Характеристика современного состояния изучаемого объекта
Введение
Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели СПО требует соответствия уровня профессиональной компетентности преподавателей и руководителей образования новым вызовам времени. Современный этап модернизации образования требует от всех ее субъектов не только быстрой реакции на происходящие изменения, но и умения правильно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем. Именно поэтому в центре внимания политического руководства страны оказались вопросы подготовки педагогических кадров и совершенствования системы дополнительного педагогического образования.
Для успешного решения задач модернизации СПО требуется эффективная работа всех звеньев системы повышения квалификации, включая муниципальный, региональный и федеральный уровни. Объединить эти звенья способна уже существующая федерально-региональная система повышения квалификации педагогических кадров. Каждый из этих уровней отраслевой системы повышения квалификации требует пристального внимания со стороны органов управления образованием. Активное формирование модели СПО фактически оформили заказ системе повышения квалификации на новые компетенции, как для руководителей СПО, так и для преподавателей.
Реализация СПО с предельной четкостью высветила многие слабые стороны подготовки педагогических кадров. Руководители образовательных учреждений слабо владеют навыками анализа образовательных ситуаций, оперативного и стратегического проектирования развития образовательного учреждения. Преподавательские кадры по-прежнему (в своем большинстве) не освоили современные передовые педагогические приемы работы, основанные на широком применении новых информационных технологий.
Федерально-региональная система повышения квалификации и переподготовки работников образования включает 94 образовательных учреждения, расположенных во всех регионах Российской Федерации. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования является головным учреждением в этой системе. Кроме этого, в обеспечении профессионального образования преподавателей принимают участие свыше 2 500 учреждений, деятельность которых также координируется системой повышения квалификации. В учреждениях повышения квалификации и методических службах работают свыше 50 тыс. преподавателей и методистов, 60% преподавательского состава учреждений повышения квалификации имеют научную степень или звание.
Преподавателю нужно обеспечить профессиональное сопровождение его развития не эпизодическим повышением квалификации один раз в 5 лет, а постоянной - четко организованной, каждодневной методической поддержкой. Отсюда можно утверждать, что система повышения квалификации – это не учреждения, занимающиеся исключительно разовым проведением курсовых мероприятий, их основная миссия – обеспечение непрерывного процесса профессионального и личностного роста преподавателя.
Развитие системы повышения квалификации в современных условиях не должно исключать механизмов рыночного контроля, конкуренции и участия заинтересованных сторон в этом процессе, поэтому необходима смена форм повышения квалификации. Это прежде всего инновационные, которые доказали свою эффективность в современных условиях, но и нельзя отказываться от традиционных форм, проверенных временем и дающих хорошие результаты в подготовке педагогических и руководящих кадров. Региональные институты повышения квалификации, муниципальные методические службы через целевые курсы, стажировки, тренинги, мастер – классы, педагогические мастерские могут сегодня удовлетворять индивидуальные потребности педагогов в непрерывном повышении квалификации. Эту специфическую деятельность другие образовательные учреждения, предлагающие курсы повышения квалификации, в полном объеме не могут осуществлять.
Сегодня чрезвычайно важно ясное понимание того, как идет процесс профессионального совершенствования педагога или руководителя образовательного учреждения, как обеспечивается при этом такое содержание повышения квалификации, которое соответствовало бы стратегическим задачам развития образования страны, региона, муниципалитета. Наблюдается неспособность соответствовать перспективным потребностям педагогов, директоров СПО. В данном случае важно понять, что задача руководителя образования региона - не сделать институт повышения квалификации монополистом (это прямой путь к деградации), а сделать его лучшим, сильнейшим, глубоко содержательным, самым востребованным за счет качества работы. А возможности выбора для преподавателя, директора нужно расширять как в институте повышения квалификации, так и за счет других качественных образовательных учреждений.
