В магистратуру по педагогике
Пояснительная записка
Программа вступительного экзамена в магистратуру сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) "магистр") 2010 г.
Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности абитуриента к обучению в магистратуре, предполагающей расширенное поле научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере образования.
Содержание программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» и направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» выстраивается на основе разделов дисциплины «Педагогика», представленных в государственном образовательном стандарте подготовки бакалавров в системе высшего педагогического образования: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Практикум по решению профессиональных задач». В этом контексте на вступительном экзамене в центре внимания оказывается область сформированности общепрофессиональных компетенций, связанных с осуществлением образовательной деятельности в широком поле профессионально-педагогических практик.
Соответственно, основными задачами вступительного экзамена является выявление уровня общепрофессиональных компетенций выпускников бакалавриата, к которым относятся:
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
- опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
- освоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
- проявление индивидуально-психологических и личностных особенностей учителя, стилей его познавательной и профессиональной деятельности, становление индивидуализированной концепции педагогического знания.
Кроме того, задачей экзамена является установление характера исследовательских интересов поступающего и соответствующей мотивации.
Содержание программы вступительного экзамена
В магистратуру по педагогике
Введение в педагогическую деятельность
Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.
Теоретическая педагогика
Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Многообразие образовательных программ.
Практическая педагогика
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
История образования и педагогической мысли
Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подходаИстоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ.ред.акад.А.И.Пискунова.– 3-е изд., испр. И доп.–М.: ТЦ Сфера, 2007. – 496 с.
2. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов /И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.– 60 с.
3. Педагогика: учеб. по дисциплине "Педагогика" для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Междунар. акад. наук пед. образования; под ред. В.А.Сластенина. – 8-е изд., стер. – М. : Изд. центр "Академия", 2008. – 566 c.
4. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов /А.М. Байбаков, И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.– 59 с.
5. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб.пособие для студентов вузов. Обучающихся по пед.специальностям /Д.А. Ягофаров.–М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.– 399 с.
Дополнительная литература
Теоретическая педагогика
1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики : учеб. для студентов вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с.
2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. – 560 с.
3. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учеб. для студ. и магистрантов пед. вузов. В 2 ч. / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.
4. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. и асп. педвузов. – Москва – Волгоград: Перемена, 2002.
5. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Степанов Е. Н., Лузина Л. М. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
6. Юлдашева, М. Б. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие / Юлдашева М. Б., Рудкина Т. В. – Ташкент. Гос. инст. культуры им. А. Кадыри. Ташкент. 2008.
Практическая педагогика
1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999. – 560 с.
2. Борытко, Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 59 с.
3. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для ст-в пед. вузов / Загрекова Л. В., Николина В. В. – М.: Высш. шк., 2004. – 157 с.
4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Пед. общество России, 2008.
5. Сериков, В. В. Общая педагогика: Избр. Лекции / Сериков В.В. – Волгоград, 2004.
История образования и педагогической мысли
1. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для студентов пед.вузов / И. Н. Андреева [и др.] / под ред. З.И.Васильевой. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 427 с.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли. / А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2004.
3. Латышина, Д.И. История педагогики и образования / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2007.
4. Соловцова, И.А. История педагогики и образования : учеб. для студентов пед.вузов / И. А. Соловцова. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2007. – 55 c.
5. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998.
6. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студентов вузов / В. Г. Торосян. – М. : Владос-Пресс, 2006. – 350 с.
Перечень вопросов
к вступительному экзамену в магистратуру
по направлению 050100 «Педагогическое образование»
по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»
1. Современная система отечественного образования. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования.
2. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.
3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность педагога.
4. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.
5. Педагогические учебные заведения.Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.
6. Методология педагогической науки и деятельности. Методология практической педагогической деятельности. Методы педагогических исследований.
7. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
8. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения. Многообразие образовательных программ.
9. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.
10. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса.
11. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач.
12. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Технология педагогической поддержки детей разного возраста.
13. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.
14. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Истоки развития идей компетентностного подхода.
15. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Истоки гуманистических идей педагогики.
16. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.
17. Основные авторские педагогические системы прошлого. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
18. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.
19. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Процесс интеграции национальных систем образования.
20. Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.
21. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности.
22. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений.
23. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.).
Председатель предметной комиссии:
________________________ ________________________
(ФИО, ученое звание) (подпись)
Пояснительная записка
Программа вступительного экзамена в магистратуру сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) "магистр") 2010 г.
Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности абитуриента к обучению в магистратуре, предполагающей расширенное поле научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере образования.
Содержание программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» и направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» выстраивается на основе разделов дисциплины «Педагогика», представленных в государственном образовательном стандарте подготовки бакалавров в системе высшего педагогического образования: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Практикум по решению профессиональных задач». В этом контексте на вступительном экзамене в центре внимания оказывается область сформированности общепрофессиональных компетенций, связанных с осуществлением образовательной деятельности в широком поле профессионально-педагогических практик.
Соответственно, основными задачами вступительного экзамена является выявление уровня общепрофессиональных компетенций выпускников бакалавриата, к которым относятся:
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
- опыт анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
- освоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
- проявление индивидуально-психологических и личностных особенностей учителя, стилей его познавательной и профессиональной деятельности, становление индивидуализированной концепции педагогического знания.
Кроме того, задачей экзамена является установление характера исследовательских интересов поступающего и соответствующей мотивации.
Содержание программы вступительного экзамена
в магистратуру по педагогике