Назначение и виды судоходной обстановки

Судоходная обстановка представляет собой систему навигационных знаков и предназначена для обеспечения на внутренних водных путях условий для безопасного и бесперебойного плавания судов, судовых и плотовых составов.

Судоходная обстановка служит для следующих целей:

указания направления и кромок судового хода на реках, водохра­нилищах, озерах и каналах;

указания пролетов мостов, предназначенных для движения судов и проводки плотов;

показа мест свальных течений и участков пути, на которых судо­водители должны принимать меры предосторожности (узкостей, кру­тых поворотов, перекатов и т. п.);

обозначения пересечения судового хода подводными и надводными сооружениями (кабелями, трубопроводами, дюкерами, линиями связи и электропередачи);

указания границ рейдов;

ограждения подходов к портам и пристаням, к судопропускным со­оружениям (шлюзам, судоподъемникам и судоходным пролетам раз­борных плотин);

регулирования движения на засемофоренных участках пути;

информации судоводителей о габаритах судового хода.

Навигационные знаки судоходной обстановки подразделяются на следующие две группы:

береговые знаки, в состав которых входят знаки ограж­дения судовых ходов и информационные знаки; эти знаки должны дей­ствовать с дня начала движения и до дня прекращения движения су­дов;

плавучие знаки, которые выставляются на водных путях не позднее чем на третий день после очищения водного пути ото льда;

они должны действовать до появления сала и шуги.

Судоходная обстановка подразделяется на освещаемую, светоотражающую и неосвещаемую.

Навигационные знаки для освещения оборудуются светосигналь­ными установками (навигационными огнями). Они должны обеспечи­вать круглосуточное движение судов. Освещение судоходной обста­новки — электрическое с применением маломощных электроламп или газосветных трубок, а также ацетиленовое. Источниками электропи­тания служат щелочные аккумуляторы или сухие гальванические эле­менты.

Для усиления силы света и сосредоточения светового потока в нужном направлении маломощные светосигнальные фонари с электри­ческими лампочками накаливания снабжают оптическими линзами и отражателями (рефлекторами).

Ацетиленовое освещение знаков обстановки используется преиму­щественно для морских устьев рек, озер и водохранилищ, где необ­ходима большая дальность видимости огней.

Для электрифицированных сигнальных огней применяются авто­маты, включающие огни с наступлением сумерек и выключающие их на рассвете; проблескаторы, поддерживающие проблесковое горение фонарей.

Светоотражающая обстановка применяется в том случае, если в ночное время проходит регулярно 1—2 судна.

Сигнальные щиты навигационных знаков или специальные надстав­ки к ним оборудуются световозвращающими пленками соответствую­щего цвета. При попадании светового пучка на поверхность световозвращающей пленки он почти полностью отражается в обратном на­правлении. Для этого идущие суда освещают знаки прожектором.

Светоотражающие навигационные знаки обеспечивают возможность плавания судам в ночное время с включенными прожекторами.

Неосвещаемая обстановка применяется на водных путях, где су­доходство развито слабо и в дневное время проходит несколько судов, а также, где не производится сплав леса в плотах.

В большинстве случаев судовые радиолокаторы плохо обнаружи­вают знаки судоходной обстановки, поэтому на вершинах стандартных знаков устанавливают уголковые пассивные радиолока­ционные отражатели. Они представляют собой обычно три диска, квадрата и т. д., скрепленных перпендикулярно друг к другу. Диаметр диска или стороны квадрата обычно равны 20—40 см. Мас­сивные радиолокационные отражатели могут иметь и другую форму и размеры.

Уголковые отражатели создают сосредоточенный пучок отражен­ных радиоволн, что способствует лучшему обнаружению знака радио­локатором.

Форма, размеры, окраска и конструкции знаков судоходной обста­новки, характеристики навигационных огней, а также технические требования на их изготовление определяются государственными обще­союзными стандартами (ГОСТ), ведомственными нормалями и типовы­ми проектами.

Знаки судоходной обстановки в большинстве случаев изготавли­ваются из дерева и металла.