Сегодня в этом вопросе просматривается ряд проблем:
- отсутствует механизм предъявления и формирования общественного заказа на дополнительное профессиональное образование (отсутствуют маркетинговые структуры в большинстве учреждений дополнительного профессионального педагогического образования);
- взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных образовательных структур и учреждений в области повышения квалификации кадров чаще фрагментарное (отсутствии программы и т. д.);
- существующая система повышения квалификации в условиях быстрых изменений не в состоянии удовлетворить потребности в повышении квалификации (не раз в пять лет, и даже не раз в три года). При существующем темпе изменений необходимо непрерывное обучение;
- деятельность системы повышения квалификации пока очень слабо связана с результатами деятельности образовательных учреждений. Не существует системы оценки эффективности деятельности системы повышения квалификации в терминах улучшения качества образования в образовательных учреждениях.
Цель дипломного проекта: проанализировать роль подготовки, переподготовки и продвижения педагогических кадров.
Задачами являются:
1. Определить аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров;
2. Рассмотреть организацию повышения квалификации кадров;
3. Изучить сущность карьеры и карьерного роста преподавателей;
4. Проследить улучшение качества образования (на примере выпускников) .
Объектом исследования является ГБОУ СПО СМК.
Предметом исследования педагогический состав колледжа.
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала в качестве основного способа обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. определяет стратегическую цель государственной политики в области образования как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение приоритетных задач, одной из которых является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, приоритетными направлениями в сфере образования определены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг [3].
Характерная для сегодняшней ситуации модернизация производства требует профессиональной мобильности работников, способных быстро осваивать технические новшества и новые специальности.
Одной из основных проблем современного образовательного учреждения является повышение качества образования как фактор конкурентоспособности и востребованности выпускников. Особенно актуальна эта проблема для системы начального и среднего профессионального образования, занимающейся подготовкой специалистов для различных отраслей экономики.
Ключевыми фигурами в подготовке специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования являются преподаватели общепрофессиональных дисциплин, перед которыми стоит множество производственных и образовательных задач. Важная задача сделать обучение практико-ориентированным достигается за счет периодической коррекции программы, учебного плана, обновления содержания учебного материала, применения современных образовательных технологий. В еще более сложном положении оказываются преподаватели профессионального цикла. Отраслевое повышение квалификации преподавателей специальных технических дисциплин сейчас практически не работает. Кратковременные стажировки на предприятиях не могут решить качественно эту проблему и требуют поиска новых путей подготовки ведущих преподавателей по техническим специальностям. В последние годы наблюдается тенденция к квалификационному истощению инженерно-педагогических работников системы начального и среднего профессионального образования.
Повышение квалификации педагогов имеет важное значение для учебного заведения:
- позволяет образовательному учреждению успешно поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности вследствие повышения качества подготовки выпускников;
- способствует успешной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
- осуществляет внедрение современных практико-ориентированных технологий обучения.
Общая характеристика
Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним
из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации в целом.
Отечественная сфера начального и среднего профессионального образования и подготовки прошла сложный исторический путь становления – от разрозненных мастерских и ремесленных школ к сети фабрично-заводских училищ и далее,
к полноценной системе профессионально-технических училищ и техникумов. При этом на всех этапах своего развития система начального профессионального
и среднего профессионального образованияформировалась в соответствии
с социально-экономической ситуацией в стране, обеспечивая в различные периоды исторического развития государства квалифицированными рабочими кадрами
и специалистами среднего звена реальный сектор экономики и социальную сферу.
Основы ныне действующей в Российской Федерации системы начального профессионального и среднего профессионального образованиязаложены
в середине прошлого века, когда в системе образования были сначала выделены,
а затем организационно оформлены начальный и средний уровни профессионального образования.
Данная система охватывает подготовку по программам начального профессионального, среднего профессионального образования и программам профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО), а также в учебных центрах предприятий и в подразделениях вузов.
