Определение скорости движения судна
По лагу. Точность ориентировки во многом зависит от достоверных сведений о скорости движения судна. При плавании на озерах и водохранилищах средняя скорость относительно дна может быть определена по лагу.
Лаги бывают различной конструкции. Вертушечные лаги, работающие на принципе гидрометрической вертушки, стационарные и выдвигаются по мере надобности из днища судна. Гидродинамические лаги представляют собой две трубки, с помощью которых измеряют давление забортной воды при движении и стоянке. Чем больше скорость, тем больше давление в одной из трубок. По разности давлений можно судить о скорости судна. В целом лаги являются сложными электромеханическими приборами.
Речной поток, воздействуя на лаг, позволяет определять по нему только скорость судна относительно спокойной воды, но не относительно берегов. Кроме этого, неровные течения и движение судна в поворотах русла искажают показания лага.
По длине корпуса судна. Скорость движения судна относительно дна можно определить одним из излагаемых ниже способов. На носу и корме выбирают две плоскости надстроек, перпендикулярных диаметральной плоскости судна, или два предмета, создающих створные визирные плоскости. В носовой и кормовой визирных плоскостях стоят два наблюдателя Н и К (рис. 78). Наблюдатели выбирают неподвижный предмет П, расположенный на берегу или воде. В момент прихода предмета в носовую визирную плоскость наблюдатель Н подает сигнал, по которому наблюдатель К замечает время. В момент прихода предмета П в кормовую визирную плоскость наблюдатель К. также делает отметку времени. По расстоянию между визирными плоскостями / и времени рассчитывается скорость.
Засечки времени может Делать третий наблюдатель, находящийся на мостике, по знакам наблюдателей Н и К в момент прихода предмета П в визирные плоскости.
Рис. 78. К определению скорости
движения судна по длине его корпуса
Менее точно скорость рассчитывают при визировании объекта П по одному судовому предмету, когда створная визирная плоскость отсутствует или, когда объект визирования окажется на траверзе форштевня и ахтерштевня судна.
С помощью пеленгования предмета.Сущность этого простого и надежного
способа заключается в следующем. В диаметральной плоскости судна, движущегося прямолинейным курсом, между точками а и b (рис. 79) измеряют расстояние l, называемое базисом. Находясь в точках a и b, наблюдатели в одни и те же моменты измеряют углы a1 a2 a3 B1 B2 B3 и т. д. между базисом и направлением на предмет П.
При обработке полученных замеров на листе бумаги проводят произвольную линию, на которой проставляют точку, обусловливающую пеленгуемый предмет. Из этой точки под замеренными углами a1, b1 и т. д. проводят линии пеленгов произвольной длины. Замечая на линейке в любом масштабе длину базиса, вмещают ее между линиями пеленгов, параллельно курсу, пока она не коснется их соответствующими отметками.Таким образом определяют положения корпуса судна в моменты пеленгования. Пройденное судном расстояние за время пеленгования с учетом принятого масштаба снимают непосредственно со схемы.
Для построения схемы достаточно двух пеленгований, но более надежным получается результат при нескольких пеленгованиях.
Пеленгование предмета осуществляют при помощи компаса или другого угломерного инструмента. При отсутствии их используют планшет, которым может служить лист фанеры, плотный картон, обрезок широкой доски или палубный столик.
Планшет с листом бумаги устанавливают над местом визирования. На листе чертят линию, совпадающую с линией базиса. Пеленгатором служит деревянный брусок с ровным краем.
Наблюдатель в момент пеленгования, направляя срез бруска на предмет проводит карандашную линию и обозначает ее номером замера. Углы с планшета снимают при помощи транспортира.
Рис. 79. К определению скорости движения судна с помощью пеленгования с него предмета
Пеленгование осуществляют следующим образом. Наблюдатели, сверив свои часы, расходятся по местам. В одни и те же моменты, например через 15 или 20 с, они пеленгуют один и тот же предмет. Пеленгование может происходить по сигналам третьего наблюдателя. Определив пройденное расстояние и время, легко рассчитать скорость.
Предлагаемый способ применим для определения маневренных качеств судна: инерционного пути, циркуляции и др.
По относительной скорости сближения судов. Зная расстояния между встречными или обгоняемыми судами, а также скорость встречного или обгоняемого судна, можно определить скорость своего судна или, наоборот, по своей скорости рассчитать скорость встречного или обгоняемого состава. |
Обозначим: S — расстояние между судами, v1 — скорость нашего судна, v2 — скорость встречного или обгоняемого судна, t — время сближения. Тогда
В этой формуле знак плюс «+» берется для случая встречи судов, а знак минус (—) — обгона.