В настоящее время на внутренних водных путях РСФСР исполь­зуется более 78 тыс. знаков освещаемой обстановки. Из этого числа береговые знаки составляют около 56 % и плавучие — 44 %.

В соответствии с ГОСТ 13311—74 на навигационные огни они име­ют следующие названия и характеристики.

Навигационный огонь — сигнальный огонь, приме­няемый для световой сигнализации на внутренних водных путях.

Характеристика навигационного огня —эти цвет и характер огня, т. е. чередование вспышек (проблесков) и пауз (затемнений).

Точечный — огонь, наблюдаемый как светящаяся точка.

Линейный — огонь, наблюдаемый как светящаяся линия.

Постоянный — огонь, сила света которого не меняется во времени (для неподвижного по отношению к огню наблюдателя).

Проблесковый (однопроблесковый) — огонь, длительность вспышки которого за период заметно меньше длитель­ности паузы.

Двухпроблесковый — огонь, имеющий две быстрочередующиеся вспышки за период, полная длительность которых заметно меньше длительности паузы.

Частопроблесковый — огонь, состоящий из быстро че­редующихся вспышек при длительности периода не более 1 с.

Прерывистый Частопроблесковый — огонь, со­стоящий из групп быстрочередующихся вспышек (3—7 проблесков в группе; длительность группы вспышек меньше длительности пауз).

Затмевающийся — огонь, длительность вспышки которо­го за период заметно больше длительности паузы.

Приняты следующие условные обозначения огней: постоянный — кружок цвета огня; проблесковый—кружок с горизонтальной чертой;

двухпроблесковый — кружок с двумя горизонтальными чертами; частопроблесковый — кружок с наклонной чертой; прерывистый Часто­проблесковый — кружок с горизонтальной и наклонной чертами: зат­мевающийся— кружок с вертикальной чертой. (Эти условные обозна­чения используются в прил. 2).

Судовой ход ограждается плавучими знаками обстановки по одной из следующих систем.

Латеральная — система расстановки плавучих навигацион­ных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода. Систему применяют на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на подходах к морским портам.

Кардинальная — это система расстановки плавучих нави­гационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу. Применяется на морях, в мор­ских устьях и на крупных озерах.

Правый берег — это берег внутреннего водного пути, рас­положенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды (ГОСТ 23903—79). В свою очередь левый берег распола­гается слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.

На каналах, озерах и водохранилищах направление течения при­нимают условно и устанавливают в навигационных документах.

На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сто­рон обычно принимают по направлению от зоны выклинивания к пло­тине, на озерах — с учетом впадающих и вытекающих из них рек и каналов (указывают на лоцманских картах).

На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу.

Ось судового хода — это условная линия, проходящая в средней части судового хода.

Судоходная обстановка должна обеспечивать непрерывную цепь сигналов для указания направления судового хода на всем его протя­жении. Исключение составляют участки, где нет затруднительных пе­рекатов и где ширина судового хода значительно превышает гаранти­рованную. На таких участках знаки ставят для обозначения только отдельных препятствий.

Направление судового хода указывается преимущественно берего­выми знаками, являющимися основными в составе судоходной обста­новки внутренних водных путей. В качестве дополняющих береговую обстановку на некоторых участках для указания кромки судового хода устанавливают плавучие знаки.

Расстановка знаков судоходной обстановки на внутренних вод­ных путях производится по схеме, согласованной с пароходством и судоходной инспекцией и утвержденной БУПом.

Схема расстановки знаков судоходной обстановки на реках еже­годно корректируется прорабом путевых работ в межнавигационный период (такая корректировка может выполняться и в течение навига­ции).

Откорректированную схему согласовывают с представителями па­роходства и судоходной инспекции, утверждается она главным инжене­ром технического участка пути (района гидросооружений). Спорные вопросы решает БУП по согласованию с пароходством и судоходной инспекцией бассейна.

Для участков рек, где положение судового хода в периоды поло­водья и межени не меняется, составляют одну схему расстановки с указанием на ней знаков, устанавливаемых на период половодья, и знаков, добавляемых к наступлению меженного периода.