Существование совокупности уровней профессионального образования,
а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки позволяет гражданам Российской Федерации выбирать различные пути (траектории) получения профессионального образования и повышения квалификации.
Значительные изменения система российского профессионального образования в период с 2008 по 2012 годы претерпела в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики.
Важным событием этого периода стала передача в собственность субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в соответствии
с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г.
№ 2413-р.
Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» задало новый вектор развития системы профессионального образования
и профессионального обучения.
В настоящей Стратегии система подготовки рабочих кадров
и формирования прикладных квалификаций охватывает область образования, включающую реализацию образовательных программ, результаты подготовки
по которым соответствуют с 2 по 6 уровням квалификаций для разработки профессиональных стандартов:
программы профессионального обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям рабочих (служащих);
программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
и программы подготовки специалистов среднего звена (образовательные программы среднего профессионального образования);
практико-ориентированные программы бакалавриата (образовательные программы высшего образования).
Основные показатели
Система начального профессионального и среднего профессионального образования включает государственный и негосударственный секторы.
При этом подготовка рабочих кадров с начальным профессиональным образованием осуществляется только в государственных образовательных учреждениях.
Государственный сектор системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена представляет собой разветвленную сеть, включающую:
4 444 государственных образовательных учреждений (в том числе
1 719 образовательных учреждений НПО и 2 725 образовательных учреждений СПО);
212 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы НПО и СПО
(в том числе 33 высших учебных заведения, реализующих программы НПО,
и 179 высших учебных заведений, реализующих программы СПО).
Общий контингент обучающихся составляет 2 779,9 тыс. человек, в том числе: в учреждениях НПО обучается 472,4 тыс. человек; учреждениях СПО – 1 984,4 тыс. человек; в высших учебных заведениях по программам НПО обучается 9,9 тыс. человек; в высших учебных заведениях по программам СПО обучается 207,2 тыс. человек.
Всего во всех видах государственных образовательных учреждений
по программам НПО обучается 817,0 тыс. человек, по программам СПО –
2 319,1 тыс. человек. В 2012 году на программы НПО принято 686,8 тыс. человек,
на программы СПО – 729,0 тыс. человек, что в целом составило
1 137,9 тыс. человек.
В государственном секторе выпуск по программам НПО и СПО
в 2012 году составил 936,8 тыс. человек, из них: по программам НПО –
435,5 тыс. человек; по программам СПО – 501,3 тыс. человек.
Государственные образовательные учреждения профессионального образования занимают преобладающее место в подготовке рабочих кадров
и специалистов среднего звена.
В негосударственном секторе осуществляется подготовка специалистов среднего звена в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также подготовка рабочих кадров
по краткосрочным программам профессиональной подготовки на базе учебных центров корпораций. Всего функционирует 256 негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования
с общим контингентом 102,7 тыс. человек и 16 структурных подразделений высших учебных заведений, реализующих программы СПО, с общим контингентом 3,3 тыс. человек.
За последние 5-7 лет в государственной системе подготовки рабочих кадров наблюдается тенденция ежегодного сокращения числа учреждений, сокращения приема и сокращения численности выпускников учреждений НПО и СПО.
На ситуацию влияет как неблагоприятный демографический тренд, обусловленный снижением рождаемости в 1990-х годах, так и смещение общественных предпочтений в части выбора образовательной траектории в пользу высшего образования.
Аналитическая часть.
2.1. Общая характеристика ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»
Колледж был открыт в суровое для страны время – 1942 году, как Куйбышевский машиностроительный техникум. Шла Великая Отечественная война.
В сентябре 1941 года в Куйбышев был эвакуирован первый Московский Государственный подшипниковый завод, а в ноябре с конвейера сошли первые три тысячи подшипников. С пуском производственных цехов, выявилась острая потребность в квалифицированных кадрах. В это трудное для страны время, Наркоматом среднего машиностроения 6 марта 1942 года издается приказ, в котором было указано: «…В целях обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами создать в г. Куйбышеве машиностроительный техникум на базе подшипникового завода».