При обгоне судов относительная скорость сближения равна разности скоростей, а при встречах—сумме скоростей обоих судов. Другими словами, в первом случае обгоняемое судно как бы стоит на месте, а обгоняющее идет со скоростью, равной разности их скоростей. Во втором — одно из судов как бы стоит, а другое идет со скоростью, равной сумме скоростей обоих судов.
Во время плавания приведенная формула имеет ограниченное применение и может быть использована лишь в частных случаях. Поэтому определение скорости, а также времени и расстояния, проходимых судами при встречах и обгонах, может быть произведено по универсальной номограмме Д. К. Землянов-ского (рис. 80). Она проста в использовании, применима в судовых условиях и позволяет быстро решить любую задачу без промежуточных расчетов, при условии, что суда движутся одинаковыми или параллельными курсами.
Номограмма имеет три шкалы, причем каждая из них для удобства — двойную размерность. Правило пользования номограммой понятно по ее ключу. Например, между теплоходом, идущим со скоростью 20 км/ч, и толкаемым составом в момент подачи сигналов на расхождение расстояние равно 2,5 км. Требуется определить скорость состава, если время сближения равно 300 с.
Для определения скорости толкача прикладывают линейку (карандаш, лист бумаги, нитку) на верхней шкале к отметке 300 с(см. рис. 80), а на средней — к отметке 2,5 км. Ответ читают на нижней шкале — 30 км/ч. Это — совместная скорость сближения, следовательно, скорость толкача 10 км/ч.
Как известно, в судовых условиях при плавании по внутренним водным путям зачастую нет возможности выполнять даже несложные арифметические рас.
Рис. 80. Номограмма для определения скорости движения судна, времени и расстояния, проходимых судами при встречах и обгонах
четы. Поэтому номограмма может быть использована для решения задач о времени и пути при встречах и обгонах судов.
Покажем способы расчета по номограмме на примерах. Судоводители не должны стремиться к получению слишком точных величин, например десятых долей метра и секунды. При больших значениях расстояний вполне допустимо округление получаемых значении до сотни метров, при малых — до десятка или до метра.
Пример l. Скорость двух встречных сухогрузных теплоходов: идущего вниз— 23 км/ч, идущего вверх — 15 км/ч. Расстояние между судами 1,5 км. Следует определить время и расстояние, проходимые теплоходами до встречи.
Решение. Сумма скоростей теплоходов составит 38 км/ч. Находим на нижней шкале точку с отметкой 38 км и прикладываем к ней линейку. Другой конец линейки прикладываем к отметке 1500 м на шкале расстояний, а ответ читаем на верхней шкале — 140 с.
Скорость сверху идущего теплохода 23 км/ч. Прикладываем линейку на нижней шкале к отметке 23 км, а другой конец линейки к отметке 140 с, ответ читаем на шкале расстояний — 900 м. Тогда путь, проходимый снизу идущим теплоходом, равен 600 м.
Пример 2. Состав длиной 150 м, идущий вверх со скоростью 8 км/ч, с расстояния 300 м, давая отмашку, начинает обгонять грузовой теплоход длиной 50 м, который идет со скоростью 14 км/ч. Рассчитать полное время и расстояние обгона.
Решение, Полное расстояние, т. е. с учетом длин теплохода и состава, равно 500 м (300 + 150 4" 50 = 500 м). Разница в скоростях составляет 5 км/ч.
Для определения времени один конец линейки прикладываем на левой шкале к отметке 6 км/ч, а середину линейки к отметке 500 м на шкале расстояний. Ответ читаем на верхней шкале — 320 с. Полное расстояние, проходимое обгоняющим теплоходом с начала отмашки, равно произведению его скорости на время обгона. По номограмме это определяется уже известным способом. Конец линейки прикладываем к отметке 14 км/ч, а правый конец к отметке времени 320 с. Ответ читаем на средней шкале — 1250 м.
Как видно из приведенных примеров, с помощью номограммы можно легко и просто решать любые задачи по расхождению и обгону судов, находясь непосредственно на судне.
С помощью РЛС. Для определения скорости движения наибольшее применение из числа технических средств находят радиолокаторы. На экране РЛС имеются неподвижные круги дальности (НКД), с помощью которых можно определять расстояния. Некоторые РЛС имеют подвижные круги дальности (ПКД), с помощью которых еще удобнее измерять расстояния. Измерив по какому-либо предмету с помощью РЛС пройденное расстояние и заметив время, рассчитывают скорость движения.
По навигационной карте или по справочнику. В этом случае по карте или справочнику определяют пройденное расстояние, а по часам—время. Путем деления длины пройденного участка на время вычисляют скорость движения. Этот способ наиболее распространен при плавании на речных судах.