Учебно – методическое и информационное обеспечение практики
а) Основная литература:
1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М.: Творч. центр «Сфера», 2007. – 204 с.
2. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Микляева. – Москва : Академия, 2012. – 2-е изд., испр. – 205 с.
3. Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах : учеб. пособие для пед. вузов по спец. 050703 - Дошк. педагогика и психология / О. В. Пастюк. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 198 с.
б) Дополнительная литература:
1. Драгунова, О. В. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для вузов по спец. 031100 – педагогика и методика дошк. образования. Ч. 1 / О. В. Драгунова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – 179 с.
2. Дуброва, В. П. Педагогическая практика в детском саду : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. П. Дуброва. – Москва : Academia, 1998. – 160 с.
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. для использ. в учеб. процессе образоват. учреждений, реализующих прогр. сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 9-е изд., доп. – Москва : Академия, 2008. – 415 с.
4. Методическое пособие по педагогической практике студентов / Моск. пед. гос.
ун-т; Дмитриев Ю. А. и др. – Москва : МПГИ, 1994. – 182 с.
5. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности теория и практика : учеб. пособие / Н. И. Непомнящая. – М. : Владос, 2001. – 188 c.
6. Педагогическая практика : справочник : учеб.-метод. пособие. – Москва : ЦГЛ : Нар. образование, 2002. – 126 с.
7. Педагогическая практика студентов : учеб.-метод. пособие по орг. и проведению пед. практики / Чуваш. гос. пед. ун-т ; сост. И. В. Петрова, Г. Н. Григорьев. – Чебоксары : ЧГПУ, 2006. – 98 с.
8. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования : учеб. пособие для пед. вузов / Л. М. Волобуева и др.; под ред. В. И. Ядэшко, Л. М. Волобуевой. – Москва : Academia, 1999. – 217 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
в) Интернет-ресурсы:
1. Программы, обеспечивающие подготовку и демонстрацию презентаций.
2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки.рф
3. Электронная библиотека РГБ: http://elibrary.rsl.ru/
4. Научная библиотека «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»: http://biblio.chgpu.edu.ru/
5. http://tanja-k.chat.ru/ – Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.
6. http://www.danilova.ru/ – Раннее развитие детей.
7. http://edu.rin.ru/preschool/index.html – Дошкольное образование.
8. http://www.kindereducation.com – Дошколенок.
9. http://azps.ru/baby/index.html – До и после трех.
10. http://ivalex.vistcom.ru/ – Все для детского сада.
11. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm – Детский сад от А до Я.
12. http://www.detskiysad.ru/ – Детский сад.ру.
13. http://larisa.h1.ru/ – Центр раннего развития Мир детей – Эра Человека Развитого.
Информационные технологии, используемые на практике
Программы для презентаций (PowerPoint), Microsoft Office (Word, PowerPoint, Excel и др.)
Материально – техническая база практики
Производственное оборудование для обеспечения образования детей раннего возраста МБДОУ Детский сад № 9, 11, 41, 76, 112, 156, 134, 178, 182, 200, 201 г. Чебоксары; № 10, 27, 40, 47 г. Новочебоксарск.
Предметно-развивающая среда групповых комнат для детей дошкольного возраста, соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Методический кабинет, оснащенный в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: персональный компьютер, документация по организации педагогического процесс в дошкольной образовательной организации, нормативные документы по дошкольному образованию и др.
Приложение 1
Методические рекомендации для студентов
Наиболее информативным и доступным методом изучения режима является хронометраж, позволяющий установить длительность и последовательность выполнения основных видов и элементов деятельности детей. Хронометражный метод исследования технически прост. Его можно проводить, не нарушая режима работы дошкольной организации, не отвлекая детей от выполняемого вида деятельности. Хронометраж может быть индивидуальным и массовым.
Для изучения различных режимных процессов используется поминутный хронометраж. Для этого в протоколе в течение каждой минуты наблюдения фиксируется характер деятельности каждого ребенка.
Индивидуальный хронометраж дает возможность получить точную временную характеристику отдельных элементов режимного процесса. Наблюдения осуществляются за одним – двумя детьми.
ПРОТОКОЛ 1
поминутного хронометража занятия (длительность занятия –20мин)
ФИО ребенка – Иванов Николай Валерьевич Дата – 15.02.2005 Номер ДОУ – 75 Группа – 1 Вид занятия – музыкальное | |||||||||||||||||||
П | П | О | О | О | О | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л V | Р V | Р V | Р V | У | У |
П – подготовка рабочего места;
О – объяснение и показ воспитателя;
Л – выполнение задания;
Р – обсуждение полученных результатов;
У – уборка рабочего места;
V – отвлечение от занятий.
