Логопедическая диагностика в школе
Логопедическая диагностика в школе
Содержание первичного обследования устной речи
Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое количество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
Систему работы учителя-логопеда при общеобразовательной школе можно представить следующим образом (схема 1).
Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основные направления:
• диагностика — обследование состояния устной и письменной речи;
• коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;
• консультативно-профилактическая работа;
• работа по повышению квалификации и самообразование и др.
Каждое из этих направлений по-своему важно и решает определенные задачи.
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Основными задачами диагностики являются: • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
• определение структуры речевого дефекта;
• формулировка речевого диагноза;
• составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в журнале обследования устной и письменной речи (табл. 1).
Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:
Ф.П. — фонематические процессы;
З.Б.А. — звуко-буквенный анализ;
Г.С.Р. — грамматический строй речи;
ОНР — общее недоразвитие речи;
ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
ФНР — фонетическое недоразвитие речи;
НЧиП- нарушения чтения и письма;
м/з - межзубное произношение;
г/з - - губно-зубное произношение;
г/г-- губно-губное произношение;
гор л. - горловое произношение;
бок. - боковое произношение;
одн.- одноударное произношение;
н/а - -неавтоматизированное произношение;
v - наличие "ошибок;
• — единичные ошибки;
!— стойкие, часто встречающиеся ошибки.
Такой журнал ведется на каждый класс. Это позволяет получить не только подробную информацию о речевом развитии каждого конкретного учащегося, но и позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помогает сотрудничать с учителями и осуществлять консультативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кроме того, такой журнал позволяет контролировать передвижения учащихся и отслеживать динамику и результативность логопедической работы.
Все учащиеся с выявленными в результате обследования нарушениями речи регистрируются в списке, который мы предлагаем вести следующим образом (табл. 2). Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта. Такой способ помогает контролировать статистические данные о количестве учащихся с различными видами речевой патологии, а также комплектовать группы с учетом структуры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление ежегодных цифровых отчетов.
На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. Методическое объединение учителей-логопедов общеобразовательных школ г. Новороссийска предлагает следующий вариант речевой карты (см. ниже).
Первая страница речевой карты заполняется логопедом в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Она содержит общие сведения о ребенке, которые записываются со слов родителей. Вторая страница заполняется логопедом во время индивидуального обследования и дополняется в течение всего периода обучения на логопункте. К речевой карте прилагаются диагностические письменные работы учащихся, которые демонстрируют состояние письма и позволяют отслеживать динамику в процессе логопедических занятий. В речевой карте фиксируюся все проявления речевой недостаточности каждого учащегося, выявленные в процессе обследования.
Заполнение речевой карты начинается с паспортных данных ребенка. Затем выясняется реальный уровень знаний учащегося по родному языку и другим предметам. В случаях сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться очень важны как для определения точного логопедического заключения, так и для установления первичности или вторичности речевого недоразвития.
Анамнестические данные учащихся заполняются со слов родителей. В ходе беседы важно получить представление о том, как протекало раннее речевое и физическое развитие ребенка. Выясняется, обращались ли ранее за логопедической помощью; если да, то какова эффективность. Фиксируются особенности речевой среды.
Прежде чем начать обследование речи, учитель-логопед должен убедиться в сохранности других функций (слуха и зрения) и отразить полученные данные в речевой карте. Также при обследовании учитель-логопед обращает внимание на строение и подвижность артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, нёба, прикуса), на четкость и внятность речи; выявляет уровень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, грамматического строя речи и словарного запаса.
Подробно анализируются и фиксируются все виды и характер ошибок при чтении и письме; в речевой карте отражаются примеры допускаемых ребенком ошибок. Особое внимание обращается на личностные и поведенческие особенности учащихся: способность к переключению, наблюдательность, организованность, самостоятельность, подвижность, импульсивность и т. д.
На учащихся, имеющих фонетические нарушения, можно оформлять сокращенный вариант речевой карты, которая выглядит следующим образом (см. ниже).
Содержание первичного обследования устной речи
Употребление антонимов.