Для участков рек, где судовой ход, действующий в период поло­водья, не совпадает с меженным судовым ходом, составляют две схе­мы расстановки знаков — одну на период половодья, другую на пе­риод межени.

Переход от весенней схемы к меженной производится по мере спада воды. Информация о переходе с весенней схемы на меженную, сведе­ния об открытии судовых ходов, действующих в период половодья, и их закрытии помещают в информационных бюллетенях и путевых ли­стах.

Схема расстановки береговых и плавучих знаков судоходной об­становки должна составляться с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентировки судоводителей по впереди расположенным знакам (со знака на знак, а при освещаемой судоходной обстановке — с огня на огонь).

Судовой ход должен обозначаться береговыми и плавучими знака­ми, четко указывающими границы и ось судового хода.

Судовой ход может быть огражден только плавучими знаками на участках, где его положение относительно берегов не позволяет приме­нять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков полу­чается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей.

Основным требованием при составлении схемы расстановки знаков на период паводка является ограждение препятствий и мелких мест, затопленных островов, затопленных бровок меженных берегов, под­водных камней, огрудков, а также образующихся вследствие больших скоростей течения водоворотов и суводей.

Паводковые плавучие знаки — буи или бакены — используются для ограждения тех препятствий, установка на которых постоянных весенних знаков невозможна из-за опасности уничтожения их ледохо­дом.

Перестановку знаков судоходной обстановки на реках в течение навигации, вызываемую текущими изменениями в положении судово­го хода, производит мастер пути.

Если на перекатных участках происходит переформирование рус­ла, требующее срочного изменения схемы расстановки знаков, то пос­ле перестановки знаков об этом немедленно сообщают техническому участку пути для информации судоводителей.

На участках рек с устойчивым судовым ходом изменение утвержден­ной схемы расстановки знаков производят по согласованию с предста­вителями пароходства и судоходной инспекции. Изменения в расста­новке знаков судоходной обстановки на реках могут быть произведены также на основании решения комиссии инспекторского осмотра пути, состоящей из представителей БУП, пароходства и судоходной инспек­ции.

Сведения о всех изменениях в расстановке знаков судоходной об­становки, производимых в течение навигации, должны публиковаться в информационных бюллетенях и путевых листах. К таким изменениям относятся: открытие и закрытие временных судовых ходов и ходов по тиховодам; перенос положения судового хода (отсюда—изменение в со­ставе и расстановке знаков судоходной обстановки); прекращение дей­ствия плавучих знаков (буев и бакенов) вследствие ледовых условий.

В перечень работ, выполняемых службой обстановки на внутренних водных путях, входит следующее:

установка и эксплуатация навигационных знаков на судоходных путях, а также на акваториях портов Минречфлота и на подходах к ним;

проведение промерных и тральных работ для проверки габарит­ных размеров и чистоты судовых ходов;

удаление и ограждение обнаруженных подводных препятствий, угрожающих движению судов и плотов;

ежедневная информация судоводителей и работников эксплуата­ции речного флота о габаритах пути и условиях судоходства.

Обязанности по содержанию судоходной обстановки возложены на технические участки пути или районы гидросооружений.

Существуют две формы обслуживания судоходной обстановки:

постовая и бригадная,

Постовая — предусматривает разделение участка реки на посты протяжением 5—15 км. Работы на участке выполняют постовые рабочие (бакенщики). Постовую форму применяют в основном на ре­ках с развитым лесосплавом (Северная Двина, Вятка, Вычегда и др.).

Бригадная — состоит в том, что все работы на участке про­тяжением 50—250 км выполняет обстановочная бригада во главе с ма­стером пути. Бригада имеет в своем распоряжении обстановочный теп­лоход. Бригадный метод применяют более чем на 80% водных путей.

Работники обстановки поддерживают постоянную взаимосвязь с судами для извещения судоводителей об изменениях в составе об­становки и условиях судоходства, получения с судов сведений о сбитых или поврежденных ими плавучих знаках, а также о недостатках в со­стоянии пути и обстановки.

Сообщения с судов обычно передаются по радио. На участках рек, где имеются посты, дежурный постовой рабочий обязан выезжать к судам по их вызову для получения данных от судоводителей, а также для информации судоводителей о состоянии пути и обстановки.

