Практическое занятие №10. Анализ характерных неисправностей судовых котельных установок
Цель занятия:
Проанализировать характерные неисправности судового парового котла, определить их причины и способы устранения.
Формируемые общие и профессиональные компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.
Используемые источники: [4, с. 114-130], интернет
Теоретическая часть:
В процессе эксплуатации котлов возможны следующие неисправности: упуск воды из котла; попадание забортной воды в котёл; попадание нефтепродуктов в котёл; вскипание воды в пароводяном коллекторе и заброс её в главный паропровод; повышение или понижение давления пара и температуры на выходе из ПП; повышение уровня воды в котле выше допустимого; недостаток или значительный избыток воздуха, подаваемого в топку; попадание воды в мазут или его перегрев; разрыв водогрейной трубки; перегрев топочных фронтов; значительная вибрация котла; взрыв газов в топке; пропуски пара и воды через сальники арматуры и фланцевые соединения; возгорание сажи в хвостовых поверхностях нагрева; выход из строя водоуказательных приборов (ВУП); отказ в работе системы автоматического управления работой котла и др.
Причинами повреждений и аварий котлов при упуске воды являются: отсутствие должного контроля за показаниями ВУП или их неудовлетворительная работа; срыв в работе питательных насосов; выход из строя приборов автоматического поддержания уровня; наличие трещин на поверхностях нагрева; нарушение циркуляции. В этих случаях необходимо немедленно прекратить подачу топлива в топку и вывести котёл из действия. Подача питательной воды в котёл категорически запрещается. Одной из причин вскипания и забросов воды в паропровод является её засоление. Увеличение солесодержания котловой воды происходит из-за повреждения трубок конденсатора, подогревателей забортной воды, испарителей, а также недостаточный контроль за соблюдением водного режима. В таких случаях необходимо снизить нагрузку котла, провести его верхнее продувание, довести солесодержание воды до нормы, ввести в воду химические реагенты, а затем увеличить производительность котла. Низкое качество котловой воды вызывает интенсивное образование накипи на внутренних стенках водогрейных труб, которая способствует их перегреву.
Перегрев труб может вызвать увеличение нагрузки котла выше номинальной. Забросы воды возможны и при резком увеличении расхода пара, неисправности сепарирующих устройств, повышенной щёлочности и загрязнении её нефтепродуктами. В этом случае снижают расход топлива, паропроизводительность котла, подачу пара в главный паропровод и устраняют причину неисправности. Увеличение давления пара связано с резким уменьшением его расхода, повреждением главного стопорного клапана, неисправностью предохранительных клапанов. В этом случае необходимо остановить котёл, закрыть главный стопорный клапан и подать в котёл питательную воду.
Падение давления в котле происходит при резком увеличении отбора пара, образовании свищей в трубках, швах коллекторов и камер. При разрыве трубки следует немедленно вывести котёл из действия, осуществить расхолаживание и заглушить трубку; свищи устраняют при первой возможности.
Изменение температуры перегретого пара наблюдается вследствие неисправности регулятора температуры, сепарирующих устройств пароохладителя, загрязнения поверхностей нагрева, снижения качества распыла топлива форсунками, изменения коэффициента избытка воздуха.
При попадании воды в мазут необходимо спустить воду из расходной цистерны или перейти на другую цистерну, т.к. сгорание обводненного мазута сопровождается вибрацией фронта котла и взрывным горением. Перегрев мазута снижают уменьшением подачи пара на топливный подогреватель. Перегрев топочных фронтов возможен при разрушении обмуровки и прогорании изоляции котла. В этом случае котёл нужно вывести из действия и устранить дефекты.
Взрывы газов в топке при розжиге котла могут сопровождаться выбросом топочных газов, разрывом обшивки и газоходов котла, повреждением кирпичной кладки. Поэтому перед розжигом котла необходимо тщательно провентилировать его топку. Пропуски пара и воды через сальники арматуры и фланцевые соединения устраняют поджатием или заменой сальниковой набивки и прокладок. Давление пара перед обжатием обязательно снижают до 0,5 МПа.
Загорание сажи в хвостовых поверхностях нагрева возможно в результате её интенсивного отложения при малых нагрузках и последующем переходе на номинальный режим работы. В этом случае необходимо прекратить подачу воздуха и топлива в топку и включить сажеобдувочное устройство для непрерывной обдувки труб, усилить подачу воды в водяной экономайзер, а при наличии установки углекислого тушения, пустить в газоход углекислый газ.
Порядок выполнения работы
1. Проанализировать характерные неисправности в работе судового парового котла.
