III. Организационный раздел.
3.1. Базисный учебный план начального общего образования
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов, курсов» примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Образовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Для первой ступени общего образования представлены три варианта базисного учебного плана:
• вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;
• вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
• вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.
При проведении занятий по родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
• в 1 классе — 35 минут;
• во 2—4 классах — 35—45 минут (по решению образовательного учреждения).
В нашем ОУ ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы обучение ведётся на русском языке, поэтому мы реализуем Базисный учебный план первого варианта.
*В соответствии с Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 22.4.2.1178-02) в 1 классе:
- допускается только 5-дневная учебная неделя;
- предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Для её организации выделяются 2 часа в компонент ОУ. Указанные часы при определении соответствия учебной нагрузки санитарным нормам не учитываются.
Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:
• состав учебных предметов;
• недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
• максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
• направления внеурочной деятельности, формы её организации, а также привлекаемые для её реализации ресурсы (услуги учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ).
Базисный учебный план начального общего образования годовой. Вариант 1 | ||||||
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в год | Всего часов | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Филология | Русский язык | |||||
Литературное чтение | ||||||
Иностранный язык | — | |||||
Математика и информатика | Математика | |||||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | |||||
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | — | — | — | ||
Искусство | Музыка | |||||
Изобразительное искусство | ||||||
Технология | Технология | |||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||
Итого | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | — | |||||
Максимально допустимая годовая нагрузка |
Базисный учебный план начального общего образования. Вариант 1 | ||||||
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | Всего часов | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Филология | Русский язык | |||||
Литературное чтение | ||||||
Иностранный язык | — | |||||
Математика и информатика | Математика | |||||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | |||||
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | — | — | — | — | |
Искусство | Музыка | |||||
Изобразительное искусство | ||||||
Технология | Технология | |||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||
Итого | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | — | 2,5 | 8,5 | |||
Максимально допустимая недельная нагрузка | 25,5 | 99,5 |
Базисный учебный план ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы
Начальное общее образование.
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Инвариантная часть (федерального компонента) | |||||
Русский язык | |||||
Литературное чтение | |||||
Математика | |||||
Иностранный язык | - | ||||
Окружающий мир | |||||
Искусство: музыка изобразительное искусство | |||||
Технология: информатика и ИКТ | |||||
Физическая культура | |||||
Вариативная часть (компонент образовательного учреждения) Литературное чтение Основы религиозной культуры и светской этики | |||||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса (физическая культура) | |||||
Итого: |
Пояснительная записка:
Учебный план составлен в соответствии:
- с письмом Об организации в 2011\2012 учебном году образовательного процесса в первых классах образовательных учреждений Самарской области и Приложением к письму министерства образования и науки Самарской области от 16.08.2011 № МО - 16-03/586 – ТУ;
- с письмом О применении в период введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования приказа министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 № 55 – од и Приложения к письму министерства образования и науки Самарской области от 23.03.2011г № МО – 16 – 03/226 – ТУ;
- с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189;
- с приказом от 31.01.2012г №69, г.Москва «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г №1089 «Основы религиозных культур и светской этики»»;
- с письмом министерства образования и науки Самарской области от 17.08.2012г №мо-16-03/514-ТУ «Об организации в 2012\2013 учебном году образовательного процесса в 1,2 и 3 классах образовательных учреждений Самарской области в соответствии с ФГОС НОО.
Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный план в 1 классе состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть реализуется в полном объеме. Часть базисного плана, формируемая участниками образовательного процесса, в соответствии с п.10.20 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» направлена на третий час физической культуры.
Учебный план во 2 классе состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть реализуется в полном объеме. Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательного федерального компонента ФГОС и реализуется в полном объеме. Вариативная часть во 2 классе обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения и используется для увеличения количества часов на литературное чтение.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня по направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное.
Учебный план в 3-4 классах состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательных федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта и реализуется в полном объеме.
Иностранный язык представлен:
2-4 классы – английский язык.
Вариативная часть во 2 и 3 классах обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения и используется для увеличения количества часов на литературное чтение.
Вариативная часть в 4 классе обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения и используется для введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
БУП НОО ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, содействует исполнению ФГОС.
БУП состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части.
В учебном плане учреждения отражены основные показатели БУП: поименованы все учебные предметы, указан объем в часах, выделяемый для урочных занятий в начальной школе на каждый из предметов.
Заметим, что в соответствии с общими тенденциями в образовании и ФГОС НОО результаты, традиционно считающиеся предметными (например, умение читать, понимая текст) являются в ФГОС метапредметными. В силу этого и других важных причин, целесообразна реализация содержания образования в интегрированных курсах, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Фиксация числа часов на предмет становится в большой степени условностью, а неравномерное распределение часов одного предмета по неделям может оказаться полезным с точки зрения эффективности учебного процесса.
БУП НОО направлен на достижение результатов, определяемых ФГОС в условиях системы образования. Далее указана специфика реализации отдельных предметов в этой системе.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в ходе использования информационных технологий на различных предметных уроках, в проектной деятельности. Начальное освоение отдельных ИКТ может проходить в образовательной области "Искусство и технология" (ИЗО, музыка, технология, художественный труд).
На физическую культуру в 1 классах один час отводится за счет раздела "Внеурочная деятельность" и два часа на динамическую паузу.
Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение.
Раздел вариативной части "Внеурочная деятельность" позволит в полной мере реализовать требования ФГОС НОО. За счет указанных в БУП часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. В учебном плане учреждения указывается объем в часах на каждое направление внеурочной деятельности, определенное основной образовательной программой учреждения. Внеурочная деятельность, осуществляемая вне часов БУП, является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального образования.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, проектной деятельности, круглых столов, конференций, диспутов, работы школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Вариант понедельного распределения учебных часов определяется образовательным учреждением в зависимости от специфики организации учебного процесса. Распределение часов предмета по учебным неделям может быть неравномерным при соблюдении норм недельной нагрузки. Возможно использование форм погружения в предмет, интегрированных межпредметных и метапредметных проектов.
При проведении занятий по иностранному языку (2-4 кл.), информатике (1-4 кл.), осуществляется деление классов наполняемостью не менее 20 человек на две группы с выделением дополнительного финансирования. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. На уроках с использованием информационных технологий (1-4 класс), а также на уроках интегративного обучения нескольким предметам, допускается одновременная работа 2-х преподавателей или деление классов наполняемостью не менее 20 человек на две группы с выделением дополнительного финансирования.
В общеобразовательном учреждении 5-дневная учебная неделя. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную санитарными нормами.
План внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования реализации основной образовательной программы и составляет не более 1350 ч за 4 года обучения.
В зависимости от возможностей образовательного учреждения, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
• непосредственно в образовательном учреждении по типу школы полного дня;
• совместно с учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
• в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательного учреждения (комбинированная схема).
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательном учреждении заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках основной образовательной программы образовательного учреждения.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательном учреждении предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, тьюторы и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы, детские научные общества, экологические и военно-патриотические отряды и т. д.
Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением в соответствии со своим учебным планом и независимо от выбранной схемы его реализации должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
При взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями создаются общее программно-методическое пространство, рабочие программы внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного образовательного учреждения.
Учебный план