Тема 2.3. Судовые котельные установки
Практическое занятие №9. Подготовка к пуску, пуск и вывод из действия судовой котельной установки
Цель занятия:
Изучить правила эксплуатации судовых вспомогательных паровых котлов.
Формируемые общие и профессиональные компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.
Используемые источники: [4, с. 114-130], интернет
Теоретическая часть:
Пуск котла является одной из ответственных операций. Перед подготовкой котла к пуску в соответствии с Правилами технической эксплуатации и инструкциями завода-строителя производят детальный осмотр котла, проверку работоспособности всех его элементов и узлов. Осматривают также все приборы, средства автоматизации, защиты и управления. В котельном отделении необходимо убрать посторонние предметы, проверить исправность противопожарного оборудования, приспособлений и инструментов, необходимых для обслуживания котла. Убедиться, что воздушный кран на пароводяном коллекторе открыт. Провентилировать топку и газоходы котла в течение 3-10 минут для исключения возможности взрыва смеси горючих газов и воздуха. Растопку котла производят следующим образом. Запускают растопочный топливный насос на дизельном топливе. Затем включают электровентилятор, вентилируют топку, зажигают электровоспламенителем растопочную форсунку, работающую на дизельном топливе. На котлах с автоматическим управлением розжиг котла производится в соответствии с установленной программой. Время подъема пара определяется конструктивными характеристиками котла согласно инструкции завода-строителя. С начала растопки контролируют уровень воды в пароводяном коллекторе, периодически продувая водоуказательные приборы (ВУП). Продувку ВУП производят до тех пор, пока давление в пароводяном коллекторе достигнет 0,5-1,0 кг/см2. После этого продувка ВУП необходима лишь для прогрева стекол по мере повышения давления и перед включением котла в паропровод. Когда из воздушных клапанов появится непрерывная струя пара, их закрывают. Затем при давлении пара около 2 кг/см2 продувают манометры и следят за подъёмом давления. Для продувки водоуказательного прибора необходимо: - открыть нижний канал продувания водомерной колонки; - закрыть паровой клапан водомерной колонки открыть паровой клапан и затем закрыть водяной клапан; - открыть водяной клапан и закрыть нижний клапан продувания, после чего уровень воды в водоуказательном приборе должен установиться в нормальное положение (несколько выше, чем до продувания). По достижении половины рабочего давления пара в котле проверить уровень воды, удостовериться в правильном действии водоуказательных приборов, манометров и предохранительных клапанов. После этого котел можно соединить с главным паропроводом.
Повышение давления пара в котле до рабочего должно происходить по возможности медленно для обеспечения равномерного прогревания кирпичной кладки котла. В течение всего времени подъема пара следует проводить осмотр котла с целью обнаружения утечек воды и пара. Обжатие крышек лазов, горловин и фланцев необходимо осуществлять только специальным инструментом без ударов (при давлении пара не более 5 кг/см2). При достижении давления пара 6-8 кг/см2, достаточного для обеспечения бытовых нужд судна, котел можно подключить к магистрали. Перед включением котла в магистраль надо, постепенно приоткрывая клапан, прогреть паропровод и продуть его в течение не менее 15 мин. С момента подачи пара на бытовые нужды можно приступить к переводу котла на основное топливо – мазут. Для этого нужно подать пар на расходные цистерны, прогреть топливо до температуры 60оС, спустить отстой, проверить работу Б3К на приёмных трубках расходных цистерн. Затем включить форсуночный насос, подать пар на топливо-подогреватель и с помощью системы рециркуляции прогреть мазут, для чего включить работающую форсунку, остановить растопочный насос дизельного топлива и закрыть разобщительный трехходовой клапан. Затем нужно провести повторный розжиг котла на мазуте: провентилировать топку в течение не менее 3 минут; установить давление топлива перед форсункой 4 кг/см2 и воздуха 0,5 кг/см2; зажечь форсунку, отрегулировать подачу топлива и воздуха, обеспечив режим полного горения топлива. До включения в действие регуляторов давления топлива и воздуха, регулирование их расхода осуществляется вручную.
Подъем пара можно считать законченным, когда в котле будет достигнуто рабочее давление. Уровень воды в котле должен быть не выше рабочего во избежание уноса воды в паропровод. После этого нужно провести верхнее продувание и проверку действия предохранительных клапанов, водоуказателей, питательных средств и защиты котла. После включения котла в работу необходимо ввести в действие системы автоматического управления и защиты в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации данного котла. Перед увеличением нагрузки котла необходимо сменить на форсунках растопочные распылители на основные. Подготовку второго котла к действию проводят аналогично первому. Второй котел сразу же заполняют деаэрированной водой, а для розжига применяют то же топливо, на котором работает первый котел. В случае включения второго котла на параллельную работу с действующим давление пара в них необходимо выровнять или создать в подключаемом котле на 0,5-1,0 кг/см2 выше. Только после этого можно открывать разобщительные клапаны.
Порядок выполнения работы
1. Тщательно изучить правила технической эксплуатации в части касающейся операций по подготовке к действию, обслуживанию во время работы, остановке СПК.
2. Подготовить краткий план, последовательной подготовки систем СПК к пуску.
3. Описать операции, производимые при подготовке к действию, остановке СПК.
Содержание отчета:
Номер и тема практического занятия
Цель занятия
Отчет о выполнении работы
Список использованной литературы и других источников
Выводы
Даты выполнения и подписи курсанта и преподавателя.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назначение судового парового котла.
2. Какие операции выполняются при подготовке к пуску парового котла?
3. Опишите порядок розжига котла.
4. Какие виды паровых котлов Вам известны?
5. Почему необходимо уделять особое внимание вентиляции топочного устройства?