Упражнения для изучения резонаторной системы

Вместе с упражнениями на изучение и развитие резонаторной системы в тренинге возникает и ощущение пространственного звучания голоса, речи, дикции. Эти упражнения не могут находиться в начале тренинга, так как формирование резонаторного звучания должно происходить естественно. К резонаторной выразительности голоса и речи вели и дыхательные упражнения, и вибрирование губами, а также общее усиление эмоционального фона тренинга. Именно это помогает звучанию стать максимально выразительным и объемным. Ведь резонанс – это выразительное средство голоса и речи, но не их основа.

Наша резонаторно-артикуляторная система более эффективна и выразительна в парных тренингах. Именно поэтому на этом этапе основным содержанием тренинга станет активное речевое взаимодействие.

1. Лягте на пол вниз лицом и положите голову на руки. Произнесите длительный звук «м-м-м-м…».

Перевернитесь на спину, озвучьте этим звуком спину и затылок.

Теперь встаньте и подойдите к партнеру. Работа происходит в паре. Вам нужно тщательно вслушиваться в звучание друг друга и делиться своими ощущениями.

2. Вы поочередно произносите сначала «м-м-м-м…», а потом «а-а-а-а-а…»; тот, кто в данный момент выполняет функцию слушателя, пытается определить, в каких зонах головы, корпуса, конечностей партнера слышится наиболее звучное и объемное резонирование.

3. Послушайте, как звучит ваш партнер с открытыми глазами, потом – с закрытыми. Встаньте перед партнером, за его спиной, сбоку, приближайтесь и отдаляйтесь от него. Слушайте его, не напрягаясь.

4. Произнесите «а-а-а-а…», прикрыв глаза и закрыв уши пальцами. Ощутите резонанс во всем теле, наполните звуком пространство вокруг себя. Слушающий в этот момент должен определить, смог ли достичь своей цели «звучащий».

5. Теперь попробуйте звучать вместе, в унисон, дуэтом. Поделитесь ощущениями.

6. Произнесите длительное «м-м-м-м…», периодически меняя высоту звука: на один-два тона выше или ниже. Слушающий оценивает эффект.

7. Встаньте в круг. Произнося «м-м-м-м» в тихом звучании, сосредоточьте свое внимание на общем ансамбле.

8. Сядьте в круге на пол с партнером спина к спине, продолжая произносить длительное «м-м-м-..». Почувствуйте резонирование друг у друга в спине, в затылке, вытяните ноги, соприкоснитесь ступнями с партнером, который перед вами, почувствуйте его резонирование и постарайтесь передать свое.

9. Не прекращая звучать, плавно поднимаясь, встаньте опять теперь уже в звучащий круг.

10. Ведущий направляет движение этого звучания: то тихое, то громкое, можно включить в работу кисти, которые как поршневой механизм волнообразно направляют звук от «м-м-м-м…мо» до «м-мм-м-ма» и наоборот.

11. Представьте, что круг, в котором вы стоите, – огромный звучащий шар, который с помощью движения рук и кистей, перемещения центра тяжести, с помощью пружинящих коленей вы можете все вместе двигать справа налево и наоборот, поднимать его вверх и опускать вниз. Необходимо, чтобы все части тела откликались на это движение. От вашей энергии будет изменяться звук шара.

12. Сядьте в круг, найдите взгляд партнера, попробуйте коллективно рассказать историю. Пусть это будет стихотворение, где у каждого студента есть своя строка, свой образ, который вы создадите, применяя все знания, полученные в тренинге.

Например, возьмем стихотворение Н.Заболоцкого «Лицо коня». Само название уже предполагает рассуждение о том, почему в отношении коня автор использует не слово «морда», а – «лицо». Произносите каждую строчку, вдумываясь в ее содержание, и тогда вы, все вместе, сможете создать художественный образ.

Н.Заболоцкий. Лицо коня

Животные не спят. Они во тьме ночной

Стоят над миром каменной стеной.

Рогами гладкими шумит в соломе

Покатая коровы голова.

