Учебно – методическое и информационное обеспечение практики

а) Основная литература:

1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М.: Творч. центр «Сфера», 2007. – 204 с.

2. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Микляева. – Москва : Академия, 2012. – 2-е изд., испр. – 205 с.

3. Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах : учеб. пособие для пед. вузов по спец. 050703 - Дошк. педагогика и психология / О. В. Пастюк. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 198 с.

б) Дополнительная литература:

1. Драгунова, О. В. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для вузов по спец. 031100 – педагогика и методика дошк. образования. Ч. 1 / О. В. Драгунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – 179 с.

2. Дуброва, В. П. Педагогическая практика в детском саду : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. П. Дуброва. – Москва : Academia, 1998. – 160 с.

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. для использ. в учеб. процессе образоват. учреждений, реализующих прогр. сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 9-е изд., доп. – Москва : Академия, 2008. – 415 с.

4. Методическое пособие по педагогической практике студентов / Моск. пед. гос.

ун-т; Дмитриев Ю. А. и др. – Москва : МПГИ, 1994. – 182 с.

5. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности теория и практика : учеб. пособие / Н. И. Непомнящая. – М. : Владос, 2001. – 188 c.

6. Педагогическая практика : справочник : учеб.-метод. пособие. – Москва : ЦГЛ : Нар. образование, 2002. – 126 с.

7. Педагогическая практика студентов : учеб.-метод. пособие по орг. и проведению пед. практики / Чуваш. гос. пед. ун-т ; сост. И. В. Петрова, Г. Н. Григорьев. – Чебоксары : ЧГПУ, 2006. – 98 с.

8. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования : учеб. пособие для пед. вузов / Л. М. Волобуева и др.; под ред. В. И. Ядэшко, Л. М. Волобуевой. – Москва : Academia, 1999. – 217 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

в) Интернет-ресурсы:

1. Программы, обеспечивающие подготовку и демонстрацию презентаций.

2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки.рф

3. Электронная библиотека РГБ: http://elibrary.rsl.ru/

4. Научная библиотека «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»: http://biblio.chgpu.edu.ru/

5. http://tanja-k.chat.ru/ – Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.

6. http://www.danilova.ru/ – Раннее развитие детей.

7. http://edu.rin.ru/preschool/index.html – Дошкольное образование.

8. http://www.kindereducation.com – Дошколенок.

9. http://azps.ru/baby/index.html – До и после трех.

10. http://ivalex.vistcom.ru/ – Все для детского сада.

11. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm – Детский сад от А до Я.

12. http://www.detskiysad.ru/ – Детский сад.ру.

13. http://larisa.h1.ru/ – Центр раннего развития Мир детей – Эра Человека Развитого.

Информационные технологии, используемые на практике

Программы для презентаций (PowerPoint), Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel и др.)

Материально – техническая база практики

Производственное оборудование для обеспечения образования детей раннего возраста МБДОУ Детский сад № 9, 11, 41, 76, 112, 156, 134, 178, 182, 200, 201 г. Чебоксары; № 10, 27, 40, 47 г. Новочебоксарск.

Предметно-развивающая среда групповых комнат для детей дошкольного возраста, соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Методический кабинет, оснащенный в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: персональный компьютер, документация по организации педагогического процесс в дошкольной образовательной организации, нормативные документы по дошкольному образованию и др.

Приложение 1

Методические рекомендации для студентов

Наиболее информативным и доступным методом изучения режима является хронометраж, позволяющий установить длительность и последовательность выполнения основных видов и элементов деятельности детей. Хронометражный метод исследования технически прост. Его можно проводить, не нарушая режима работы дошкольной организации, не отвлекая детей от выполняемого вида деятельности. Хронометраж может быть индивидуальным и массовым.

Для изучения различных режимных процессов используется поминутный хронометраж. Для этого в протоколе в течение каждой минуты наблюдения фиксируется характер деятельности каждого ребенка.

Индивидуальный хронометраж дает возможность получить точную временную характеристику отдельных элементов режимного процесса. Наблюдения осуществляются за одним – двумя детьми.

ПРОТОКОЛ 1

поминутного хронометража занятия (длительность занятия –20мин)

ФИО ребенка – Иванов Николай Валерьевич Дата – 15.02.2005 Номер ДОУ – 75 Группа – 1 Вид занятия – музыкальное  
П П О О О О Л Л Л Л Л Л Л Л Л V Р V Р V Р V У У

П – подготовка рабочего места;

О – объяснение и показ воспитателя;

Л – выполнение задания;

Р – обсуждение полученных результатов;

У – уборка рабочего места;

V – отвлечение от занятий.

