Практика в группе детей раннего возраста

(1-3 недели)

Подготовительный этап

Неделя

Знакомство с дошкольной организацией. Беседа с руководителем, старшим воспитателем. Экскурсии по учреждению, изучение условий, созданных в группах раннего возраста. Распределение студентов по группам для ежедневной самостоятельной работы в качестве воспитателя (по 2-4 человека). Наблюдение за детьми. Из беседы с руководителем студенты узнают о типе и виде дошкольной организации, обеспеченности его педагогическими кадрами и квалификации педагогов, контингенте и возрастном составе детей. Знакомятся с оснащением дошкольной организации, оборудованием и игрушками, их назначением, соответствием возрасту; изучают особенности условий, режима жизни 2-3-летних детей, организации их питания и медицинского обслуживания; укрепляют свои знания об особенностях развития детей раннего возраста.

Основной этап

Неделя

За каждым студентом закрепляется один ребенок 2-го или 3-го года жизни для наблюдения за его развитием (с целью составления характеристики). Наблюдение в группе за организацией самостоятельной деятельности малышей. Самостоятельная работа студентов с детьми.

Изучение особенностей организации режимных процессов в группах раннего возраста. Знакомство с документацией группы. Самостоятельная работа с детьми.

Проведение хронометража занятия детей 3-го года жизни.

Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей 3-го года жизни. Каждый студент ведет запись наблюдений за одним-двумя детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин. Беседа с родителями.

Завершение сбора материала для письменной характеристики детей (выявление особенностей поведения и развития малышей во время бодрствования, знакомство с историей развития и другой документацией ребенка). Оформление характеристики. Самостоятельная работа с детьми в группе. Выполнение заданий по теме курсового исследования.

Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя, психолога, медицинского работника: изучение планов воспитательно-образовательной работы, материалов методического кабинета, дидактических пособий. Участие в проведении диагностики развития детей.

Обсуждение характеристик развития и поведения детей.

Выполнение заданий по теме курсового исследования.

Наблюдение за занятиями, проводимыми воспитателями, и подготовка студентов к проведению открытых занятий. Самостоятельное проведение режимных процессов, дидактических и подвижных игр.

Заключительный этап

Неделя

Самостоятельная работа с детьми в паре с воспитателем в течении всего рабочего дня. Открытые занятия для студентов всей группы. Обсуждение открытых занятий.Обсуждение итогов практики, составление отчета о прохождении практики студентом.

Практика в группе детей дошкольного возраста (4-6 недели)

Подготовительный этап

Неделя

Знакомство с дошкольной организацией: зданием, участком, оборудованием, режимом работы, административно-хозяйственным персоналом. Проведение инструктажа «Об охране жизни и здоровья детей в детском саду», знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности. Распределение по возрастным группам. Знакомство с воспитателями и детьми группы. Знакомство с организацией условий жизни детей возрастной группы. Изучение индивидуальных особенностей детей. Наблюдение за процессом разностороннего развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое). Наблюдение и анализ организации режимных процессов:

- соблюдение принципа постепенности;

- распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;

- решение воспитательных задач;

- навыки и умения детей в различные моменты режима, уровень их сформированности;

- приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений.

Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики. Наблюдение и анализ организации прогулки и самостоятельной деятельности детей. Изучение и анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми. Выполнение эксперимента по курсовой работе.

Основной этап

Неделя

Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности (НОД), занятий или иных форм работы с детьми по физическому воспитанию, экологическому образованию, изобразительной деятельности, развитию речи, музыкальному воспитанию, математическому образованию детей. Проведение режимных процессов и оказание помощи в организации НОД и других форм работы с детьми. Изучение особенностей организации и руководства играми детей, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия литературы и фольклора. Разработка конспектов утренней гимнастики, прогулки, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности по освоению образовательных областей и подготовка к их проведению. Самостоятельная организация и проведение игр с детьми и других форм и видов организации детской деятельности. Самостоятельное проведение утренней гимнастики. Организация прогулки и самостоятельной деятельности детей. Пробное проведение НОД или иных форм работы с детьми по освоению образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования. Составление психологических характеристик.

Заключительный этап

Неделя

Зачетное проведение НОД или других форм работы с детьми по освоению образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Самостоятельная работа по плану воспитателя в течении 1-ой половины дня. Самостоятельная работа по плану воспитателя в течении 2-ой половины дня. Оформление документации. Участие в Совете педагогов по итогам практики и выставление оценок.

Содержание производственной (педагогической) практики в группах детей дошкольного возраста в 8 семестре

Подготовительный этап

Неделя

1. Знакомство с дошкольной организацией: зданием, участком, оборудованием, режимом работы, административно-хозяйственным персоналом.

2. Проведение инструктажа «Об охране жизни и здоровья детей в детском саду», знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.

3. Распределение по возрастным группам.

4. Знакомство с воспитателями и детьми группы.

5. Знакомство с организацией условий жизни детей возрастной группы. Изучение индивидуальных особенностей детей.

6. Наблюдение за процессом разностороннего развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).

7. Наблюдение и анализ организации режимных процессов:

- соблюдение принципа постепенности;

- распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;

- решение воспитательных задач;

- навыки и умения детей в различные моменты режима, уровень их сформированности;

- приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений.

8. Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики, развлечения, экскурсии, игровой, трудовой, опытно-экспериментальной, моделирования и других видов деятельности, работы с родителями.

9. Наблюдение и анализ организации прогулки и самостоятельной деятельности детей.

10. Изучение и анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми.

11. Выполнение эксперимента по курсовой работе.

Основной этап

Неделя

1. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности (НОД) и иных форм взаимодействия с детьми.

2. Проведение режимных процессов и оказание помощи в организации НОД и других форм работы с детьми.

3. Изучение особенностей организации и руководства играми детей, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия литературы и фольклора; работы с родителями.

4. Разработка конспектов утренней гимнастики, прогулки, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности по освоению образовательных областей и подготовка к их проведению.

5. Самостоятельная организация и проведение игр с детьми, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия детьми литературы и фольклора.

6. Самостоятельное проведение утренней гимнастики, опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности, моделирования.

7. Организация прогулки и самостоятельной деятельности детей.

8. Пробное проведение НОД и иных форм взаимодействия с детьми по освоению образовательных областей.

9. Изучение семьи ребенка.

10. Самостоятельное проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, консультации, конференции и др.).

11. Подготовка и проведение досуга с детьми.

12. Составление психологических характеристик на ребенка и группу детей.

Наши рекомендации