Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков
1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.
а — м — у — т — о; т—с — ы — а — р;э —а — м — у — т; о — п— у — а — с — ы — ш; к — э — о — у — п — ы— н
2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.
р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н
Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук Определите место преграды.
м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф
4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. (Логопед следит за кратким произнесением согласных звуков.)
а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х
5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные буквы положите синие кружочки, под гласные — красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)
Образец карточки:
р а т к у |
6. Положите букву под соответствующий кружок.
(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)
7. Запишите буквы в две строчки.
(Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней — согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.)
Гласные первого ряда
Конспект занятия
Тема. Гласные звуки.
Цел ь. Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.
Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сядет тот ученик, который назовет гласный звук. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а — рот широко раскрыт; о — губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у — губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы — губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.
III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о
IV. Выделение гласных первого ряда из слогов. s Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: л) называют гласный, б) показывают соответствующую букву,
а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от
б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то
V. Итог занятия.
Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.
Выделение гласных первого ряда из слов
Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву. Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася
Выделите гласную из середины слов, запишите ее.
лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак
3.Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую гласную букву.
Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: жук, мох, зуб, сук, сыр, рак.
4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее.
крот, куст, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто
5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их названий. Запишите соответствующую букву.
Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.
Конспект занятия
Тема. Гласные звуки.
Цель. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.
Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второго ряда.
Ходзанятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.
II.Знакомство с буквами и, й.
Образование гласных второго ряда.
Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.
Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И — протяжно, а Й — коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.
Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого
ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А — подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.
Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.
Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.
Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.
III. Итог занятия.
Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?
Гласные второго ряда
1. Прослушайте слова, выделите голосом начальную гласную, покажите букву, запишите ее в тетрадь.
а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб
б) еж, елка, ерш, елочка, ежится
в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта
г) ель, ем, ели, едут, ехать
д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры
е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы
2. Прослушайте слова, выделите голосом гласную из конца слова, запишите соответствующую букву. (Логопед голосом выделяет гласную, стоящую в конце слова.)
а) моя, твоя, Зоя, Рая
б) пою, мою, рою, свою, твою
в) мое, твое, свое, белье, старье
г) мне, тебе, себе, везде
д) пою, мои, спи, твое, белье
3. Назовите картинки. Выделите голосом гласные второго ряда из начала
слова, запишите соответствующие буквы. \
(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)
Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.
Слоговой состав слова
Конспекты занятий
Занятие 1
Тема. Слоговой состав слова.
Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.
III. Знакомство со слогом. Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что он хотел сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по Слогам слово ра-ма.
Логопед. Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно/Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом.
Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.
IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах,
произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слог, муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба
V. Графическое изображение слогов.
Логопед. Поставьте вопрос к слову рыба. Что обозначает
(это слово? ' (Рыба — кто это? Слово «рыба» обозначает предмет.) * Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанав-,. ливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Графическое
изображение делится вертикальной чертой на две части. V Аналогично изображаются графически слова, состоящие из двух .' открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида. I VI. Итог занятия.
Логопед. Чему вы научились на занятии?
Занятие 2
Т е м а. Та же.
Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги
. Оборудование. Схемы слов.
Ход занятия.
I. Организационный момент.