Финансирование системы начального профессионального
и среднего профессионального образования
В 2012 году консолидированный бюджет НПО и СПО составил
188 659,0 млн. рублей.
При росте консолидированного бюджета НПО и СПО в абсолютном значении на 8,3 процента доля консолидированного бюджета НПО и СПО
в общем объеме консолидированного бюджета на образование сократилась
с 9,7 процента в 2008 году до 7,4 процента в 2012 году.
В период с 2010 по 2012 годы произошла передача большинства федеральных образовательных учреждений НПО и СПО на региональный уровень, в связи с чем наблюдается тенденция увеличения доли бюджета субъектов Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО. Если в 2006 году доля федерального бюджета Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО составляла 39,5 процента, то в 2011 году она составляет 26,5 процента.
Также в последние пять лет проводится активная реструктуризация сети учреждений НПО и СПО, что привело к перераспределению объемов консолидированных бюджетов НПО и СПО в сторону увеличения
на 17,3 процента доли консолидированного бюджета СПО.
По данным исследований, средний годовой бюджет одного образовательного учреждения системы СПО находится в пределах от 50 до 100 млн. рублей. Согласно экспертным оценкам, среднестатистическая структура бюджета образовательного учреждения СПО распределена следующим образом: 70-90% - бюджет субъекта Российской Федерации, 10-20% - средства работодателей, 5-10% - собственные средства.
Таким образом, на фоне роста общего объема средств, направляемых
из бюджетов разных уровней на сферу образования, и наряду с тенденцией
к росту абсолютных объемов финансирования, имеются признаки снижения доли расходов на НПО и СПО в консолидированном бюджете
на образование. Наиболее быстрыми темпами происходит снижение расходов
на НПО, что связано со структурными изменениями в системе профессионального образования. Основную нагрузку по финансированию НПО и СПО продолжают нести бюджеты разных уровней государственного управления. Потенциал внебюджетного финансирования, в том числе за счет средств работодателей, используется недостаточно.
3. Меры государственной поддержки развития системы
среднего профессионального образования
в 2007-2013 годах
Государственная политика по модернизации системы СПО активно реализуется с 2007 года.
Отличительной особенностью государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов,
а также существенное изменение законодательной базы.
Значимым системным результатом реализованных мероприятий стало внедрение в деятельность участников проектов и программ проектного подхода
к развитию образовательных учреждений и систем профессионального образования субъектов Российской Федерации в целом, формирование новых проектных управленческих и методических команд.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование», реализация которого продолжилась в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, проведены следующие мероприятия:
обновлена структура подготовки кадров в соответствии
с диверсификацией деятельности предприятий и их изменившимися запросами на кадровые ресурсы;
апробированы организационно-правовые условия для развития интеграции образовательных программ СПО;
привлечены инвестиции в развитие системы профессионального образования путем реализации механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей;
созданы новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена (ресурсные центры, межрегиональные отраслевые ресурсные центры на базе техникумов
и колледжей, центры трудоустройства выпускников, центры оценки
и сертификации квалификаций).
Современный российский бизнес обнаруживает значительную нехватку рабочих кадров и в связи с этим демонстрирует высокую заинтересованность
их подготовки в государственных образовательных учреждениях. Совместно
с РСПП и при активном участии объединений работодателей разработаны подходы к формированию институциональных механизмов системы оценки качества профессионального образования, включающей профессионально-общественную оценку качества образовательных программ, оценку и сертификацию квалификаций, общественно-профессиональной аккредитации организации.
Механизм финансирования и реализации мероприятий государственной поддержки был нацелен на стимулирование государственно-частного партнерства,
в том числе многоканального финансирования, выявление инновационных практик, отработку новых моделей и подходов для последующего распространения, повышения квалификации управленческих и педагогических работников.
Так, в период с 2007 по 2009 годы 336 государственных образовательных учреждений СПО из 64 субъектов Российской Федерации получили государственную поддержку в объеме 8,8 млрд. рублей, а также 8,7 млрд. рублей (софинансирование) со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей.
В период с 2011 по 2013 годы 30 субъектов Российской Федерации
при поддержке со стороны государства в объеме 1,8 млрд. рублей (софинансирование – 10,3 млрд. рублей) реализуют программы модернизации региональных систем профессионального образования.
Анализ структуры бюджета регионов, получивших государственную поддержку на развитие, показывает, что приблизительное соотношение долей участников софинансирования проектов и программ следующее:
14,0 процентов – федеральный бюджет, 55,0 процентов – бюджет субъекта Российской Федерации, 21,0 процент – средства реального сектора экономики,
10,0 процентов – собственные средства образовательного учреждения (экспертная оценка).
По итогам реализации программ в 2011 – 2012 годах создано
145 ресурсных центров, 14 высокотехнологичных центров, 7 стажировочных площадок, 12 многоуровневых образовательных учреждений на базе образовательных учреждений СПО.
Также при государственной поддержке создано 12 отраслевых межрегиональных ресурсных центров по 10 отраслям.
Усиление ориентации образования как на индивидуальные потребности граждан в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда привело к изменению структуры подготовки кадров
по отдельным профессиям и специальностям.
Произошло сокращение количества специальностей путем укрупнения.
В СПО на основе сокращения число специальностей уменьшилось на 12,0 процентов.
При государственной поддержке предпринят ряд шагов
по содержательной модернизации профессионального образования,
по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Туринский процесс, повышении гибкости образовательных программ, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов СПО.
В 2011 году осуществлен переход образовательных учреждений профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам, разработанным с участием объединений работодателей. Формат федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования позволяет реализовывать модульные программы, имеющие вариативные составляющие в объеме
30,0 процентов (СПО). Сегодня не существует методических ограничений
для реализации коротких модулей, разработанных в соответствии с запросами конкретных работодателей за счет времени, отведенного на вариативную часть. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов и программ, разработанных на их основе, предоставляет широкие возможности
для работодателей по их постоянному обновлению и «тонкой настройке»
на конкретные потребности, позволяет образовательному учреждению
во взаимодействии с работодателями (в том числе в части организации практики) непрерывно актуализировать содержание и технологии образования в соответствии
с реальными запросами и востребованностью компетенций на рынке труда.
Модульный подход к формированию программ позволяет оперативно вводить новые образовательные модули по актуальным и перспективным вопросам и направлениям развития технологий и тем самым обеспечивает опережающий характер профессионального образования и гибкий диапазон возможностей
для профессионального роста, адаптацию к изменяющимся условиям
и переобучение в случае устаревания каких-либо профессий или специальностей. Работодатели имеют возможность принимать активное участие в формировании требований к уровню профессиональной компетентности выпускника и оценке качества профессионального образования.
Вводятся новые инфраструктурные единицы (учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.).
Таким образом, созданы условия для усиления интеграционных процессов взаимодействия рынка труда и профессионального образования.
Развитие системы профессионального образования происходит
в условиях завершения в 2012 году передачи полномочий по управлению учреждениями СПО в субъекты Российской Федерации,
что позволяет при сохранении единой государственной политики планировать структуру и объемы подготовки кадров в субъектах Российской Федерации на основе прогнозирования потребностей регионального рынка труда.