2. Для всех неисправностей, указанных в 1-м столбце таблице №5 выбрать соответствующие причины и способы их устранения. Оформление осуществляется в аналогичной табличной форме.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Таблица №5
Неисправности в работе судового парового котла
Неисправность | Причина | Способ устранения |
1. Давление в котле падает или растет. 2. Температура перегретого пара снизилась при включенном главном пароохладителе. 3. Температура перегретого пара снизилась при отключенном главном пароохладителе или его отсутствии. 4. Температура перегретого пара повысилась. 5. Уровень воды в водоуказательном приборе повышается или понижается. 6. Уровень воды в водоуказательном приборе не виден. 7. Уровень воды в водоуказательном приборе резко колеблется. 8. Температура воды за экономайзером повысилась. 9. Распыливание топлива неудовлетворительное, образование кокса на стенках топки и парообразующих труб. 10. Черный дым на выходе из трубы. 11. Белый дым на выходе из трубы. 12. Общее потемнение пламени и выбрасывание его из топки. 13. Появление в топке рваного пламени с искрами. 14. Отрыв или погасание факела при работе на малых нагрузках. 15. Предохранительный клапан пропускает. | 1. Лопнула парообразующая или дымогарная труба в котле (давление падает быстро, одновременно уходит уровень воды из водоуказательного прибора, возможен хлопок в топке. Выходит пар из топки, дымовой трубы). 2. Неисправен предохранительный клапан. 3. Свищи в трубах, не компенсируемые увеличением питания (давление пара падает). 4. Неисправны автоматические регуляторы. 5. Закрыт импульсный клапан или засорился трубопровод к регулятору давления пара. 6. Нарушилась нормальная работа регулятора температуры перегретого пара. 7. Пароохладитель пропускает (свищ). 8. Обвалилась (прогорела) обмазка на ошипованных экранах. 9. Повысилась влажность насыщенного пара вследствие высокого уровня воды и/или высокой концентрации солей в котле. 10. Поверхность нагрева пароперегревателя загрязнилась. 11. Большой избыток воздуха в топке. 12. Поверхности нагрева котла и экономайзера загрязнились. 13. Распыливание топлива неудовлетворительное, приводящее к догоранию топлива в газоходах. Температура подогрева топлива низка. 14. Давление топлива низкое. 15. Топливные каналы форсунки засорились. 16. Паровые каналы засорились или в паропроводе перед форсунками скопился конденсат (для паромеханических форсунок). 17. Изношены распылители форсунок, головки закоксованы. 18. Плохое перемешивание топлива с воздухом вследствие неправильной установки или деформации воз-духонаправляющих устройств. 19. Форсунки или диффузор неправильно установлены вдоль оси фурмы. 20. Имеются пропуски и подтекания топлива из-за неправильной сборки форсунок. 21. Водоуказателъный прибор показывает неправильный уровень. 22. Нарушена нормальная работа регулятора питания водой. 23. Нарушена нормальная работа питательного насоса. 24. Вода из котла упущена (при продувании прибора вода не появляется). 25. Котел перепитан (при продувании уровень появляется, но быстро уходит вверх, за пределы водоуказательного прибора). 26. Засорены каналы в водоуказательном приборе или неправильно установлены прокладки. 27. Засорены каналы к водоуказательному прибору. 28. Поверхность нагрева котла загрязнилась. 29. Температура питательной воды повысилась 30. Распыливание топлива неудовлетворительное, приводящее к догоранию топлива в газоходе. 31. Чрезмерный подогрев топлива перед форсунками. 32. Попадание воды в топливо. 33. Повышенное содержание механических примесей в топливе. 34. Под клапан попала грязь, накипь. 35. Опорные поверхности имеют забоины или разъедены клапан и гнездо. 36. Имеются неплотности между гнездом и корпусом клапана. | 1. Немедленно вывести котел из действия. После остывания котла лопнувшую трубу заглушить или заменить. В газотрубных котлах для глушения дымогарных труб достаточно прекратить горение. 2. Отрегулировать предохранительный клапан или вывести котел из действия для устранения неисправности. 3. Котел вывести из действия, поврежденные трубы заглушить или заварить. 4. Проверить действие автоматических регуляторов и устранить неисправность 5. Перейти на ручное управление горением и устранить неисправность. 6. Устранить неисправность регулятора 7. Отключить пароохладитель и продолжать эксплуатацию котла или отключить котел и исправить повреждения. 8. При первой возможности восстановить слой обмазки. 9. Снизить уровень воды в котле, довести продувкой солесодержанис котловой воды до нормы. 10. Произвести обдувку пароперегревателя; по прекращении действия котла произвести чистку пароперегревателя. 11. Уменьшить давление воздуха. Проверить плотность обшивки. Неплотности устранять по возможности немедленно. 12. Произвести сажеобдувку. При очередном выводе котла из действия произвести наружную чистку поверхностей нагрева. 13. Повысить температуру топлива. 14. Поднять давление топлива. 15. Продуть паром или разобрать форсунку и прочистить ее. 16. Продуть паропровод перед форсунками и паровые каналы, повысив давление пара, или сменить форсунку. 17. Проверить распылители, заменить изношенные детали. 18. Проверить установку воздухонаправляющих устройств, исправить или заменить дефектные детали. 19. Передвинуть форсунку или диффузор (отцентровать форсунку) . 20. Сменить форсунку. Проверить состояние и подгонку поверхностей распылителей. 21. Продуть водоуказательный прибор. 22. Перейти на ручное управление питанием, устранить неисправности регулятора. 23. Усилить наблюдение за уровнем. Пустить второй насос, отрегулировать или остановить неисправный, немедленно устранить неисправность. 24. Уменьшить горение, прикрыть стопорные краны, уменьшить питание котла (полностью питательный клапан не закрывать); выяснить и устранить причину перепитывания котла. 25. Заменить водоуказательный прибор запасным. 26. Снять прибор, очистить каналы до секущих клапанов. В случае необходимости вывести котел из действия. 27. Довести температуру питательной воды до требуемой. 28. Проверить исправность и чистоту топливных фильтров и форсунок. Перейти на прием топлива из другой цистерны. 29. Довести температуру подогрева до нормы. 30. Вывести котел из действия, очистить клапан. Тщательно притереть или проточить клапан и гнездо. 31. Вывести котел из действия, очистить клапан. Устранить неплотности между гнездом и корпусом. |
Содержание отчета:
Номер и тема практического занятия
Цель занятия
Отчет о выполнении работы
Список использованной литературы и других источников
Выводы
Даты выполнения и подписи курсанта и преподавателя.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные неисправности могут возникать при эксплуатации судового парового котла?
2. Что является причинами повреждений и аварий котлов при упуске воды?
3. Что необходимо сделать при попадании воды в мазут?
4. Чем могут сопровождаться взрывы газов в топочном устройстве?