Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО ПО ГЛАСНЫМ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. 2.Формировать навык элементарного слогового анализа.
2. Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: предметные картинки: панама, какао, вагоны, алоэ, пауки, кабина, кубики
Ход игрового упражнения.
Логопед выкладывает перед ребенком две картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них и говорит: «Отгадай и скажи слова, в которых есть эти гласные звуки».
Логопед: Ребенок:
_а_а а, _у_и_и панама, кубики
_а-о- ы, а о э вагоны, алоэ
_а у_и, а_и_а пауки, кабина
-а -а –о , -а-а-ы какао, бананы
Упражнение «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных
Логопед: Ребенок:
Канава – канава – какао – канава какао
Минута – монета – минута – минута монета
Калина –малина – малина –малина калина
Колено – колено – колено – полено полено
Полина – Галина – Полина – Полина Галина
Панама – панама – помада – панама помада
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Мы видели филина.
У хаты тополя.
Я догоню Олега.
Макаки кидали бананы.
У домика пели петухи.
Лилии и пионы увяли.
У дома воды по колено.
Бабуля выпила пилюли.
Макаки кидали бананы.
Полено вынули из камина.*
У Полины новая помада.
На поляне гуляли олени.
Катя и Вова вымыли ягоды.
Дима и Петя удили налима
Коля и Толя ходили на охоту.
Мама и няня купали Полину.
До обеда мы гуляли на поляне.
Полина и Елена копали канаву.
Галина и Никита лепили лебедя.
На камине дети увидели паука.
Полина и Никита лепили лебедя.
У Никиты болело левое колено.
У дома малина, лилии и пионы.
Таня и Катя полили пионы и томаты.
Алена и Галина выпили какао.
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА
( 3-ий тип слоговой структуры)
Упражнение « ДОГОВОРИ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1
Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок:
До дом
Да дам
Ды дым
Ко М ком
Га гам
Та там
То том
Вариант 2
Ребенок произносит первый звук [м], логопед договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
М ак мак
ай май
оль моль
ох мох
ыть мыть
ать мать
(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)
Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Коты – кот века – век
Киты – кит дома - дом
Быки – бык меха - мех
Дубы – дуб тени - тень
Кони – конь дни - день
Бои – бой пни - пень
Упражнение «ЧТО ТЫ ЗАПОМНИЛ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Развивать зрительную память и внимание.
Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 – 6 картинок и говорит: «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил».
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «мой» с существительными мужского рода.
Оборудование: предметные картинки: тень, дед, ель, лед, мех, тюль, пух, пень.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняет названия предметов, изображенных на них, и род слова «тюль». Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать «мой».
Ребенок:
Мой дед мой мех мой тюль
Мой лед мой пух мой пень.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Да – нет
Ночь – день
Взять – дать
Север – юг.
Верх – низ*