Практическое занятие №8. Контролируемые параметры работы судового дизеля
Цель занятия:
Изучить параметры работы судового дизеля и влияние различных факторов на их значения.
Формируемые общие и профессиональные компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.
Используемые источники: [4, с. 88-111; 8, с. 36-50]
Теоретическая часть:
Во время работы дизелей мощностью 220 кВт и выше необходимо контролировать следующие основные параметры:
- среднее индикаторное давление при наличии на дизеле индикаторного привода;
- давление в конце сжатия Pc;
- максимальное давление сгорания Pz;
- среднее давление по времени Pt;
- давление продувочного (наддувочного) воздуха Pн;
- температуру выпускных газов tг;
- удельный расход топлива ge;
- удельный расход масла g (для дизелей с раздельной системой смазки - удельный расход на смазку втулок рабочих цилиндров и циркуляционную смазку).
Кроме указанных, следует также контролировать параметры в соответствии с утвержденной формой машинных журналов и журналов индицирования.
Периодичность индицирования дизеля и определения основных параметров устанавливается механико-судовой службой (МСС), либо инженерно-технической службой (ИТС) или специалистом судовладельца в соответствии с требованиями заводской инструкции и в зависимости от типа дизеля, его технического состояния, условий эксплуатации, но не реже чем через каждые 400 ч работы.
Индицирование дизелей, кроме сроков, установленных службой судовладельца (МСС, ИТС), должно проводиться в следующих случаях:
- при обнаружении ненормальной работы одного или нескольких цилиндров;
- после регулировки топливоподачи, замены форсунки или топливного насоса, после ремонта или замены деталей движения и замены цилиндровой крышки или втулки;
- после перехода на новый сорт топлива.
Результаты индицирования дизелей, оборудованных индикаторными приводами, должны быть занесены в журнал индицирования главного двигателя. Результаты теплотехнического контроля дизелей мощностью 220 кВт и выше, не имеющих индикаторных приводов, заносятся в журнал теплотехнического контроля двигателей. Рабочий процесс дизелей мощностью менее 220 кВт необходимо контролировать по параметрам, определяющим их тепловую нагрузку.
Для проверки распределения нагрузки по цилиндрам и качества регулировки контролируют следующие параметры работы дизелей (по цилиндрам):
- температуру выпускных газов по штатным термометрам;
- разность частоты вращения при последовательном отключении цилиндров в случае отсутствия индикаторных кранов;
- среднее давление по времени, замеряемое с помощью пиметра, или максимальное давление сгорания, замеряемое максиметром или индикатором, при наличии индикаторных кранов;
- среднее индикаторное давление при наличии индикаторного привода.
Контроль за параметрами работы дизеля должен производиться на установившемся номинальном режиме или близком к нему, но не менее 85% номинального.
Температура выпускных газов по цилиндрам и в выпускном коллекторе в процессе регулировки должна измеряться термоэлектрическими комплектами или ртутными термометрами, предварительно протарированными по заведомо исправным.
Давление в конце сжатия p в цилиндре следует измерять c согласно инструкции по эксплуатации завода - изготовителя. При отсутствии указаний в инструкции измерение нужно производить при выключенном топливном насосе и мощности дизеля, не превышающей 75% номинальной. На дизелях, где передача крутящего момента производится через упругие муфты, для предупреждения разрушения резиновых элементов муфт от неравномерной работы дизеля необходимо определять давление в конце сжатия p по развернутой индикаторной диаграмме. c
Максимальное давление сгорания p определяется с помощью z индикатора (снятие гребенок) или максиметра.
Индикаторы давления следует применять для дизелей, номинальная частота вращения которых не превышает допустимую, оговоренную в инструкции по эксплуатации индикатора. В случае отсутствия таких указаний для дизелей с частотой вращения до 500 об./мин. допускается применять индикаторы со спиральной пружиной, свыше 500 об./мин. - максиметры. С целью автоматического диагностирования и контроля работы дизелей (исходя из целесообразности) следует устанавливать и применять судовые комплексы типов: "NK-5", "Ритм - Дизель", "Дизель - Интеллект" и др.
Расход циркуляционного масла на дизель контролируется по уровню масла в картере (для дизелей с мокрым картером) или в сточной масляной цистерне (для дизелей с сухим картером). Расход цилиндрового масла на дизель контролируется по уровню масла в бачке лубрикатора (для дизелей с лубрикаторной смазкой). Определение расхода производится путем долива заранее измеренного количества масла до первоначального уровня в картере, или в сточной цистерне, или в бачке лубрикатора после продолжительной работы (24 – 48 ч) на установившемся режиме. Доливку масла в картер или в сточную цистерну следует производить не ранее чем через час после остановки дизеля.
Расход топлива на дизель определяется с помощью специальных тарированных мерных баков, расходомеров или расходных цистерн, оборудованных шкалой тарировки. При нормальном техническом состоянии дизеля расход топлива должен соответствовать значениям, гарантируемым заводом-изготовителем.
На номинальном режиме работы значения параметров каждого цилиндра не должны превышать (в %):
- среднее индикаторное давление +/- 2,5;
- максимальное давление сгорания +/- 3,5;
- температура выпускных газов +/- 5;
- давление в конце сжатия +/- 2,5;
- среднее давление по времени +/- 3.
Отклонение значений указывает на неравномерность распределения нагрузки.
Порядок выполнения работы:
1. Записать параметры работы судового дизеля.
2. Проанализировать влияние различных факторов на параметры работы судового дизеля.
Содержание отчета:
Номер и тема практического занятия
Цель занятия
Отчет о выполнении работы
Список использованной литературы и других источников
Выводы
Даты выполнения и подписи курсанта и преподавателя.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные параметры работы судового дизеля.
2. Какие значения необходимо поддерживать температуры охлаждающей воды?
3. Какие значения необходимо поддерживать температуры смазочного масла?
4. Как регулируется вязкость топлива?
5. Какое отклонение значений параметров каждого цилиндра не должны превышать в % на номинальном режиме работы?