веселый — ... здоровый — ... горький — ... горячий — ... узкий — ... чистый — ... острый — ... мокрый — ... | молодой — ... большой — ... толстый — ... высокий — ... длинный — ... сильный — ... прямой — ... открытый — ... |
Подбор слов-синонимов.
беда — ... спешить — ...
радость — ... бороться — ...
Подбор родственных слов.
сад — ... соль — ... .
боль — ... земля — ...
Дополнить фразу.
В магазине работает...
Границу охраняет...
Стол накрыт...
Разносит письма, журналы...
9. Назвать детенышей:
у кошки — ... у утки — ... у собаки — ... у медведя — ... у свиньи — ... у овцы — ... | у лисы — ... у козы— ... у тигра — ... у лошади — ... у курицы — ... у коровы — ... |
Образование прилагательных от существительных.
зима — зимний дуб — дубовый
липа — ... утро — ...
лимон — ... лиса — ...
мясо — ... птица — ...
молоко — ...
Образование относительных прилагательных от существительных.
Как называется сок из: яблок — ...
апельсинов — ...
клубники — ...
Суп из: рыбы — ...
грибов — ...
курицы — ...
Образование притяжательных прилагательных. Чья голова, чей хвост?
Голова лисья, а хвост...
Голова беличья, а хвост...
Голова волчья, а хвост...
Голова медвежья, а хвост...
Образование глаголов с помощью приставок.
Ходит — уходит, приходит, заходит, выходит, отходит, переходит, подходит...
Шить — зашить, подшить, пришить, вышить, перешить...
Составить предложение с каждым из слов, используя приставки: в-, при-, за-, пере-.
Летел, шёл, писал.
Кошка и птичка
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.
9. Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).
Щенок
У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.
Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.
10. Написать диктант (2 класс, начало учебного года).
Кот
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
Тексты диктантов, как и в предыдущем задании, подбираются в соответствии с возрастом и продолжительностью обучения.
Записать названия картинок.
12. Составить и записать короткий рассказ по картинке или серии сюжетных картинок.Учащиеся могут выполнять предложенные задания на индивидуальном бланке.
Проверка навыков письма
Фамилия, имя________________________________класс_______.
1. Спиши слова, написанные рукописным шрифтом:
лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.
__________________________________________________________________________________________________________________
2.Спиши следующие слова:
плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.
__________________________________________________________________________________________________________________
3. Запиши под диктовку строчные буквы:
____________________________________________________________________
4. Запиши под диктовку прописные буквы:
____________________________________________________________________
5. Запиши под диктовку слоги:
____________________________________________________________________
6. Запиши под диктовку слова:
____________________________________________________________________
7. Запиши предложение после однократного прослушивания:
____________________________________________________________________
8. Спиши рукописный текст (2 класс, начало учебного года).
Щенок
У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Спиши печатный текст (2 класс, начало учебного года).
Кошка и птичка
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Напиши диктант.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Напиши названия картинок:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Составь и запиши короткий рассказ по картинке.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностические диктанты
Для проверки навыков письма
(предложены в работах И.Н.Садовниковой, Л. И, Тикуновой)
В лесу
Вот большой лес. За лесом река. Там гуляют дети. И цибик тут. Зоя и Женя ищут грибы. Юра и Яша нашли ежа.
На реке
Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.
Кот
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
Клён
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.
На лугу
Ксюша была на лугу. Кругом высокая трава. На белую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не испугалась его.
У моря
Я жил у моря. Меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были белые гребни.
Школа
Вот наша школа. У входа в школу растут пышные астры. На клумбах растут чудные розы. Я люблю свою школу.
Утки
Плавают утки. Ольга и Алёша кидают птицам кусочки хлеба. Скоро птицы покинут пруд. Они улетят в тёплые края.
Встреча
Коля ловил рыбу. Зашуршали камыши. На траву выполз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на солнышке. Ужи не ядовиты.
Тайна
Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка.
Кот Федя
У Яши был кот Федя. Кот любил играть в кустах. Яша долго искал кота. А он сидел на крыше.
Идёт весна
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.