Из приказа по подшипниковому заводу № 571 от 18 июня 1942 года: «…Согласно приказу НКСМ 20 апреля 1942 года при заводе открыт машиностроительный вечерний техникум. В техникуме будут готовиться без отрыва от производства техники по холодной обработке металлов и техники по инструментальному производству для нашего завода.
Всех начальников цехов и отделов обязываю обеспечить посещение занятий студентами на вечернем отделении для чего:
не допускать задержку студентов на производстве в дни учебы;
разрешить студентам уходить с работы на 2 часа раньше;
где возможно перевести студентов на работу в одну смену;
приступить к набору студентов на дневное отделение на 300 человек…»
Исполняющим обязанности директора техникума был назначен начальник отдела подготовки кадров завода – 4 ГПЗ Бакулин П.С.
Техникум не имел ни своего помещения, ни классной мебели, ни самого элементарного оборудования. Набранные две учебные группы вечернего отделения разместились в одном из цехов завода.
В октябре 1942 года открылось дневное отделение в одной из школ ГОРОНО.
В 1943 году директором техникума назначается Гайсинский Аркадий Маркович, а в октябре техникум получил полуразрушенное здание исторического факультета педагогического института (Пионерская 5, корпус 4).
Наскоро забив рамы фанерой и починив печи, техникум начал второй год своего существования, который прошел в очень тяжелых условиях из-за холода в помещениях и почти полного отсутствия мебели и другого оборудования.
Из воспоминаний Ковеленова Виктора Михайловича, выпускника 1947 года: «…Помещение не отапливалось, освещение отсутствовало, температура в помещении была равна уличной, замерзала вода на полу аудиторий. Учащиеся на занятиях сидели одетыми, в шапках и варежках. Занятия проводились в одну смену. Отсутствовали какие-либо плакаты, наглядные пособия. Преподаватели вычерчивали на доске кинематические схемы станков. И все учащиеся успевали перечертить их в свои так называемые «тетради» карманного формата, которые делали из оберточной серой бумаги, выпрашиваемой в магазине, где получали хлеб по карточкам».
Такое бедственное состояние техникума продолжалось почти весь 1944-1945 учебный год. Несмотря на трудности, в 1944 году техникум открыл свой первый филиал при заводе КАТЭК с дневным и вечерним отделениями. В 1945 году вечернее отделение техникума переведено в филиал при 4 ГПЗ.
Летом и осенью 1945 года была произведена перестройка и ремонт здания техникума. В аудиториях были поставлены звуконепроницаемые перегородки, благодаря чему увеличилось число классных комнат, сделан новый вход в техникум, построена лестница, застеклены и утеплены окна, переделано 34 печи и построено 6 новых, построен сарай и гараж. Здание для учебных мастерских и двор техникума были огорожены высоким забором. Техникум располагался на четырех этажах.
Все эти работы по ремонту и перестройке здания техникума, в основном, были сделаны силами учащихся и преподавателей. В это же время была изготовлена мебель: сто трехместных парт, 10 классных досок, 35 стульев, 150 табуреток, 10 канцелярских одно-тумбовых столов, 6 кресел, 4 мягких дивана, 2 шкафа.
В результате проведенной работы только 1945-1946 учебный год прошел для техникума как первый полноценный учебный год. Первый выпуск 1946 года составил 47 человек из них 25 человек дневного отделения.
Так трудно, но славно начиналась история колледжа.
Самарский машиностроительный колледж располагает двумя учебными корпусами, а также студенческим общежитием.
Численность сотрудников составляет 259 человек, студентов 1700 человек. Среди преподавателей 15 награждены знаком «Почетный работник среднего профессионального образования». В настоящее время в колледже ведется подготовка специалистов базового и повышенного уровня по 11 специальностям технического и экономического профиля по очной, очно-заочной, заочной формам обучения и в форме экстерната.