По замечаниям судоводителей службой обстановки должны быть приняты необходимые меры по устранению недостатков.

При посадке на мель и других аварийных случаях мастер пути (бригадир поста) должен немедленно выехать на судно для выяснения обстоятельств происшествия и составления соответствующего акта.

Работники обстановки по просьбе судоводителей оказывают им помощь в проверке судна, когда плавучая обстановка перед ледоста­вом уже снята и движение на данном участке затруднительно. В этом случае вахтенный начальник вызывает на судно мастера пути или бри­гадира обстановочного поста.

Мастера пути и бригадиры имеют право временно закрывать для судоходства отдельные участки пути, оповещая об этом ближайшие пристани и суда. Закрытие судового хода происходит в тех случаях, когда в пределах судового хода обнаружено подводное препятствие, опасное для движения судов (камень, якорь, лот и др.) или получено сообщение о нем или в случае внезапного ухудшения состояния судо­вого хода и резкого снижения глубины и т. п.

Закрытие участка — крайняя мера, она осуществляется вывеши­ванием запретительных сигналов на ближайших к участку сигнальных мачтах или на специально установленных временных столбах.

Запретительными сигналами являются два красных конуса или два красных огня, расположенных один над другим на мачте или два-три красных буя, освещаемых красными огнями и выставленных на рас­стоянии 20—30 м друг от друга поперек судового хода. Извещение о закрытии судового хода передается также по радио.

Если обнаружено, что знак обстановки отсутствует, работники обстановочной службы обязаны принять меры к его восстановлению. Сбитый, но не поврежденный плавучий знак устанавливают вновь на свое место. На особо затруднительных перекатах, обслуживаемых по­стами, поврежденные буи и бакены подлежат немедленному восстанов­лению.

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

назначение и виды судоходной обстановки - student2.ru

До восстановления знака с помощью средств связи, имеющихся в распоряжении бригады и технического участка, судоводители, нахо­дящиеся в районе поврежденного знака, должны быть оповещены о происшедшем.

Об уничтожении или сбитии знака вахтенный начальник судна сообщает на ближайший обстановочный пост или обстановочной бри­гаде, а также в технический участок для оперативного принятия мер и предупреждения других судов, следующих по этому участку.

НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ОГНИ

Плавучие навигационные знаки при латеральной системе расста­новки и огни на них (см. прил, 2, рис. 1.1—1.11) регламентируются го­сударственными стандартами.

Кромочный у левого берега. Знак обозначает левую кромку. Окра­шивается в белый или черный цвет. Огонь—белый постоянный или проблесковый, зеленый постоянный или проблесковый.

При движении судна вниз попечению знак оставляют слева, при дви­жении вверх —справа.

Кромочный у правого берега. Обозначает правую кромку левого хода. Окрашивается в красный цвет, топовая фигура на вехе черная. Огонь — красный постоянный или проблесковый. При движении суд­на вниз знак оставляют справа, при движении вверх — слева.

Поворотный у левого берега. Обозначает крутой поворот судового хода влево на участках рек с ограниченным обзором. Окрашивается в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине. Огонь — затмевающейся зеленый или белый.

Необходимо подготовиться к повороту судового хода в сторону зна­ка — налево.

Поворотный у правого берега. Обозначает крутой поворот судово­го хода вправо на участках реки с ограниченным обзором. Окрашивает­ся в красный цвет с черной горизонтальной полосой посередине. Огонь — красный, затмевающийся.

Необходимо подготовиться к повороту судового хода в сторону знака — направо.

Стоящий на опасности (дублирующий) у левого берега. Знак обо­значает особо опасные места у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб и др.). Устанавливается у левого берега. Окрашивается в белый цвет с черными горизонтальными и четырьмя вертикальными полосами (в виде креста). Огонь—зеленый двухпро-блесковый.

К знаку приближаться нельзя, он стоит непосредственно на опас­ности.

