Карпенковой, Е.В. Кузьминой, должна определяться с точки зрения развития его:
• когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
• коммуникативной сферы: умения общаться;
• эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;
• самостоятельности.
|
|
Этапы | Краткое содержание |
Содержание работы с детскими коллективами в направлении формирования у них толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Самое сложное и главное направление в развитии инклюзивного образования является формирование толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ. Субъектами образовательного процесс становятся не только нормально развивающие сверстники, но и их родители. Порой сложно формировать понимание и поддержку инклюзии у педагогических работников учреждения. Поэтому важно не только работать с детским коллективом, но и с коллективом взрослых людей, постепенно вовлекая родителей в совместную значимую деятельность детей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Причем терпимость следует рассматривать не как уступку, снисхождение или потворство. Терпимость предполагает, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [12; 29].
Рассматривая инклюзивное образование как педагогический феномен, мы обязаны ввести такое понятие как «педагогическая толерантность». Под педагогической толерантностью мы понимаем способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Задание. Какие значимые качества должны быть у педагога для организации инклюзивного образования?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Выделяются некоторые подходы к формированию толерантного отношения у сверстников к детям с ОВЗ:
1. Включение мотивационных процессов в игровую деятельность дошкольников.
2. Формирование толерантности в детском коллективе посредством психического развития детей (развитие произвольности).
3. Воспитание толерантного самосознания у дошкольников.
4. Развитие взаимодействия дошкольников через создание специальных социальных ситуаций.
Задание. Заполните таблицу.
Подход | Цель | Основные направления |
Важным направлением в формировании толерантного отношения к детям с ОВЗ у взрослых является вовлечение родителей нормально развивающихся детей в образовательный процесс.
По данным Д. Митчелла, выделяются пять уровней вовлеченности родителей [29].
Задание. Кратко запишите уровни вовлеченности родителей и их характеристики.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Для формирования детского коллектива педагогу необходимо создать определенный психологический климат в классе, который, по мнению Д. Митчелла, предполагает многокомпонентную стратегию, основанную на психологических аспектах класса в отличие от физических. Психологический климат в классе иногда называют окружением в классе, психосоциальным окружением, атмосферой, фоном, экологией или средой.
Основной принцип создания благоприятного климата класса – создание такой психологической среды, которая облегчает обучение. Можно выделить три основных фактора:
- отношения: степень, в которой люди в классе поддерживают друг друга и помогают друг другу;
- личностное развитие: степень, в которой улучшается личностный рост и самосовершенствование;
- системная поддержка: наличие порядка в классе, ясное понимание педагогами своих ожиданий, контроль и реакция на изменения.
Задание. Как Вы считаете, какие проблемы могут возникнуть в детском коллективе, в педагогическом коллективе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии
Вопросы сопровождения, в том числе психолого-педагогического, обсуждаются и рассматриваются в работах отечественных исследователей (Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др).
Так, О.С. Газман отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение с позиции технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки является комплексной системой, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ посвящены труды С.В. Алехиной, Е.Л. Агафоновой, А.В. Беловой, С.И. Бондаревой, Т.В. Ветер, Ю.Т. Гороховой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.. В своих работах они отмечают, что понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ и инвалидностью, но и на других субъектов инклюзивного образования [с. 10]. Данное понятие сочетается с понятием сохранения позитивного здоровья, а также с динамической оценкой адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде, - с другой. В соответствии с этим главной целью психолого-педагогического сопровождения является непрерывное поддержание силами всех специалистов — субъектов образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.
Таким образом, исходя из позиций М.М. Семаго, психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования – это организованный, целостный и управляемый процесс поддержки всех активных участников инклюзивного образовательного процесса для раскрытия личностного потенциала каждого и успешной амплификации (расширение, усиление, обогащение) образовательных воздействий.
Данное сопровождение определяться тремя основными взаимосвязанными компонентами.
Задание. Заполните таблицу «Компоненты психолого-педагогического сопровождения» и соотнесите их с конкретными формами и содержанием работы специалистов.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения | Формы и содержание работы специалистов |
Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Таким образом, психолого-медико-педагогическое сопровождение является технологичным процессом, он цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).
Задание. Заполните таблицу «Этапы психолого-педагогического сопровождения».
Диагностический | |
Поисково-вариативный | |
Практико-действенный | |
Аналитический |