Дети гуляли на лугу. Серёжа и Лера собирали цветы. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой.
Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.
Машина привезла много угля. Углём мы топим печку. Из трубы идёт дым. Зимой стоят сильные морозы. Часто метут метели. А дома всегда тепло.
Весна
Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом журчат ручьи. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встречают весну.
Дети в лесу
Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвёл душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидели ежа. Он свернулся в клубочек. Ребята не тронут ёжика.
Скоро осень
Приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Земля в саду уже усыпана жёлтыми листьями. Реже слышны голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.
Избушка лесника
В лесу жил лесник. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей и пели птицы. В траве трещали кузнечики.
На дачу
Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки. Там есть роща. За рощей речка. Мальчики будут ловить рыбу, девочки собирать цветы.
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
На охоту
Утром я с ружьём и собакой отправился в рощу. Стояла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щёки. Тонкая паутина вытягивалась по воздуху. Это знак тёплой погоды.
Кто как зиму встретил
Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила своё дупло. Лисица в норе себе из листьев постель сделала.
Скоро каникулы
Скоро каникулы. Дети поедут в лагерь. Уже объявили день отъезда. Саша останется дома и будет ходить на детскую площадку. Серёжа уедет в деревню. Там очень хорошо. В выходной его родители поедут туда. Там много цветов.
Отважный поступок
Саша Жуков шёл из школы домой. Высоко в небе пели жаворонки. Дорога проходила по берегу речки. Вдруг Саша увидел, что тонет маленький мальчик. Он в одежде бросился в воду и вытащил мальчика. На другой день все узнали о поступке школьника. На линейке Саше объявили благодарность.
Класс
Мышки
Собрались старые и малые мышки у норки. Уши у них кверху торчат, слушают. Кот Вася у печки лежит, поджидает мышек.
Кошка и птичка
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
(По Л. Толстому)
Осень
Вот и сентябрь. Чист и свеж воздух. Далеко слышны в лесу звуки. На старых больших пнях жмутся тонкие опята.
Класс
Москва
Много лет назад на высоком холме построили маленькую крепость. Шли годы. Крепость росла и богатела. По берегам реки Москва строились всё новые и новые дома. Много товаров привозили торговые люди, купцы. Крепость стала великим городом — Москвой.
Ясная Поляна
Много на Руси красивых мест. Вот Ясная Поляна. Здесь родился и провёл почти всю жизнь Лев Николаевич Толстой. Здесь он посадил берёзовую рощу. Хороша роща ранней осенью! Вся она стоит золотая. Это было любимое место писателя. Он здесь отдыхал и работал.
Незнайка и жук
Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время мимо летел майский жук. Он сослепу нале-
тел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка упал на землю. Жук скрылся. Незнайка встал и осмотрелся по сторонам. Кругом было тихо.
(По Н. Носову)
Класс
В Царском Селе
Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, который находился в Царском Селе под Петербургом. Прекрасный обширный парк начинался прямо под окнами лицея. В тяжёлой листве дубов и лип свободно играли солнечные лучи. Среди зелени белели мраморные статуи. Повсюду слышалось птичье пение. Тихо плескалась вода в озере. Пушкин очень любил этот старинный парк и часто гулял в нём.
Владимир Иванович Даль
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. В его словаре более двухсот тысяч слов, тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Собирая материал для своего словаря, Даль исколесил всю Россию. Он был даже в Сибири и на Урале. Владимир Иванович любил и понимал родной язык, умел видеть красоту в живом русском слове. Даль был большим другом Пушкина.
Октябрь
Русское старинное наименование октября - «гряз-ник». Осенние дожди с мокрым снегом превращали землю в месиво. На Руси октябрь также величали «листо-боем», «золотой осенью», так как он приходится на время пожелтения листвы.
А сколько осенних примет было на Руси! «Поздний листопад-- к суровой зиме». «Ива рано серебристым инеем покрылась — долгая зима будет».
По результатам обследования учитель-логопед анализирует характер и виды ошибок, допускаемых учащимися, и комплектует учебные группы, составляет расписание занятий, разрабатывает коррекционную программу и проводит логопедические занятия.
