Стремление к счастью и свободе
Саммерхилл стремится к формированию нового типа педагогики на основе синтеза экспериментов в области свободного образования и новых методов в педагогике, основанных на человеческом стремлении к свободе и счастью.
Дети обычно приходят в школу Саммерхилл в возрасте пяти лет, но нередки случаи, когда они попадают туда после того, как уже провели несколько лет в государственных или религиозных образовательных учреждениях. Как правило, пребывание в Саммерхилле длится до шестнадцати лет. Школа принимает девочек и мальчиков, в том числе из зарубежных стран. Максимальное количество учеников в школе – 45 человек.
Они делятся на три группы в зависимости от возраста: от пяти до семи лет, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати.
Дети живут в интернате в разных комнатах с учетом возраста и пола, у каждой группы есть один классный учитель. Ученики младшей и средней групп живут в каменном здании, а мальчики и девочки постарше живут в небольших деревянных домиках. У некоторых есть индивидуальые комнаты, но большинство детей живет совместно с другими в комнатах на три-четыре человека. Учителя не устраивают проверок в комнатах и там царит полная свобода.
Идея, лежащая в основе школы Саммерхилл, состоит не в том, чтобы «адаптировать ребенка к школе», а в том, чтобы «адаптировать школу к ребенку». Саммерхилл стремится создать место, где девочки и мальчики свободны, где они могут быть собой, а для этого необходимо отказаться от какой бы то ни было дисциплины, нравственного воспитания и религиозного образования. Нилл верил во врожденную доброту детей. Эта идея никогда не покидала его, так что стала почти формой веры.
Занятия в Саммерхилле являются необязательными, расписание существует только для учителей, все происходит в свободной атмосфере, где нет ничего авторитарного. Очень легко можно заметить разницу в поведении детей: те, кто всегда учился в Саммерхилле, проявляют интерес к обучению, поскольку оно является добровольным, а те, кто прибыл туда после более или менее продолжительного обучения в государственных или религиозных школах, где присутствие на уроках является обязательным, поначалу демонстрируют отвращение к учебе и школе.
Школьных экзаменов не существует, но если ученик решает, что хочет готовиться к экзаменам в университете, преподавательский состав школы помогает ему в этом. Из-за того, что студенты сами хотят учиться, они готовятся к экзаменам быстрее и с большим интересом, потому что это их собственное решение.
На общем собрании, которое проходит по субботам, установливаются или отменяются школьные правила, решение принимается на основе демократического голосования, все ученики и учителя имеют равные по значимости голоса.
Саммерхилл является школой свободы, где «здравый смысл» не теряется, в частности в целях защиты здоровья юношей и девушек, но основные правила обсуждаются и принимаются всеобщим голосованием. Результатом деятельности школы является то, что дети вырастают счастливыми, цель школы не состоит в реформировании общества в целом, потому что неизбежно приходится соглашаться на компромиссы, которых требует общество. Нилл писал «я не тот человек, кто активно стремится проповедовать изменение общества: я могу лишь попытаться убедить общество в том, что необходимо избавиться от ненависти, карательных методов, мистики».
Подробнее о школе Саммерхилл можно прочесть на ее сайте:
http://www.summerhillschool.co.uk /