Принцип системно - деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
* общеобразовательных дисциплин;
* произведений искусства;
* периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
* духовной культуры и фольклора народов России;
* истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
* жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
* общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и
культурных практик;
* других источников информации и научного знания,
Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку,
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации,
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития, В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
1.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
* элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
* представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
* элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
* элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
* интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
* уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
* ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
* начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
* элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
* интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края. села, в котором находится образовательное учреждение;
* стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
* любовь к образовательному учреждению, своему селу, народу, России;
* уважение к защитникам Родины;
* умение отвечать за свои поступки;
* негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
*первоначальные представления о базовых национальных
российских ценностях;
* различение хороших и плохих поступков;
* представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
* элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
* уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
* установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
* бережное, гуманное отношение ко всему живому;
* знание правил этики, культуры речи;
* стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
* представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
* отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
* первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
* уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
* элементарные представления об основных профессиях;
* ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
* элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
* первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
* умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
* умение соблюдать порядок на рабочем месте;
* бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
* отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
* • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
* бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
* представления о душевной и физической красоте человека;
* формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
* интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
* интерес к занятиям художественным творчеством;
* отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;
* стремление к опрятному внешнему виду, соблюдение школьной формы.
Примерные виды деятельности ОУ по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников в ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
Курс «Основы проектной деятельности»; предметы (часть, формируемая участниками образовательного процесса): - ОРК и СЭ | Проекты («Музей»; «Родная улица моя»; «Казаки и Казаковы. Связь времён»» и др.) Этнокалендарь (классные часы, праздники, встречи с людьми культуры) | Объединения по интересам (студия изобразительного искусства «Колорит», газета «Ассорти», правовой клуб, клуб «Юный эколог»); Общешкольные мероприятия: · конкурсы рисунков «Красота родного края», «Моя семья», «Берегите природу»; · праздник для бабушек и мам; · новогодний праздник; · День ученика; · День Защитника Отечества · встреча с поэтами Кинель- Черкасского района; · праздник «Весенняя неделя добра»; · праздник народов мира; · Внешкольные виды деятельности: · тематические экскурсии в пожарную часть, на почту; · туристические походы на природу; · посещение театров и музеев |
1.5.Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Виды деятельности | Формы занятий |
Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Самарской области. | · Познавательный классный час «Государственная символика» · Изучение гимна РФ · Классный час «Самарский край. Родные просторы» · Классный час «Права и обязанности ребенка» |
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина. | · Социальные проекты « История села», « Пионеры - герои», «Комсомольцы – добровольцы» · Экскурсии по историческим и памятным местам · Музыкально - литературная композиция «Они сражались за Родину» · Классный час «Гражданский долг человека» · Психологические тренинги · Просмотр кинофильмов о войне · Классный час «Герои Великой Отечественной войны» · Беседы «Кто такой патриот?», «Что такое честь, долг, отвага…» |
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. | · Классный час «По страницам истории» · Просмотр кинофильмов «Мы все разные» · Фольклорный праздник · Походы на природу, посещение родников · Викторина «Важные страницы истории нашего села» · Конкурс рисунков «Мое село» |
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. | · Классный час «12 декабря - День Конституции» · КТД «День космонавтики» · КТД «9 мая - день Великой победы» |
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина. | Участие в социальном проектировании, конкурсах проектов «Гражданин», марафоне «Детские гражданские инициативы», центре «Я - Гражданин». |
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. | · Спортивный праздник · Праздник народов мира · Экскурсии в этнические музеи · Конкурс «Традиции народов мира» |