В 2007г. колледж получил сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта DIN EN ISO 9001:2000 в оказание образовательных услуг в сфере среднего профессионального образования.
В 2012-2013 учебном году велась подготовка специалистов по 11 специальностям технического, гуманитарного и экономического профиля. В 2013г. проведено лицензирование новой специальности 190629 Техническая эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных, строительных машин и оборудования (по отраслям) и двух программ дополнительного образования «Организация перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» и «Повышение профессионального мастерства водителей автотранспортных средств по безопасности дорожного движения» .
ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж» является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России».
Колледж сотрудничает с предприятиями и организациями города и области. Заключены договоры на целевую подготовку специалистов с ОАО «Авиакор – авиационный завод» по специальностям Металловедение и термическая обработка металлов, Технология машиностроения, Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Имеются договоры о социальном партнерстве с предприятиями – работодателями, которые по профилю своей деятельности близки к профессиональной направленности колледжа:
1 ОАО «Авиаагрегат»
2 ОАО «Завод авиационных подшипников»
3 ОАО «Авиакор – авиационный завод»
4 ОАО «Самарский подшипниковый завод»
5 ООО «Завод приборных подшипников»
6 ОАО «Кузнецов»
7 ООО «Ремжилуниверсал»
8 ОАО «Волгониигипрозем»
9 ОАО «Гуд-Лак-Авто»
10 ОАО «Группа Компаний «ТехОборонПром»
11 ООО НПП Техмашконструкция.
Предметом договоров являются следующие пункты:
- организация и прохождение различных видов практик по специальностям с обязательным обеспечением условий безопасности на каждом рабочем месте;
- проведение экскурсионных занятий;
- привлечение опытных специалистов к работе в качестве председателей государственных итоговых аттестационных комиссий, руководителей практик, руководителей и рецензентов выпускных аттестационных работ;
- проведение деловых встреч работников завода со студентами;
- полная подготовка специалистов по заявке предприятия (целевая подготовка);
- переподготовка кадров и повышение квалификации работников предприятий;
- прохождение стажировки на заводе преподавателей колледжа.
В колледже имеются договора о социальном партнерстве с ресурсными центрами на базе:
- Поволжского государственного колледжа;
- Самарского техникума сервиса производственного оборудования;
- Самарского металлургического колледжа;
- Самарского техникума промышленных технологий;
- Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова.
Имеется соглашение о сотрудничестве с Государственным казенным учреждением Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара». В колледже работает «Центр содействия трудоустройству выпускников». Имеется информационный стенд, на котором размещена информация от работодателей и высших учебных заведений о возможности трудоустройства или дальнейшего обучения выпускников.
Самарский машиностроительный колледж имеет договоры о сотрудничестве с ВУЗами:
- ФГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академии Институт управленческих технологий и аграрного рынка;
- ФГБОУ ВПО Самарский государственный архитектурно-строительный университет;
- ФГБОУ ВПО Самарский государственный технический университет;
- НИУ Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ);
- ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».
Создаются оптимальные условия для развития научно-технического творчества студентов. Работает студенческое конструкторское бюро (СКБ), руководителем которого является П.Г.Плеханов, где проектируются и изготавливаются опытные образцы учебных стендов по устройству узлов автомобилей, станочного оборудования, предназначенные для технического переоснащения учебных лабораторий. В этом учебном году получены два положительных решения на изобретения.
На базе колледжа ежегодно проводится областная научно-практическая конференция студентов «Погружаясь в мир науки…», секция «Машиностроение, автомобилестроение». Студенты колледжа приняли активное участие в областной научно-практической конференции «Погружаясь в мир науки…», их работы опубликованы в сборнике исследовательских работ.