Раздвинув скулы вековые,

Ее притиснул каменистый лоб,

И вот косноязычные глаза

С трудом вращаются по кругу.

Лицо коня прекрасней и умней.

Он слышит говор листьев и камней.

Внимательный! Он знает крик звериный

И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная всё, кому расскажет он

Свои чудесные виденья?

Ночь глубока. На темный небосклон

Восходят звезд соединенья.

И конь стоит, как рыцарь на часах,

Играет ветер в легких волосах,

Глаза горят, как два огромных мира,

И грива стелется, как царская порфира.

И если б человек увидел

Лицо волшебное коня,

Он вырвал бы язык бессильный свой

И отдал бы коню. Поистине достоин

Иметь язык волшебный конь!

Мы услыхали бы слова.

Слова большие, словно яблоки. Густые,

Как мед или крутое молоко.

Слова, которые вонзаются, как пламя,

И, в душу залетев, как в хижину огонь,

Убогое убранство освещают.

Слова, которые не умирают

И о которых песни мы поем.

Но вот конюшня опустела,

Деревья тоже разошлись,

Скупое утро горы спеленало,

Поля открыло для работ.

И лошадь в клетке из оглобель,

Повозку крытую влача,

Глядит покорными глазами

В таинственный и неподвижный мир.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проходя речевой тренинг, важно не только верно выполнять предложенные упражнения, но и не форсировать говорение, не давать чрезмерную нагрузку дикционному аппарату. Необходимо избегать «выговаривания», т.е. чрезмерно артикулируемого произношения. При этом каждый слог как будто проговаривается отдельно и исчезает плавность перехода от одного слога к другому. Излишнее напряжение мышц не дает нормально работать голосовым связкам. Таким образом, учитесь комплексному подходу к речевому и голосовому звучанию, а не отдельным его моментам.

Начинайте тренинг с настройки вашего тела, со снятия психофизического напряжения, подключайте дыхательную настройку с помощью вибрирования, резонаторную настройку с активным участием гласных и сонорных согласных, дикционную настройку с использованием звукосочетаний, скороговоркок, а затем и текста. Не забывайте, что процесс этот должен быть творческим. Для этого ставьте перед собой конкретные задачи. И еще одна важная цель тренинга – не переходите к другому упражнению, если вам не удалось реализовать поставленные задачи.

В заключение хотелось бы привести слова Юрия Андреевича Васильева: «Озвучу мечту о тренинге: тренинг актерской пластичности, тренинг актерской речи, сопрягаемые с тренингом актерской психотехники, не должны прерываться ни на мгновение». [10]

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л.Агеенко, М.В.Зарва; под ред. М.А.Штудинера. М.,2000.

2. Алферова Л.Д. Речевой тренинг: Дикция и произношение: Учебное пособие. СПб., 2003.

3. Васильев Ю.А. Голос действующий: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

4. Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для тренинга: учеб. пособие. СПб., 2005.

5. Васильев Ю.А. Сценическая речь: Восприятие – воображение – воздействие. Вариации для творчества: учеб. пособие. СПб., 2007.

6. Мастерство актера в терминах Станиславского / под ред. Л.Ф.Макарьева. М., 2010.

7. Линкллэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993.

8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.

9. Сценическая речь: учебник / под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю.Промтовой. М., 1995.

10. Чарели Э.М. Массаж и гимнастика голосового аппарата: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2003.

11. Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М., 1995.

[1] Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.С.37

[2] Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. М., 1995. С. 122-123

[3] Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.С. 37

[4] Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. М., 1995.С.56

[5] Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л.,1948.С. 50

[6] Станиславский К.С.. Из записных книжек: [В 2 т.]. М., 1986. Т. II. С. 306.

[7] Васильев Ю.А.. Сценическая речь: Вариации для тренинга. СПб., 2005. С. 62.

[8] Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для творчества. СПб., 2007. С. 146.

[9] Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для творчества. СПб., 2007. С. 149.

[10] Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для творчества. СПб., 2007. С. 14.

Наши рекомендации