Наблюдение за поведением детей. Существенной задачей в гигиенической оценке режимных процессов является наблюдение за поведением детей. Оно может служить критерием при оценке правильности построения и организации различных видов деятельности детей.
В протоколе фиксируются реакции, свидетельствующие о наступлении утомления.
ПРОТОКОЛ 2
хронометража реакций детей во время занятия
(длительность занятия – 20 мин)
Ф.И.О. | Время | занятия | (мин.) | Итого | ||||
1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | В | Т | О | ||
Иван С. Катя Т. Егор В. | О В В | В В ВВТТ | - - | - - | ||||
Всего | ||||||||
О – отвлечение от занятия;
В – реакции возбуждения (двигательное и / или речевое беспокойство);
Т – реакция торможения.
Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей; определить детей с повышенной утомляемостью и поэтому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.
Хронометраж самостоятельной деятельности детей
(фамилия, имя, возраст ребенка) Иванова Катя, 2 года 6 месяцев
Время | Содержание | Взаимоотношения с другими детьми | Воздействие воспитателя |
9.00 | Подошла к окну | Вопрос: «Что ты видишь в окошке?» | |
9.05 | Подбежала к детям | Отнимает игрушку | Указание: «Катя, попроси вежливо, скажи: Дай, пожалуйста» |
9. 10 | Играет с игрушкой | Показывает детям игрушку | |
и т.д. |
Делая письменный анализ хронометража, обратите внимание на следующие вопросы:
1. Виды деятельности ребенка.
2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.
3. Место сюжетной игры среди других видов деятельности.
4. Характеристика устойчивости деятельности.
5. Форма общения с другими детьми.
6. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование приемов комплексного воздействия на игру детей.
При анализе наблюдаемых занятий обратите внимание на следующие вопросы:
1. Вид занятия, продолжительность.
2. Содержание программного материала: воспитательные и образовательные задачи, соответствие их возрастным возможностям детей.
3. Специфика использования наглядно-действенного метода обучения применительно к детям раннего возраста.
4. Использование наглядного материала.
5. Приемы активизации речи и деятельности детей.
Примерные вопросы для бесед с родителями:
По какому режиму живет ребенок дома?
Соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольной организации?
Сколько раз спит малыш днем в выходные дни?
Аппетит ребенка.
Положительные и отрицательные привычки.
Любимые игрушки. Место хранения игрушек.
С кем ребенок играет дома?
Вопросы могут быть дополнены, изменены в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Во время практики студенты ведут дневник, в котором должен найти отражение каждый день.
Приложение 2
Структура написания отчета
1. Место прохождения практики, сроки.
2. Цель и задачи практики.
3. Впечатления от знакомства с детьми и ДОУ.
4. Краткая характеристика проведенных мероприятий в течение практики (что удалось выполнить, что еще следует «отработать»; как осуществлялась подготовка к занятиям; характер трудностей в ходе работы и т.д.).
5. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.
6. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.
7. Дата составления отчета. Личная подпись студента.
Приложение 3
Оформление индивидуального плана
УТВЕРЖДАЮ
Методист______________________
«___» ____________________20__г.
Индивидуальный план
Производственной (педагогической) практики студентки ____ курса направления подготовки Педагогическое образование, профиля «Дошкольное образование» факультета Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» ___________________________ (Ф.И.О. студента) в МБДОУ №____
с ___________ по ___________ 20__г.
Основные направления работы | Задания, выполняемые студентом | Календарные сроки выполнения задания | Отметки о выполнении |
Студент-практикант _______________/______________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Согласован:
Руководитель практики
от организации ___________/_________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 4
Оформление дневника студента-практиканта
ДНЕВНИК
Производственной (педагогической) практики студентки ____ курса направления подготовки Педагогическое образование, профиля «Дошкольное образование» факультета Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» ___________________________ (Ф.И.О. студента) в МБДОУ №____
с ___________ по ___________ 20__г.
Методист по профилю _______________________
Руководитель практики в профильной организации _______________________
Методист по педагогике _____________________
Методист по психологии _______________________
Заведующий МБДОУ _______________________
Старший воспитатель МБДОУ _____________________
Заметки с установочной конференции
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Анализ содержания практики (положительные моменты, недостатки) |
Приложение 5