Логопедическая диагностика в школе
Содержание первичного обследования устной речи
Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое количество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами школьной программы.
Систему работы учителя-логопеда при общеобразовательной школе можно представить следующим образом (схема 1).
Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основные направления:
• диагностика — обследование состояния устной и письменной речи;
• коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;
• консультативно-профилактическая работа;
• работа по повышению квалификации и самообразование и др.
Каждое из этих направлений по-своему важно и решает определенные задачи.
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Основными задачами диагностики являются: • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
• определение структуры речевого дефекта;
• формулировка речевого диагноза;
• составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в журнале обследования устной и письменной речи (табл. 1).
Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:
Ф.П. — фонематические процессы;
З.Б.А. — звуко-буквенный анализ;
Г.С.Р. — грамматический строй речи;
ОНР — общее недоразвитие речи;
ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
ФНР — фонетическое недоразвитие речи;
НЧиП- нарушения чтения и письма;
м/з - межзубное произношение;
г/з - - губно-зубное произношение;
г/г-- губно-губное произношение;
гор л. - горловое произношение;
бок. - боковое произношение;
одн.- одноударное произношение;
н/а - -неавтоматизированное произношение;
v - наличие "ошибок;
• — единичные ошибки;
!— стойкие, часто встречающиеся ошибки.
Такой журнал ведется на каждый класс. Это позволяет получить не только подробную информацию о речевом развитии каждого конкретного учащегося, но и позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помогает сотрудничать с учителями и осуществлять консультативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кроме того, такой журнал позволяет контролировать передвижения учащихся и отслеживать динамику и результативность логопедической работы.
Все учащиеся с выявленными в результате обследования нарушениями речи регистрируются в списке, который мы предлагаем вести следующим образом (табл. 2). Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта. Такой способ помогает контролировать статистические данные о количестве учащихся с различными видами речевой патологии, а также комплектовать группы с учетом структуры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление ежегодных цифровых отчетов.
На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. Методическое объединение учителей-логопедов общеобразовательных школ г. Новороссийска предлагает следующий вариант речевой карты (см. ниже).
Первая страница речевой карты заполняется логопедом в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Она содержит общие сведения о ребенке, которые записываются со слов родителей. Вторая страница заполняется логопедом во время индивидуального обследования и дополняется в течение всего периода обучения на логопункте. К речевой карте прилагаются диагностические письменные работы учащихся, которые демонстрируют состояние письма и позволяют отслеживать динамику в процессе логопедических занятий. В речевой карте фиксируюся все проявления речевой недостаточности каждого учащегося, выявленные в процессе обследования.
Заполнение речевой карты начинается с паспортных данных ребенка. Затем выясняется реальный уровень знаний учащегося по родному языку и другим предметам. В случаях сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться очень важны как для определения точного логопедического заключения, так и для установления первичности или вторичности речевого недоразвития.
Анамнестические данные учащихся заполняются со слов родителей. В ходе беседы важно получить представление о том, как протекало раннее речевое и физическое развитие ребенка. Выясняется, обращались ли ранее за логопедической помощью; если да, то какова эффективность. Фиксируются особенности речевой среды.
Прежде чем начать обследование речи, учитель-логопед должен убедиться в сохранности других функций (слуха и зрения) и отразить полученные данные в речевой карте. Также при обследовании учитель-логопед обращает внимание на строение и подвижность артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, нёба, прикуса), на четкость и внятность речи; выявляет уровень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, грамматического строя речи и словарного запаса.
Подробно анализируются и фиксируются все виды и характер ошибок при чтении и письме; в речевой карте отражаются примеры допускаемых ребенком ошибок. Особое внимание обращается на личностные и поведенческие особенности учащихся: способность к переключению, наблюдательность, организованность, самостоятельность, подвижность, импульсивность и т. д.
На учащихся, имеющих фонетические нарушения, можно оформлять сокращенный вариант речевой карты, которая выглядит следующим образом (см. ниже).
Содержание первичного обследования устной речи