Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
2.Формировать навыки звукового синтеза.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок:
Като каток | Бубе –(н) | Ливе _(нь) | Мебе_(ль) |
Комо _(к) | Лимо _(н) | Каме _(нь) | Педа _(ль) |
Вени _(к) | Бато _(н) | Ого _(нь) | Меда _(ль) |
Доми _(к) | Бана _(н) | Тюле _(нь) | Топо _(ль) |
Пау _(к) | Дива _(н) | Оле _(нь) | Пуде _(ль) |
Тюби _(к) | Ваго _(н) | Оку _(нь) | Уго _(ль) |
Гама _(к) | Бегу _(н) | Кафе _(ль) | |
Куби _(к) | Вои _(н) | ||
Мото _(к) | Фили _(н) | ||
Таба _(к) | Ива _(н) | ||
Фини _(к) | Каба _(н) | ||
Хомя _(к) | Бато_(н) |
(Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий).
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом «ИК».
Логопед: Ребенок:
Кот – котик
Ноль - нолик
Дом - домик
Том - томик
Год – годик
б) с суффиксом «ОК».
дым – дымок
мед – медок
лед - ледок
ком – комок
дуб – дубок
в) с суффиксом « ЕК».
конь – конек
пень – пенек
тень - тенек
день – денек
Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при образовании существительных единственного числа от множественного числа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч, называет существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Окуни – окунь | Огни – огонь |
Олени - олень | Камни – камень |
Петухи – петух | Ливни – ливень |
Батоны – батон | Туфли – туфель |
Пакеты – пакет | Бубны – бубен |
Билеты – билет | Венки – венок |
Кубики – кубик | Угли – уголь |
Утюги – утюг | Катки – каток |
Вагоны – вагон | Мотки - моток |
Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложении.
2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.
3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
Едет (кто?) Едет Иван и Олег.
Едет (что?) Едет вагон и каток.
Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?».
Цель:
1. Учит четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа
2. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
Ползает (кто?) удав, паук.
Летает (кто?) филин, лебедь, удод.
Ходит (кто?) олень, кабан, хомяк, енот, пудель.
Плавает (кто?) окунь, тюлень.
ПОСМОТРИ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени.
3. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
Поет – поют
Идет – идут
Ведет - ведут
Едет – едут
Лепит – лепят
Летит – летят
Моет - моют
Дает – дают
Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Упражнять в практическом употреблении глаголов единственного числа будущего времени.
3. Учить согласовывать речь с имитацией движения.
Ход игрового упражнения.
Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: « Покажи и скажи, что ты будешь делать?».
Логопед: Ребенок:
Я копаю. Я буду копать.
Я пилю. Я буду пилить.
Я топаю. Я буду топать.
Я катаю. Я буду катать.
Я летаю. Я буду летать.
Я ловлю. Я буду ловить.
Я леплю. Я буду лепить.
Я мылю. Я буду мылить.
Я делю. Я буду делить.
4.9. Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: «Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов».
а) с окончанием «ОВ» б) с окончанием « ОК».
1 дом – 9 домов 1 ветка – 9 веток
1 кот – 9 котов 1 нитка – 9 ниток
1 кит – 9 китов 1 банка – 9 банок
1 бык - 9 быков 1 кепка – 9 кепок
1 бак – 9 баков 1 дудка – 9 дудок
1 мак – 9 маков 1 губка – 9 губок
1 дуб – 9 дубов 1 будка – 9 дубок
1 духи – 9 духов 1 утка - 9 уток
в) с нулевым окончанием
1 минута – 9 минут
1 монета – 9 монет
1 утенок – 9 утят
1 котенок – 9 котят
1 теленок – 9 телят
1 ягода - 9 ягод
1 вафля – 9 вафель
1 капля – 9 капель
1 окно – 9 окон
( Лексический материал этого упражнения необходимо разделить на три занятия).
Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа
2. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит предложение предложения и задает вопросы. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед: Ребенок:
У мамы букет. Это чей букет? - Это мамин букет.
У папы пудель. Это чей пудель? - Это папин пудель.
У Вовы кубик. Это чей кубик? - Это Вовин кубик.
У Ани бубен. Это чей бубен? - Это Анин бубен.
У Тани пакет. Это чей пакет? - Это Танин пакет.
У Кати хомяк. Это чей хомяк? - Это Катин хомяк.
4.11. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Холодно зимой, а жарко… летом.
Красный карандаш острый, а синий… тупой.
Этот дом старый, а этот … новый.
У папы голос громкий, а у мамы… тихий.
Этот зверь домашний, а этот… дикий.
Этот ботинок правый, а этот… левый.
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, осины; маки, лилии.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
Как назвать одним словом?
буфет, комод, диван? мебель.
тапки, туфли, кеды? обувь.
Каких деревьев много в лесу? дубов, елей, сосен, осин
Каких цветов много в саду? маков, лилий