2.2. Характеристика системы управления в ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»
1. Колледж является государственным бюджетным общеобразовательным учреждением среднего профессионального образования, занимающимся накоплением и распространением знаний и обучением студентов в рамках выбранной специализации. Главной целью деятельности колледжа является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, предприятий различных форм собственности, общества и государства.
Структура и система управления Колледжем строится в соответствии с Уставом для реализации основной цели создания и деятельности Колледжа: «Предоставить качественное профессиональное образование всех уровней в ключевых областях деловой активности, не ограничивая место и время обучения, привлекая преподавателей-практиков, используя современные образовательные и коммуникативные технологии, обеспечивая лучшее сопровождение учебного процесса».
Общее руководство Колледжем осуществляет Совет Колледжа. Совет включает 28 члена Совета. Совет Колледжа определяет перспективы и направления развития учебной, методической, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности, рассматривает и принимает решения по следующим вопросам:
· Подготовка и принятие проекта Устава, изменений и (или) дополнений к Уставу колледжа;
· Определение перспективных задач учебно-воспитательной работы, вопросов развития колледжа;
· Рассмотрение и принятие правил приема в колледж;
· Рассмотрение и принятие Правил внутреннего распорядка колледжа;
· Согласование смет доходов и расходов по внебюджетной деятельности;
· Согласование плана приема студентов с полным возмещением затрат на обучение и на обучение за счет бюджетных средств;
· Рассмотрение и принятие Положения о стипендиальном обеспечении студентов;
· Рассмотрение и принятие Общего положения о надбавках, доплатах и материальном поощрении работников;
· Рассмотрение и принятие планов создания или ликвидации структурных подразделений колледжа, совершенствования организационной структуры колледжа;
· Заслушивание отчета директора колледжа о проделанной работе за определенный период.
В состав Совета Колледжа входя директор, заместители директора, а также административно-хозяйственный персонал и сотрудники Колледжа.
Председатель Совета (директор колледжа) |
Представители всех категорий работников |
Представители заинтересованных предприятий, учреждений, организаций |
Представители родителей студентов |
Секретарь |
Представители студентов |
Заместитель председателя |
Совет колледжа имеет право:
· Рекомендовать определенные решения руководству колледжа;
· Затребовать любые документы колледжа, необходимые для решения определенных вопросов;
· Приглашать на заседание и затребовать отчет по недоработкам или нарушениям в подведомственной ему области;
· По решению Совета формировать комиссии и группы для решения отдельных вопросов и на определенное время;
· Председатель имеет право созывать Совет по своему усмотрению;
· Две трети членов Совета могут создавать совет колледжа;
· Член Совета не может быть уволен (или отчислен) из колледжа или подвергнут другому взысканию без согласия Совета.
Ответственность:
· Председатель Совета несет ответственность согласно Должностной инструкции директора колледжа;
· Члены Совета несут ответственность перед Общим собранием колледжа ( по предоставлению директора общее собрание колледжа может распустить Совет и выбрать новый Совет);
· Не оправдавший доверия член Совета может быть выведен из его состава решением Общего собрания коллектива колледжа.
Состав совета колледжа:
1. Директор колледжа, председатель Совета
2. Зав. отделением ( 3 человека)
3. Начальник компьютерного обеспечения
4. Председатель ЦК по ЕН
5. Преподаватель
6. Начальник ОК
7. Руководитель центра комплексной безопасности
8. Зав. библиотекой
9. Зам. директора по УР, по ОВ, по УВР ( 3 человека)
10. Председатель ЦК
11. Зав. учебно-методической частью
12. ИО заведующего УПМ
13. Главный бухгалтер
14. Представитель родительского комитета
15. Председатель студенческого совета
16. Председатель профкома и ЦК по УГС
17. Представитель работодателей
18. Зав. УПП
19. Председатель ЦК по УГС ( 3 человека)
20. Председатель ГАК спец. 151001, представитель ОАО
21. Председатель ЦК по физ. культуре и БЖ
22. Председатель ЦК по ОГСЭ, 030000
Совет взаимодействует с заместителем директора по учебной работе, с председателями цикловых комиссий, заведующими отделениями, группой качества и педагогическим советом.