Наблюдение за поведением детей. Существенной задачей в гигиенической оценке режимных процессов является наблюдение за поведением детей. Оно может служить критерием при оценке правильности построения и организации различных видов деятельности детей.

В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.

ПРОТОКОЛ 2

хронометража реакций детей во время занятия

(длительность занятия – 20 мин)

Ф.И.О.   Время занятия (мин.)   Итого  
  1-5 6-10 11-15 16-20 В Т   О
Иван С. Катя Т. Егор В.     О В В В В ВВТТ - - - -
Всего        
                 

О – отвлечение от занятия;

В – реакции возбуждения (двигательное и / или речевое беспокойство);

Т – реакция торможения.

Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей; определить детей с повышенной утомляемостью и поэтому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.

Хронометраж самостоятельной деятельности детей

(фамилия, имя, возраст ребенка) Иванова Катя, 2 года 6 месяцев

Время Содержание Взаимоотношения с другими детьми Воздействие воспитателя
9.00 Подошла к окну   Вопрос: «Что ты видишь в окошке?»
9.05 Подбежала к детям Отнимает игрушку Указание: «Катя, попроси вежливо, скажи: Дай, пожалуйста»
9. 10 Играет с игрушкой Показывает детям игрушку  
и т.д.      

Делая письменный анализ хронометража, обратите внимание на следующие вопросы:

1. Виды деятельности ребенка.

2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

3. Место сюжетной игры среди других видов деятельности.

4. Характеристика устойчивости деятельности.

5. Форма общения с другими детьми.

6. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование приемов комплексного воздействия на игру детей.

При анализе наблюдаемых занятий обратите внимание на следующие вопросы:

1. Вид занятия, продолжительность.

2. Содержание программного материала: воспитательные и образовательные задачи, соответствие их возрастным возможностям детей.

3. Специфика использования наглядно-действенного метода обучения применительно к детям раннего возраста.

4. Использование наглядного материала.

5. Приемы активизации речи и деятельности детей.

Примерные вопросы для бесед с родителями:

По какому режиму живет ребенок дома?

Соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольной организации?

Сколько раз спит малыш днем в выходные дни?

Аппетит ребенка.

Положительные и отрицательные привычки.

Любимые игрушки. Место хранения игрушек.

С кем ребенок играет дома?

Вопросы могут быть дополнены, изменены в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Во время практики студенты ведут дневник, в котором должен найти отражение каждый день.

Приложение 2

Структура написания отчета

1. Место прохождения практики, сроки.

2. Цель и задачи практики.

3. Впечатления от знакомства с детьми и ДОУ.

4. Краткая характеристика проведенных мероприятий в течение практики (что удалось выполнить, что еще следует «отработать»; как осуществлялась подготовка к занятиям; характер трудностей в ходе работы и т.д.).

5. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.

6. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.

7. Дата составления отчета. Личная подпись студента.

Приложение 3

Оформление индивидуального плана

УТВЕРЖДАЮ

Методист______________________

«___» ____________________20__г.

Индивидуальный план

Производственной (педагогической) практики студентки ____ курса направления подготовки Педагогическое образование, профиля «Дошкольное образование» факультета Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» ___________________________ (Ф.И.О. студента) в МБДОУ №____

с ___________ по ___________ 20__г.

Основные направления работы Задания, выполняемые студентом Календарные сроки выполнения задания Отметки о выполнении
       
       

Студент-практикант _______________/______________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Согласован:

Руководитель практики

от организации ­­­­­­­­­­­­­­___________/_________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 4

Оформление дневника студента-практиканта

ДНЕВНИК

Производственной (педагогической) практики студентки ____ курса направления подготовки Педагогическое образование, профиля «Дошкольное образование» факультета Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» ___________________________ (Ф.И.О. студента) в МБДОУ №____

с ___________ по ___________ 20__г.

Методист по профилю _______________________

Руководитель практики в профильной организации _______________________

Методист по педагогике _____________________

Методист по психологии _______________________

Заведующий МБДОУ _______________________

Старший воспитатель МБДОУ _____________________

Заметки с установочной конференции

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата Анализ содержания практики (положительные моменты, недостатки)
   
   

Приложение 5

Наши рекомендации