Действий на каждом этапе урока

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (преподаватель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)   (преподаватель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия   Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные
 

Пятое:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое:

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

§ мотивационно-целевой;

§ процессуальный;

§ рефлексивно-оценочный

Седьмое:

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

§ что контролировать;

§ как контролировать;

§ как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Конструктор урока

Творческая мастерская у каждого преподавателя, безусловно, своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования.

Нам хотелось бы предложить воспользоваться эффективным средством для «сборки» уроков «Конструктором уроков». Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы Конструктора.

Конструктор повышает эффективность проектирования урока преподавателем. Даже если все методические приемы известны педагогу, без «Конструктора» трудно удержать их в памяти. С «Конструктором» разнообразные уроки можно готовить довольно быстро.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку педагога.

В первой вертикальной графе - основные этапы урока, справа – названия методических приемов, необходимых для реализации его этапов.



Обобщенные этапы урока Основные этапы (звенья) урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Активный поиск приемов обучения
1 подгруппа. Самоопределение к деятельности и актуализация знаний. Организационный момент Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест, ОБЖ Фантастичес кая добавка Эмоциональное вхождение в урок Элемент театрализации   Начало урока с пословицы, поговорки Начало урока с высказывания выдающихся людей Эпиграф к уроку   Постановка учебной задачи посредством проблемного вопроса   Проблемная ситуация предыдущего урока Интеллектуальная разминка Нестандартный вход в урок Ассоциативный ряд
Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности Формулировка цели урока Тема-вопрос   Работа над понятием   Ситуация яркого пятна   Подводящий диалог   Группировка   Исключение   Домысливание Линия времени Генераторы - критики Необъявленная тема Зигзаг
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости Приемы повторения системы опорных занятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала; приемы фиксации на доске понятий, правил, алгоритмов Интеллектуальная разминка   Отсроченная отгадка Театрализация Игра в случайность Обсуждение выполнения домашнего задания Лови ошибку Идеальный опрос Своя опора - шпаргалка Кроссворд Я беру тебя с собой Корзина идей, понятий, имен
2 подгруппа. «Открытие» нового знания Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) Приемы привлечения внимания учащихся к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления. Удивляй! Пресс-конференция Ключевые термины Привлекательная цель Мультимедийная презентация Отсроченная отгадка Вопросы к тексту Работа с Интернет-ресурсами Хорошо - плохо Жокей и лошадь Вопрос к тексту
3 подгруппа. Применение новых знаний по изученному алгоритму. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал     Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Воспроизведение учащимися способов выполнения упражнений по образцу.   Своя опора «Да – нетка» Сорбонка Работа в группах Игра- тренинг Деловая игра «Я – учитель» Щадящий опрос Тесты Глухие интеллект-карты Чтение - суммирование Дидактические карточки
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков     Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач   Мини- проекты Решение ситуационных задач Мини- исследование Работа с компьютером «В своем темпе» Озвучивание «немого кино» «Реставратор» Работа с иллюстративным материалом Создай паспорт Вопросительные слова Дерево предсказаний
4 подгруппа. Углубление сформированных компетенций Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений   Тест Своя опора Кластер (гроздь) Интеллект-карты Повторяем с контролем Повторяем с расширением Пересечение тем Силовой анализ Решение проблемной задачи Линии сравнения Плюс-минус
5 подгруппа. Рефлексия: эмоциональная и оценочная Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся Проявляется в устных высказываниях детей, в результате письменных работ Опрос по цепочке Программируемый опрос Тихий опрос Идеальный опрос Блиц -контрольная Релейная контрольная работа Выборочный контроль Толстый и тонкий вопрос Круглый стол Три предложения Тройка
Рефлексия деятельности     Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся (новое содержание, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность. Продолжи фразу,выбери понравившуюся, ответь на вопрос.   Выбери утверждение Моделирование или схематизация Табличка Пометки на полях Стрелки или графики   Лесенка «Моё состояние» Продолжи фразу Хочу спросить Вопросы итоговой рефлексии заданные преподавателем Рюкзак

Наши рекомендации