Стоящий на опасности (дублирующий) у правого берега. Значение то же, что и предыдущего знака. Устанавливается у правого берега. Окрашивается в красный цвет с черными горизонтальной и четырьмя вертикальными полосами (в виде креста). Огонь — красный двухпро-блесковый.

К знаку приближаться нельзя, он стоит непосредственно на опас­ности.

Свальный у левого берега. Знак обозначает свальное течение, не совпадающее с направлением судового хода. Ставится у левой кромки судового хода. Верхняя часть знака окрашивается в белый цвет, ниж­няя—в черный. Огонь—зеленый прерывистый частопроблесковый.

При приближении к знаку необходимо учитывать свальное тече­ние, направленное в сторону правой кромки.

Свальный у правого берега. Значение знака то же, что и предыдуще­го. Устанавливается на правой кромке судового хода. Верхняя часть знака окрашивается в красный цвет, нижняя— в черный. Огонь—крас­ный прерывистый частопроблесковый.

При приближении к знаку необходимо учитывать свальное течение, направленное в сторону левой кромки.

Разделительный. Знак обозначает разделение судового хода. Окра­шивается шестью чередующимися вертикальными полосами черного и красного цвета. Огни парные — белые и красные постоянные про-блесковые, зеленые и красные постоянные или проблесковые, распо­ложенные вертикально.

Допускается в месте разделения судового хода устанавливать два рядом расположенных бакена — правый кромочный и левый кромоч­ный — и парные огни на них, расположенные горизонтально: белые и красные постоянные или проблесковые, зеленые и красные постоян­ные или проблесковые.

При разделении судового хода нужно выбирать тот ход, который указан в карте или лоции и который соответствует направлению дви­жения.

Осевой. Знак обозначает ось судового хода (а также его левую кром­ку). Окрашивается горизонтальными чередующимися полосами бело­го и черного цвета (5 полос). Огонь — белый двухпроблесковый.

Осевой знак всегда оставляется слева независимо от направления движения.

Поворотно-осевой. Знак обозначает поворот оси судового хода. Окрашивается горизонтальными чередующимися полосами красного и черного цвета (5 полос). Огонь — белый прерывистый частопроблес­ковый.

Необходимо своевременно подготовиться к повороту.

Плавучие навигационные знаки при кардинальной системе рас­становки (см. прил. 2, рис. 2.1—2.5). Отличительные признаки плаву­чих знаков при кардинальной системе их расстановки следующие.

Северный (нордовый). Знак ограждает опасность с юга. Окраши­вается в красный цвет. Огонь—красный проблесковый. Веха красная с красным голиком раструбом вверх на вершине шеста.

Судоводитель должен оставить этот знак к северу.

Южный (зюйдовый). Знак ограждает опасность с севера, окраши­вается в белый цвет. Огонь— белый проблесковый. Веха белая с чер­ным голиком раструбом вниз на вершине шеста.

Судоводитель должен оставить этот знак к югу.

Западный {вестовый}. Знак ограждает опасность с востока. Окраши­вается сверху в белый цвет, снизу — в красный, на поплавке четыре белые и четыре красные вертикальные полосы. Огонь — красный двух­проблесковый. Веха бело-красная с двумя красными голиками рас­трубами врозь.

Судоводитель должен оставить этот знак к западу.

Восточный (остовый}. Знак ограждает опасность с запада. Окра­шивается сверху в черный цвет, снизу — в белый. На поплавке четыре черные и четыре белые вертикальные полосы. Огонь — белый двух­проблесковый. Веха черно-белая с двумя топовыми черными фигура­ми раструбами вместе.

Судоводитель должен оставить этот знак к востоку.

Крестовый. Знак ограждает опасность небольших размеров и ус­танавливается на ней. Окрашивается белыми и красными горизонталь­ными полосами с белым крестом посредине. Огонь — зеленый проблес­ковый. Веха красно-белая. Шар на вехе — красный, крест белый.

Судоводитель может обходить этот знак со всех сторон.

Береговые навигационные знаки и огни на них (см. прил. 2, рис. 3.1—3.10) также регламентируются государственными стандартами.

