Карты внутренних водных путей
При построении географических карт изображение земной поверхности искажается. В результате масштаб изображения у карт в разных местах получается неодинаковым и изображение становится разномасштабным. Поэтому на картах различают главный и частные масштабы. Для измерений на мелкомасштабной карте необходимо знать оба масштаба.
Учитывая величину земного шара, для решения практических задач можно без ощутимой погрешности некоторую ограниченную часть земной поверхности принять за плоскую и проектировать ее без учета сферичности. В этом случае длина и ширина участка не должны превышать 80—100км. Такое ограниченное в размерах изображение земной поверхности без учета ее сферичности называется планом.
Планы в основном относятся к группе топографических карт. Иногда изображения земной поверхности, составленные как .планы, называют картами. В частности, рассматриваемые ниже навигационные карты являются фактически планами участков водного пути.
Из определений понятий плана и карты видно, что основное их различие состоит в масштабах. На плане изображение местности дано в одном и том же заданном масштабе, а на карте — разномасштабно.
Топографические карты СССР составляют в масштабах от 1 : 10 000 до l : 500 000. Получающиеся при этом искажения практически незаметны, поэтому масштаб такой карты считается постоянным в любой его части и по любому направлению. Для планов (карт) рек чаще используют масштабы 1 : 10 000 и l : 25 000. Карта или план должны характеризовать рельеф и дать возможность определить превышение одних точек местности над другими. Рельеф поверхности Земли на планах передается так называемыми горизонталями. При изображении водоемов применяют изобаты.
Главная и необходимая ситуация на местности, например населенные пункты, растительность, железные дороги, овраги и т. д., показывают на планах условными знаками.
Для плавания по внутренним водным путям составляют карты внутренних водных путей— изображение участка внутреннего водного пути и прилегающей полосы берега, составленное на основе гидрографических работ. Для второстепенных водных путей, например для притоков с нерегулярным судоходством, издают схемы судового хода. Карты внутренних водных путей называют также навигационными картами.
Для плавания по крупным озерам и устьям рек, впадающим в моря, используются навигационные морские карты — карты, главным содержанием которых являются элементы навигационно-гидрографической обстановки. Навигационные карты по своему содержанию представляют схематизированный вид водного пути. Их составляют на основе исходного материала: топографических карт, аэрофотосъемки, изысканий, промеров планов перекатов и т. д. Карты могут иметь различную степень подробности изображения участков, разные краски для показа глубин, различные условные обозначения и т. д.
Карты, сброшюрованные в альбомы, содержат обычно такие части: титульный лист (где указывают наименование участка реки, для которого составлена карта, масштаб, издателя и год издания); предисловие или введение (содержат сведения о материалах, использованных при составлении карты, сведения об уровнях, глубинах, масштабах и т. д.); условные обозначения знаков (нарисованные знаки с их словесным объяснением); схемы расположения листов карты (приводятся в мелком масштабе изображение контуров русла и нумерация листов карты); листы карты (урезы воды, соответствующие проектному уровню, изобаты, ось судового хода или фарватера, с разбивкой на километры, сооружения и постройки, навигационные препятствия, знаки судоходной обстановки, направление магнитного меридиана, расположение и направление неправильных течений, описание судового хода с рекомендациями для плавания и т. д.).
На некоторых картах приводят дополнительные сведения о гидрологических особенностях, физических условиях навигации, а также планы трудных перекатов в крупном масштабе, рисунки и фотографии приметных ориентиров.