Проектная часть
Разработка проекта совершенствования системы повышения квалификации работников ГБОУ СПО СМК.
Кроме того, одной из слабых сторон является то, что традиционные формы обучения персонала не дают необходимых сегодня компетенций, практических навыков и умений. И о результативности таких мероприятий редко кто задумывается.
Широкий ассортимент программ дает возможность выбора наиболее оптимального варианта обучения персонала.
Обучающие программы должны не просто повышать квалификацию персонала, но и давать ему определенные навыки и знания. Они должны научить сотрудников принимать быстрые решения в различных ситуациях, а также работать в команде.
Зачастую преподаватели не обладают достаточным уровнем профессионального мастерства. Одна из причин указанной проблемы – это преобладание теоретического обучения над формированием практических умений. Другая же проблема состоит в изначально неправильном подходе к формированию перечня и содержания знаний и умений, необходимых именно для данной специальности.
Представляется, что перечень умений или компетенций должен быть сформирован при непосредственном участии работодателей, а не просто определен государственным стандартом. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что компетенции достаточно мобильны и существенно изменяются с течением времени. Анализ потребностей в умениях должен стать неотъемлемой и обязательной частью деятельности организации.
Большое количество не нужных тренингов и курсов на современном рынке образовательных услуг затрудняет процесс выделения из общей массы нужного количества информации, необходимой педагогам для повышения уровня своего профессионального развития.
С другой стороны недостаточная осведомленность о пути развития образовательных методик, а соответственно не принятие каких-либо усовершенствований для развития кадрового потенциала препятствует совершенствованию системы повышения квалификации рабочих кадров. Для решения такой проблемы необходимо наладить обратную связь в системе «министерство образования – организация».
Зная о выше перечисленных угрозах с внешней стороны необходимо помнить, что существуют ограничения, министерством образования форм повышения квалификации. Вводя потребности организации в установленные министерством рамки нужно учитывать проблему недостаточного финансирования необходимых направлений в переподготовке персонала. Поэтому совершенствование системы повышения квалификации должно быть наиболее экономичным.
Недостаточное мотивирование рабочих кадров в процессе повышения квалификации, а, следовательно, не полное применение полученных в ходе обучения знаний в образовательном процессе является одной из основных проблем.
Мотивация — это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей, а в первую очередь — для повышения качества образовательного процесса. Направленность и уровень мотивации определяют способности и уровень творческой личности преподавателя, тем самым, определяя развитие специалиста в профессиональном отношении, меру его вклада в коллективный результат и качество деятельности. Наиболее актуальной проблемой чаще рассматривается выявление зависимости качества учебного процесса от уровня мотивации преподавателей, их сочетаемости и взаимовлияния.
Труд преподавателя можно характеризовать как труд высокой сложности, который сочетает в себе преподавательскую, научную, воспитательную и организационную функции. Решение проблем, связанных с организацией труда преподавателей (условия труда, мотивы и стимулы, учебный процесс, режим работы, внедрение новых технологий обучения) поможет привлечь высококвалифицированные кадры, разработать и внедрить инновационные программы и технологии, решить проблему финансирования за счет дополнительных источников, в том числе за счет финансирования науки, улучшения условий обучения студентов.
Зарубежный опыт решения проблем мотивации преподавателей: создание мотивации к обучению на основе учебных материалов. Преподаватели только тогда будут должным образом вознаграждены за разработку более эффективных методов обучения, когда общепризнанным мерилом станет не количество часов контакта(преподавания), а количество часов, которые студенты тратят на изучение предмета.
Одним из решений поставленной проблемы может служить более удобное расписание, чтобы оставалось время для личного совершенствования и другой профессиональной деятельности, а также времени, свободного от очного пр