Створ осевой линейный. Створ служит для обозначения оси су­дового хода. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет с чер­ной створной полосой по середине щита; на светлом фоне — в крас­ный цвет с черной или белой створной полосой посередине (черная по­лоса применяется только на больших знаках). Огни — передний и задний белые постоянные или задний проблесковый, кроме того, на левом берегу могут быть зеленые постоянные или задний проблеско­вый, на правом берегу — красные постоянные или передний постоян­ный, а задний проблесковый.

При движении по осевой полосе оси симметрии (створные полосы) переднего и заднего знаков должны быть совмещены, а огни — нахо­диться на одной вертикали.

При уклонении в сторону от осевой полосы происходит видимое смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни. В этом случае необходимо вернуться на осевую полосу, добиваясь видимого совмещения знаков или вертикального расположения огней.

Створ щелевой. Створ предназначен для обозначения положения судового хода и его кромок. Знаки окрашиваются на темном фоне в бе­лый цвет с черной створной полосой посередине щита; на светлом фо­не — в красный или черный цвет с черной или белой створной полосой посередине.

Огни передние белые постоянные, задний — белый проблесковый. Кроме того, на левом берегу могут быть передние зеленые постоянные, задний красный постоянный или зеленый проблесковый; на правом берегу — передние красные постоянные, задний зеленый постоянный или красный проблесковый.

При движении по судовому ходу (створной зоне) задний знак или огонь на нем должен находиться между передними знаками или огня­ми.

Нельзя допускать выхода судна за пределы створной зоны, когда просвет между задним знаком и одним из передних исчезает, знаки накладываются друг на друга, а огни на этих знаках сольются или окажутся на одной вертикали.

Створ кромочный. Створ предназначен для обозначения положения судового хода и его кромок. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне — в красный цвет. Огни — на левой кром­ке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на пра­вой кромке красный, передний постоянный, задний двухпроблеско­вый.

При движении по судовому ходу (створной зоне) между вертикаль­ными гранями щитов переднего и заднего знаков должен быть виден просвет, а условная линия, соединяющая огни этих знаков, должна быть наклонена в сторону судового хода. Нельзя допускать выхода судна за пределы створной зоны, когда просвет между гранями щитов исчезает, а огни находятся на одной вертикали.

Перевальный знак. Служит для обозначения направления судового хода. Окрашивается на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне — в красный. Огонь — зеленый или белый постоянные на левом берегу, красный или белый постоянные на правом берегу.

Необходимо двигаться в направлении знака.

Ходовой знак. Предназначен для обозначения судового хода, про­ходящего у берега. Окрашивается на левом берегу в белый цвет, на правом берегу - в красный. Огонь — зеленый проблесковый или зат­мевающийся на левом берегу, красный проблесковый или затмеваю­щийся на правом берегу.

Судно должно двигаться вдоль берега, на котором устанавливает­ся знак. При этом надо следить за тем, чтобы исключить влияние при­соса, а также не допустить навала на берег.

Ориентир. Знак служит для обозначения характерных мест судо­ходного пути. Окрашивается четырьмя чередующимися горизонталь­ными полосами на левом берегу черного и белого цвета, на правом бе­регу — красного и белого цвета. Огонь — на левом берегу зеленый двухпроблесковый, на правом — красный двухпроблесковый.

Знак помогает судоводителю в ориентировке и в определении свое­го местоположения.

Весенний знак. Предназначен для обозначения затопляемых бере­гов. Окрашивается на левом берегу в белый цвет, на правом — в крас­ный. Огонь — на левом берегу зеленый постоянный, на правом бе­регу — красный постоянный.

В период половодья необходимо строго придерживаться судового хода, обозначенного весенними знаками.

Указатель оси судоходных пролетов мостов. Знаки и огни устанав­ливаются на фермах неразводного моста по оси судового хода и обо­значают судоходный пролет: для судов и составов, следующих снизу, знак представляет собой квадратный щит; для судов и составов, сле­дующих сверху, — щит в форме ромба; для плотовых составов — круг­лый щит; для маломерных судов — треугольный щит. Знак окраши­вается на темном фоне в белый цвет, на светлом — в красный. Огни

— для судов и составов два красных постоянных в виде створа, для плотовых составов — два зеленых постоянных в виде створа.