Атласы Единой глубоководной системы европейской части РСФСР включают в себя следующее:
лист для учета корректуры (где указывают основания для корректировки атласов, дату корректирования, исполнителя); предисловие (сведения об участке, входящем в данный том, виде проекции, масштабе, -Глубинах, пункте начала отсчета километража, годе составления атласа и др.); навигационно-гидрологический очерк (общие сведения об участке плавания, габаритах пути, затруднительных для судоходства местах, судоходной обстановке, шлюзах, портах и рейдах, местах и видах комплексного обслуживания флота); гидрометеорологические сведения (данные о ветре и волнении, туманах и осадках, течении, ледовом режиме); алфавитный указатель и лист условных обозначений; схему расположения томов атласов; листы атласов, имеющие желтый фон (белой и голубой красками изображен судовой ход с прилегающей местностью, даны знаки судоходной обстановки, словесные предупреждения судоводителям, описания портов, берегов, и др.); лоцийные сведения и данные об укрытиях на водохранилищах.
Карты низовьев рек, впадающих в море (например, Енисея и Северной Двины),составляют в меркаторской проекции. Они представляют собой большие отдельные листы светло-желтого фона, ограниченные рамкой. Русло реки рисуется светло-голубой краской. Границы судового хода, показываемого белым цветом, обозначают штрих-пунктиром, ось судового хода (фарватер) — сплошной черной линией. У каждого прямого участка фарватера надписывают значение истинного курса для движения вверх и вниз по течению (например, 190° — 10°, 218, 9° — 38, 9° и т. д.). Глубины обозначают цифрами, расположенными по всему руслу с определенной частотой, род грунта — буквами. Знаки обстановки показывают такими же условными обозначениями, как и на морских картах, границы перекатов — пунктиром со стрелками. На свободных местах карты приводят сведения о масштабе по определенной параллели, магнитном склонении и его годовом изменении, данные о приведении глубин к определенному уровню и т. д.
Карты водохранилищ могут быть составлены в проекции Гаусса (Цимлянское, Кременчугское водохранилища), ориентированы вертикальной рамкой полистанному меридиану (Куйбышевское, Горьковское, Братское, Иркутское водохранилища), а также составлены в меркаторской проекции (Рыбинское водохранилище). Эти карты имеют титульный лист, предисловие, лист условных обозначений и схему расположения листов карты. У некоторых карт дополнительно приводятся таблицы силы ветра по румбам, графики и таблицы характерных уровней воды, сведения о длительности навигации и судоходной обстановке, о порядке движения судов по трассам, о режиме огней освещаемых знаков навигационной обстановки и т. д.
На листах карты, где изображается водная площадь (дается обычно в нескольких красках), показывают: урезы воды при проектном или нормальном подпорном уровне (НПУ), принятом за нуль карты;
изобаты минимального навигационного и минимального зимнего уровней; цифры, показывающие глубины; русла рек, старые озера, протоки, затопленные острова, пашни (пунктиром), старые судовые ходы трассы, обозначенные сплошными или пунктирными линиями (иногда у трассы надписывают ее азимут и протяженность). Рельеф берегов на картах обозначают при помощи горизонталей, а навигационную обстановку, сооружения и опасности — условными знаками.
На свободных местах листов карты помещают рекомендации по проводке судов, розы ветров, фотографии и рисунки приметных ориентиров, дают пункты отстоя для ветров определенных направлений, схемы расчета ориентирного угла. Некоторые карты имеют так называемые врезки, которые представляют собой такого же формата листы альбома, где приведены в крупном масштабе планы портов-убежищ, розы ветров и описание убежищ.
Карты крупных озер (например, Байкала, Ладожского, Онежского) составляют в меркаторской проекции. Карты меньших озер издают в проекции Гаусса. Карты озер Ладожского и Онежского имеют общий стандартный вид меркаторских карт.
Атлас озера Байкал (прибрежная часть) включает: введение, общие сведения (краткие гидрометеорологические данные, навигационная судоходная обстановка, описание пассажирских пристаней);
условные обозначения к листам альбома, схему расположения листов карты озёра, листы прибрежной зоны озера (где также дают описания заливов, якорных стоянок и укрытий, мерных линий и др.); приложения (здесь в крупном масштабе изображаются планы рейдов и бухт).