Практика в группе детей раннего возраста
(1-3 недели)
Подготовительный этап
Неделя
Знакомство с дошкольной организацией. Беседа с руководителем, старшим воспитателем. Экскурсии по учреждению, изучение условий, созданных в группах раннего возраста. Распределение студентов по группам для ежедневной самостоятельной работы в качестве воспитателя (по 2-4 человека). Наблюдение за детьми. Из беседы с руководителем студенты узнают о типе и виде дошкольной организации, обеспеченности его педагогическими кадрами и квалификации педагогов, контингенте и возрастном составе детей. Знакомятся с оснащением дошкольной организации, оборудованием и игрушками, их назначением, соответствием возрасту; изучают особенности условий, режима жизни 2-3-летних детей, организации их питания и медицинского обслуживания; укрепляют свои знания об особенностях развития детей раннего возраста.
Основной этап
Неделя
За каждым студентом закрепляется один ребенок 2-го или 3-го года жизни для наблюдения за его развитием (с целью составления характеристики). Наблюдение в группе за организацией самостоятельной деятельности малышей. Самостоятельная работа студентов с детьми.
Изучение особенностей организации режимных процессов в группах раннего возраста. Знакомство с документацией группы. Самостоятельная работа с детьми.
Проведение хронометража занятия детей 3-го года жизни.
Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей 3-го года жизни. Каждый студент ведет запись наблюдений за одним-двумя детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин. Беседа с родителями.
Завершение сбора материала для письменной характеристики детей (выявление особенностей поведения и развития малышей во время бодрствования, знакомство с историей развития и другой документацией ребенка). Оформление характеристики. Самостоятельная работа с детьми в группе. Выполнение заданий по теме курсового исследования.
Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя, психолога, медицинского работника: изучение планов воспитательно-образовательной работы, материалов методического кабинета, дидактических пособий. Участие в проведении диагностики развития детей.
Обсуждение характеристик развития и поведения детей.
Выполнение заданий по теме курсового исследования.
Наблюдение за занятиями, проводимыми воспитателями, и подготовка студентов к проведению открытых занятий. Самостоятельное проведение режимных процессов, дидактических и подвижных игр.
Заключительный этап
Неделя
Самостоятельная работа с детьми в паре с воспитателем в течении всего рабочего дня. Открытые занятия для студентов всей группы. Обсуждение открытых занятий.Обсуждение итогов практики, составление отчета о прохождении практики студентом.
Практика в группе детей дошкольного возраста (4-6 недели)
Подготовительный этап
Неделя
Знакомство с дошкольной организацией: зданием, участком, оборудованием, режимом работы, административно-хозяйственным персоналом. Проведение инструктажа «Об охране жизни и здоровья детей в детском саду», знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности. Распределение по возрастным группам. Знакомство с воспитателями и детьми группы. Знакомство с организацией условий жизни детей возрастной группы. Изучение индивидуальных особенностей детей. Наблюдение за процессом разностороннего развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое). Наблюдение и анализ организации режимных процессов:
- соблюдение принципа постепенности;
- распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;
- решение воспитательных задач;
- навыки и умения детей в различные моменты режима, уровень их сформированности;
- приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений.
Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики. Наблюдение и анализ организации прогулки и самостоятельной деятельности детей. Изучение и анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми. Выполнение эксперимента по курсовой работе.
Основной этап
Неделя
Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности (НОД), занятий или иных форм работы с детьми по физическому воспитанию, экологическому образованию, изобразительной деятельности, развитию речи, музыкальному воспитанию, математическому образованию детей. Проведение режимных процессов и оказание помощи в организации НОД и других форм работы с детьми. Изучение особенностей организации и руководства играми детей, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия литературы и фольклора. Разработка конспектов утренней гимнастики, прогулки, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности по освоению образовательных областей и подготовка к их проведению. Самостоятельная организация и проведение игр с детьми и других форм и видов организации детской деятельности. Самостоятельное проведение утренней гимнастики. Организация прогулки и самостоятельной деятельности детей. Пробное проведение НОД или иных форм работы с детьми по освоению образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования. Составление психологических характеристик.
Заключительный этап
Неделя
Зачетное проведение НОД или других форм работы с детьми по освоению образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Самостоятельная работа по плану воспитателя в течении 1-ой половины дня. Самостоятельная работа по плану воспитателя в течении 2-ой половины дня. Оформление документации. Участие в Совете педагогов по итогам практики и выставление оценок.
Содержание производственной (педагогической) практики в группах детей дошкольного возраста в 8 семестре
Подготовительный этап
Неделя
1. Знакомство с дошкольной организацией: зданием, участком, оборудованием, режимом работы, административно-хозяйственным персоналом.
2. Проведение инструктажа «Об охране жизни и здоровья детей в детском саду», знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.
3. Распределение по возрастным группам.
4. Знакомство с воспитателями и детьми группы.
5. Знакомство с организацией условий жизни детей возрастной группы. Изучение индивидуальных особенностей детей.
6. Наблюдение за процессом разностороннего развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).
7. Наблюдение и анализ организации режимных процессов:
- соблюдение принципа постепенности;
- распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;
- решение воспитательных задач;
- навыки и умения детей в различные моменты режима, уровень их сформированности;
- приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений.
8. Наблюдение и анализ проведения утренней гимнастики, развлечения, экскурсии, игровой, трудовой, опытно-экспериментальной, моделирования и других видов деятельности, работы с родителями.
9. Наблюдение и анализ организации прогулки и самостоятельной деятельности детей.
10. Изучение и анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми.
11. Выполнение эксперимента по курсовой работе.
Основной этап
Неделя
1. Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности (НОД) и иных форм взаимодействия с детьми.
2. Проведение режимных процессов и оказание помощи в организации НОД и других форм работы с детьми.
3. Изучение особенностей организации и руководства играми детей, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия литературы и фольклора; работы с родителями.
4. Разработка конспектов утренней гимнастики, прогулки, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности по освоению образовательных областей и подготовка к их проведению.
5. Самостоятельная организация и проведение игр с детьми, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-ритмической, изобразительной, двигательной деятельности, восприятия детьми литературы и фольклора.
6. Самостоятельное проведение утренней гимнастики, опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности, моделирования.
7. Организация прогулки и самостоятельной деятельности детей.
8. Пробное проведение НОД и иных форм взаимодействия с детьми по освоению образовательных областей.
9. Изучение семьи ребенка.
10. Самостоятельное проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, консультации, конференции и др.).
11. Подготовка и проведение досуга с детьми.
12. Составление психологических характеристик на ребенка и группу детей.