Необходимо следовать в ходовой пролет моста, обозначенный со­ответствующим знаком.

Огни-указатели высоты судоходного пролета моста. Огни уста­навливаются на опорах моста или по кромкам судового хода, проходя­щего под мостом, и обозначают: два зеленых постоянных огня — высо­ту судоходного пролета моста менее 10 м; три зеленых постоянных — высоту от 10 до 15 м; четыре зеленых постоянных — высоту свыше 15 м.

При подходе к мосту надо проверить соответствие высоты судна высоте судоходного пролета моста.

Путевой огонь на каналах. Знак устанавливается на бермах от­косов через определенные интервалы и обозначает в ночное время бе­рега судоходного канала. Огонь — на левом берегу зеленый постоян­ный, на правом берегу — красный постоянный.

При прохождении судоходных каналов необходимо ориентировать­ся путевыми огнями.

Информационные знаки и огни на них. Информационные знаки подразделяются на три группы.

Запрещающие (см. прил. 2, рис. 4.1.1.—4.1.7). Знаки имеют круглый силуэт сигнального щита. Поле щита белое, окантовка и диа­гональная полоса — красные, символ — черный. Огонь — желтый частопроблесковый.

Знаки запрещают определенные маневры судов и действия судово­дителей.

Предупреждающие и предписывающие (см. прил. 2, рис. 4.2.1—4.2.6). Знаки имеют прямоугольный силу­эт сигнального щита. Поле щита белое, окантовка — красная, символ (цифры) — черный. Огонь — желтый однопроблесковый.

Знаки предупреждают о состоянии (особенностях) участка судоход­ного пути и предписывают определенные маневры и действия судово­дителям.

Указательные (см. прил. 2, рис. 4.3.1—4.3.7). Знаки имеют треугольный силуэт сигнального щита. Поле щита белое, символ (циф­ры или буквы) — черные (за исключением знака поста службы обста­новки судоходного пути, где он красный). Огонь — желтый (характер горения и конкретные случаи применения устанавливаются органа­ми, регулирующими судоходство).

Знак предназначен для передачи определенной навигационной ин­формации.

При необходимости уточнения, ограничения или усиления дейст­вия информационных знаков допускается применение дополнительных щитов прямоугольного силуэта, которые устанавливают ниже сигналь­ного щита. На дополнительном щите может быть указана зона дейст­вия знака в метрах, время действия знака в часах и т. п. (например, дополнительный щит с числом 800 на знаке «Внимание!» уточняет зону действия знака — от знака в сторону движения на 800 м).

Допускается использование как варианта на знаке «Якоря не бро Сать!» (Подводный переход)» двух желтых постоянных огней, распо­ложенных по вертикали, на знаке «Соблюдать надводный габарит! (Высота ограничена)» двух желтых постоянных огней, расположенных по горизонтали.

Запрещающие знаки

)1коря не бросать\ (Подводный переход). Знак применяется для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты. Устанавливаются попарно в виде створа или по одному на расстоянии 100 м выше и ниже оси перехода (группы переходов) или непосредственно на оси перехода.

Расхождение и обгон составов запрещены! Знак предназначен для обозначения участка судового хода, где невозможны обгон и расхож­дение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м. Уста­навливается в 1.500 м выше и в 500 м и ниже огряждаемого участка.

При подходе к знаку выйти на радиосвязь и ожидать прохода круп­ногабаритного судна или состава по ограждаемому участку.

Расхождение и обгон запрещены! Знак предназначен для обозначе­ния участка судового хода, где обгон и расхождение судов невозмож­ны. Устанавливается в 1500 м выше и в 500 м ниже ограждаемого уча­стка.

При подходе к знаку выйти на радиосвязь и выяснить возможность захода на участок.

Не создавать волнения! Знак применяется для обозначения участ­ков водного пути, где запрещено создавать волнение (у пассажирских дебаркадеров, купален, заправочных и лодочных станций и др.) и водоизмещающие суда должны снизить скорость. Устанавливаются в 500 м выше и 300 м ниже ограждаемого участка. Допускается установ­ка одного знака перед небольшим сооружением или непосредственно на нем.

