Маркировка дефектных и остродефектных рельсов
7.2.1. Остродефектные и дефектные рельсы, выявленные при дефектоскопном или другом контроле, маркируются непосредственно после обнаружения дефекта следующим образом:
- на шейке с внутренней стороны колеи на расстоянии около 1 м от левого по ходу километров стыка (зазора) светлой масляной краской наносят: для остродефектных рельсов - два, а для дефектных рельсов - один косой крест;
- на шейке рядом с дефектом с той стороны, с которой виден дефект (или всегда с внутренней стороны колеи, если дефект обнаружен дефектоскопными средствами), маркировка повторяется с указанием кода дефекта.
Если дефект распространен по всей длине рельса (например, износ), то в середине рельса указывают номер кода этого дефекта с черточками - соответственно перед и после кода (-44.0-).
Если дефект расположен на левом конце в пределах стыка, то код дефекта ставят рядом с первой маркировкой и вторую маркировку не делают.
При расположении дефекта на правом конце рельса в пределах стыка, дополнительно к первой маркировке повторяют ее на правом конце с указанием кода дефекта.
При взятии дефекта в накладки маркировку дефекта (с добавленной буквой «Н») ставят справа от накладки.
Примечание: Образцы маркировки дефектных рельсов приведены на рисунке, где рассмотренные схемы маркировки обозначены следующим образом:
а) дефект 14 вне стыка;
б) дефект 44.0 по всей длине рельса;
в) дефект13.1 на левом конце рельса;
г) дефект 13.1 на правом конце рельса;
д) остродефектный рельс при расположении дефекта 21.2 вне стыка;
е) дефект 21.2, взятый в накладки – дефект 21.2Н.
При обнаружении дефекта, по которому рельс признают остродефектным, маркировку наносят на рельс сразу же после обнаружения дефекта.
Таблица 4
Норматив оценки состояния рельсов по поверхностным дефектам для учета в комплексной оценке состояния пути
Отличное: | Отсутствие дефектов на рельсах | |||||||
Хорошее: | Наличие дефектов, не требующих ограничения скоростей движения поездов | |||||||
Удовлетворительное: | Наличие на рельсах дефектов с размерами, требующими ограничения скоростей движения поездов не ниже уровня скоростей, утвержденных приказом начальника железной дороги | |||||||
Неудовлетворительное: | Наличие на рельсах дефектов с размерами, требующими ограничения скоростей движения поездов ниже уровня скоростей, установленных приказом начальника дороги | |||||||
Код дефекта | Размеры дефекта, не требующие ограничения скоростей, мм | Размеры дефекта, требующие замены рельса в первоочередном порядке, мм | Предельные размеры дефектов рельсов в мм и допускаемые скорости движения поездов по ним в км/ч | |||||
10,11,12 | h*£ 2 (l*>25; a <35) | h* > 6 | - | 2 < h* ≤ 3 | 3 < h* ≤ 4 | 4 < h* ≤ 6 | 6 < h* ≤ 8 | h* > 8 |
h*£ 1 (l*>25; a ≥35) | 1 < h* ≤ 2 | 2 < h* ≤ 4 | ||||||
h*£ 6 ( l*£25) | h* > 8 | - | - | - | - | 6 < h* ≤ 8 | h* > 8 | |
h*£ 2 (l*>25) | h* > 6 | - | - | 2 < h* ≤ 4 | 4 < h* ≤ 6 | 6 < h* ≤ 8 | h* > 8 | |
h*£ 6 ( l*£25) | h* > 6 | - | - | - | h* > 6 | - | ||
Пробоксовки h£1 | h > 4 | - | 1 < h ≤ 2 | - | 2 < h ≤ 3 | 3 < h ≤ 4 | h > 4 | |
Пробоксовки h£1 и выкрашивания h*£2 | 1 < h ≤ 2 и h* > 2, 2 < h ≤ 3 и h* ≤ 2 | - | - | - | 1 < h ≤ 2 и h* ≤ 2 | 2 < h ≤ 3 и h* ≤ 2 | 2<h≤ 3 и h* > 2 | |
16, 17 | h*£2 | h* > 6 | - | 2 < h* ≤ 3 | 3 < h* ≤ 4 | 4 < h* ≤ 6 | 6 < h* ≤ 8 | h* > 8 |
h*£ 2 (l*>25) | h* > 6 (l*>25) | - | 2 < h* ≤ 3 | 3 < h* ≤ 4 | 4 < h* ≤ 6 | 6 < h* ≤ 8 | h* > 8 | |
h*£ 6 ( l*£25) | h* > 6 (6< l*£25) | - | - | - | - | 6 < h* ≤ 8 | h* > 8 | |
Длинные волны h ≤ 1,5 (250<l<1500) | h > 3 | 1 < h £ 1,5 | - | 1,5 < h ≤ 2 | 2< h ≤ 3 | h > 3 | - | |
Короткие волны h £ 1,5 (25≤l≤250) | h > 3 | 1 < h £ 1,5 | - | 1,5 < h ≤ 2 | 2< h ≤ 3 | h > 3 | - |
Продолжение таблицы 4
Неравномерное смятие и износ h £ 2 Р75, Р65 bг < 90 Р50 bг < 85 | h > 6 bг ≥ 90, hб > 13 bг ≥ 85, hб > 10 | 1,5 <h ≤ 2 - - | 2 <h ≤ 3 - - | 3 <h ≤ 4 - - | 4 < h ≤ 6 - - | h > 6 - - | - - - | |
h £ 2 | h > 6 | 1,5 <h ≤ 2 | 2 <h ≤ 3 | 3 <h ≤ 4 | 4 < h ≤ 6 | h > 6 | - | |
Р75, Р65 hб £ 15 Р50 hб £ 13 | h > 20 | Таблица 3 | ||||||
46, 47 | h £ 1 | h > 4 | - | 1 <h ≤ 2 | - | 2 < h ≤ 3 | 3 < h ≤ 4 | h > 4 |
Местная выработка подошвы от скреплений Р75, Р65 hи £ 5 Р50 hи £ 5 | hи > 7 hи > 6 | - - | 5 < hи ≤ 6 - | 6 < hи ≤ 7 - | 7 < hи ≤ 8 - | - hи > 6 | hи > 8 - | |
Местная коррозия подошвы Р75 hк £ 5 Р65 hк £ 4 Р50 hк £ 3 | hк > 8 ОДР hк > 7 ОДР hк > 6 ОДР | - - - | - - - | 5 < hк ≤ 6 4 < hк ≤ 5 3 < hк ≤ 4 | 6 < hк ≤ 8 5 < hк ≤ 7 4 < hк ≤ 6 | - - - | - - - |
Примечания: h*, l *, а – глубина, длина (вдоль рельса) и ширина выкрашиваний металла;
h – глубина неровности на длине 1 м; при измерении у болтовых стыков торец линейки совмещают с торцом рельса,
измерение проводят отдельно для отдающего и для принимающего концов рельсов.
hг – вертикальный износ головки; hб – боковой износ головки; bг – ширина головки, включая смятие металла.
hи – износ подошвы в местах контакта с элементами скреплений; hк – глубина местной коррозии кромки подошвы
R – радиус кривой, где уложен рельс;