Структура обозначения дефектов рельсов

4.1. Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

- первая цифра кода определяет группу дефектов по месту появления дефекта по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, всё сечение);

- вторая цифра определяет тип дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;

- третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса.

Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

4.2. Группа дефектов и место их появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва, все сечение) определяются следующими цифрами (первый знак):

1 – трещины и выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;

2 – поперечные трещины в головке рельса;

3 – продольные трещины в головке рельса и в зоне перехода головки в шейку в стыке;

4 – пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и короткие волны-рифли);

5 – дефекты и повреждения шейки рельса;

6 – дефекты и повреждения подошвы рельса;

7 – изломы рельса по всему сечению;

8 – изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9 – прочие дефекты и повреждения рельса, включая коррозию подошвы и шейки, а также лишние отверстия в зоне накладок и вдавленная маркировка в зоне стыка.

4.3. Тип дефекта рельсов, определяемый основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается следующими цифрами:

0 – дефекты, связанные с нарушениями технологии изготовления рельсов;

1 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к отказам рельсов после пропуска гарантийного тоннажа (после окончания срока гарантии);

2 – дефекты, зависящие от недостаточно высокого металлургического качества рельсовой стали (например, от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и недостаточной прочности рельсового металла, приведшие к отказам рельсов до пропуска гарантийного тоннажа (в пределах срока гарантии);

3 – дефекты в зоне болтовых стыков, связанные с повышенным динамическим воздействием колёс на путь, с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути; с нарушениями технологии обработки болтовых отверстий и торцов рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

4 – дефекты, связанные с ненормативным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы и условиями эксплуатации рельсов (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе из-за нарушения режимов вождения поездов, из-за недостатков подвижного состава, из-за нарушений норм текущего содержания пути;

5 – дефекты рельсов, полученные в результате ненормативных механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п.);

6 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказам рельсов после пропуска гарантийного тоннажа;

7 – дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказам рельсов до пропуска гарантийного тоннажа;

8 – дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов, приварки рельсовых соединителей и другие дефекты;

9 – дефекты, вызванные коррозионной усталостью, контроленепригодностью рельсов, и изломы без усталостных трещин.

Примечание:

Появление дефекта рельса часто бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении типа дефекта должна быть выявлена основная причина, с которой связано его появление и развитие.

4.4. Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в коде дефекта) принято следующим:

0 - по всей длине рельса;

1 - в болтовом стыке на расстоянии 750 мм и менее от торца рельса;

2 - вне болтового стыка на расстоянии более 750 мм от торца рельса;

3 - в сварном стыке, полученном электроконтактной сваркой;

4 - в сварном стыке, полученном алюминотермитной сваркой.

Примечания:

1. Для сварного стыка, полученного элетроконтактной сваркой рельсов после 2000 года, зона стыка определяется на расстоянии 120 мм симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с учётом толщины сварного шва и зон термического влияния от сварки и термообработки после сварки, а зона разрушения сварных рельсов из-за поджогов в подошве определяется на расстоянии 700 мм симметрично по 350 мм в обе стороны от оси сварного шва расположением прижимных электродов-губок контактной сварочной машины.

2. Для сварного стыка, полученного алюминотермитной сваркой, зона стыка определяется на расстоянии 120 мм симметрично по 60 мм в обе стороны от оси сварного шва с учётом толщины сварного шва и зон термического влияния от сварки.

3. Буква "Н", стоящая после цифрового кода дефекта, указывает, что дефект взят в накладки.

4. В случае необходимости отнесения дефекта к двум и более кодам допускается их обозначение с помощью двух и более кодов через знак дроби. Например, излом рельса, который произошел из-за образования поперечной трещины контактной усталости, обозначается как 71.2/21.2, а излом рельса, который произошел из-за образования продольной трещины в головке - как 71.2/31.2.

Структура классификации дефектов приведена в таблице 1.

Для облегчения пользования настоящей инструкцией и правильного определения дефектов в табл.1 приведены в скобках прежние обозначения дефектов по НТД/ЦП-1-93, если их обозначение изменилось, и выделены обозначения новых дефектов.

Таблица 1. Структура классификации дефектов.

    Элемент профиля   № г р у п п ы Тип дефекта (основная причина образова- ния)     Наименова- ние группы дефектов Наруше- ния тех- нологии изготов- ления рельсов   Недоста- точная прочность (после пропуска гарантий- ного тоннажа)   Недоста- точная прочность, (до пропуска гарантий- ного тоннажа)   Дефекты в зоне болтовых стыков   Ненорма- тивные условия эксплуа- тации рельсов   Ненорма- тивное механичес- кое воздействие на рельсы   Дефекты в зоне сварных стыков (после пропуска гарантийного тоннажа)     Дефекты в зоне сварных стыков (до пропуска гарантийного тоннажа)     Другие дефекты     Контроле- непригод ность, кор розионная усталость, изломы без уста- лостных трещин
  Головка Трещины и выкрашивания на поверхности 10.1-2 11.1-2 12.1-2** 13.1* (17.1) 14.1-2   16.3-4** 17. 3-4** 18.1-2 19.0-1-2**
Поперечные трещины 20.1-2 21.1-2 22.1-2**   24.1-2 25.1-2 26.3-4 27.3-4**    
Продольные трещины в головке и в зоне перехода головки в шейку 30.1-2 (30Г.1-2) 31.1-2 (30В.1-2)   33.1* (52.1)         38.1  
Износ и смятие 40.0 (40+49) 41.0, 2 (41.2 +43)   43.1* (41.1+47.1) 44.0   46.3-4 47.3-4**    
Шейка Дефекты в шейке 50.1-2     53.1   55.1-2 (55+52.2+53.2) 56.3-4 57.3-4**    
Подошва Дефекты в подошве 60.1-2* (60.1-2 +62.1-2)       64.1-2** 65.1-2 66.3-4 67.3-4**   69.1-2
Всё сечение Изломы 70.1-2/20.1-2, 70.1-2/60.1-2 71.1-2/21.1-2, 71.1-2/31.1-2 72.1-2/22.1-2 73.1/33.1, 73.1/53.1 74.1-2/24.1-2, 74.1-2/64.1-2 75.1-2/25.1-2, 75.1-2/55.1-2, 75.1-2/65.1-2 76.3-4/26.3-4, 76.3-4/56.3-4, 76.3-4/66.3-4 77.3-4/27.3-4,** 77.3-4/57.3-4, 77.3-4/67.3-4   79.1-2/69.1-2
Всё сечение Изгибы           85.1-2 86.3-4      
Любой Прочие                 98.0,1,2,3,4** 99.1, 2, 3, 4

* - смена кода дефекта (в скобках указан старый код дефекта по НТД\ЦП-1-93); ** - новый дефект


Наши рекомендации