При подходе к знаку не разводить волну и, если необходимо, уменьшить ход судна.

Стоянка и швартовка запрещены! Знак предназначен для обозна­чения акватории, где стоянка и швартовка судов запрещены. Уста­навливается на границах ограждаемого участка или в его середине. В этом случае зона действия знака — 150 м выше и ниже места его установки.

В зоне действия знака стоянка и швартовка судов запрещены.

Движение мелких плавсредств запрещено! Знак применяется для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение мел­ких плавсредств (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.). Устанавливается на границах ограждаемого участка или же в сере­дине участка. В последнем случае зона действия знака —300 м выше и.300 м ниже места его установки.

В зоне действия знака категорически запрещается движение мел­ких плавсредств.

Семафор. Знак применяется для обозначения участков с односто­ронним (поочередным) движением судов, а также на наплавных мо­стах для регулирования движения через их разведенные части. Знак состоит из двух сигнальных фигур — треугольного и прямоугольно­го силуэтов, вывешивается на ноке реи семафорной мачты. Фигуры окрашиваются так: прямоугольная — в черный, треугольная — в крас­ный цвет. Огни постоянные (см. прил. 2) в варианте l — верхний зе­леный, нижний красный; в варианте 2 — верхний красный, нижний зеленый; в варианте 3 — оба красные.

При подходах к семафору при сигналах: в варианте l — ход от­крыт для судов, следующих сверху; в варианте 2 —для судов, следую­щих снизу; в варианте 3 — ход закрыт снизу и сверху.

Предупреждающие и предписывающие знаки

Внимание! (Соблюдать осторожность!). Знак применяется для обозначения участков судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность. Знаки устанавливаются в 1500 м выше и 500 м ниже границ ограждаемого участка.

При подходе к знаку, если это предусмотрено местными правилами плавания, следует подать звуковой сигнал или выйти на радиосвязь. В зоне действия знака соблюдать особую осторожность, при необхо­димости сбавить ход.

Пересечение судового хода. Знак применяется для обозначения мест пересечения судового хода судовыми и паромными переправами. Зна­ки устанавливаются в 1 500 м выше и в 500 м ниже переправы или груп­пы переправ.

В зоне действия знака необходимо повысить внимание, при необ­ходимости сбавить ход.

Скорость ограничена! Знак применяется для обозначения участ­ков судоходного пути, где водоизмещающие суда должны снизить ско­рость (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимально допустимую скорость хода (в километрах в час). Устанавливается в 15QO м выше и 500 м ниже границ ограж­даемого участка.

При прохождении знака водоизмещающим судам необходимо~сни-зить скорость до указанной величины.

Подготовиться к повороту направо! Знак применяется для обоз­начения непросматриваемого поворота судового хода направо, где имеется опасность несвоевременного обнаружения встречного судна. Устанавливается в 1500 м выше и 500 м ниже начала поворота.

Подготовиться к повороту направо, выйти на радиосвязь, устано­вить возможность беспрепятственного прохода участка пути.

Подготовиться к повороту налево! Знак применяется для обозна­чения непросматриваемого поворота судового хода налево, где имеет­ся опасность несвоевременного обнаружения встречного судна. Уста­навливается в 1500 м выше и 500 м нижр.,нячяля поворота.

Подготовиться к повороту налево, выйти на радиосвязь, устано­вить возможность беспрепятственного прохода по участку.

Соблюдать надводный габарит! (Высота ограничена). Знак приме­няется для обозначения надводного перехода, где ограничена высота. Цифра показывает высоту перехода или судоходного пролета моста от проектного уровня воды (в метрах).

При подходе к переходу, мосту, обозначенному знаком, необходимо проверить высоту судна, положить, если нужно, мачты, стрелы. Осуществлять проводку нужно осторожно.

Указательные знаки

Место оборота судов. Знак применяется для обозначения участка рейдов, где наиболее безопасно производить обороты судов. Зона дей­ствия знака — 300 м выше и 300 м ниже места его установки (от берега

Наши рекомендации