Назначение и виды судоходной обстановки
Судоходная обстановка представляет собой систему навигационных знаков и предназначена для обеспечения на внутренних водных путях условий для безопасного и бесперебойного плавания судов, судовых и плотовых составов.
Судоходная обстановка служит для следующих целей:
указания направления и кромок судового хода на реках, водохранилищах, озерах и каналах;
указания пролетов мостов, предназначенных для движения судов и проводки плотов;
показа мест свальных течений и участков пути, на которых судоводители должны принимать меры предосторожности (узкостей, крутых поворотов, перекатов и т. п.);
обозначения пересечения судового хода подводными и надводными сооружениями (кабелями, трубопроводами, дюкерами, линиями связи и электропередачи);
указания границ рейдов;
ограждения подходов к портам и пристаням, к судопропускным сооружениям (шлюзам, судоподъемникам и судоходным пролетам разборных плотин);
регулирования движения на засемофоренных участках пути;
информации судоводителей о габаритах судового хода.
Навигационные знаки судоходной обстановки подразделяются на следующие две группы:
береговые знаки, в состав которых входят знаки ограждения судовых ходов и информационные знаки; эти знаки должны действовать с дня начала движения и до дня прекращения движения судов;
плавучие знаки, которые выставляются на водных путях не позднее чем на третий день после очищения водного пути ото льда;
они должны действовать до появления сала и шуги.
Судоходная обстановка подразделяется на освещаемую, светоотражающую и неосвещаемую.
Навигационные знаки для освещения оборудуются светосигнальными установками (навигационными огнями). Они должны обеспечивать круглосуточное движение судов. Освещение судоходной обстановки — электрическое с применением маломощных электроламп или газосветных трубок, а также ацетиленовое. Источниками электропитания служат щелочные аккумуляторы или сухие гальванические элементы.
Для усиления силы света и сосредоточения светового потока в нужном направлении маломощные светосигнальные фонари с электрическими лампочками накаливания снабжают оптическими линзами и отражателями (рефлекторами).
Ацетиленовое освещение знаков обстановки используется преимущественно для морских устьев рек, озер и водохранилищ, где необходима большая дальность видимости огней.
Для электрифицированных сигнальных огней применяются автоматы, включающие огни с наступлением сумерек и выключающие их на рассвете; проблескаторы, поддерживающие проблесковое горение фонарей.
Светоотражающая обстановка применяется в том случае, если в ночное время проходит регулярно 1—2 судна.
Сигнальные щиты навигационных знаков или специальные надставки к ним оборудуются световозвращающими пленками соответствующего цвета. При попадании светового пучка на поверхность световозвращающей пленки он почти полностью отражается в обратном направлении. Для этого идущие суда освещают знаки прожектором.
Светоотражающие навигационные знаки обеспечивают возможность плавания судам в ночное время с включенными прожекторами.
Неосвещаемая обстановка применяется на водных путях, где судоходство развито слабо и в дневное время проходит несколько судов, а также, где не производится сплав леса в плотах.
В большинстве случаев судовые радиолокаторы плохо обнаруживают знаки судоходной обстановки, поэтому на вершинах стандартных знаков устанавливают уголковые пассивные радиолокационные отражатели. Они представляют собой обычно три диска, квадрата и т. д., скрепленных перпендикулярно друг к другу. Диаметр диска или стороны квадрата обычно равны 20—40 см. Массивные радиолокационные отражатели могут иметь и другую форму и размеры.
Уголковые отражатели создают сосредоточенный пучок отраженных радиоволн, что способствует лучшему обнаружению знака радиолокатором.
Форма, размеры, окраска и конструкции знаков судоходной обстановки, характеристики навигационных огней, а также технические требования на их изготовление определяются государственными общесоюзными стандартами (ГОСТ), ведомственными нормалями и типовыми проектами.
Знаки судоходной обстановки в большинстве случаев изготавливаются из дерева и металла.
В настоящее время на внутренних водных путях РСФСР используется более 78 тыс. знаков освещаемой обстановки. Из этого числа береговые знаки составляют около 56 % и плавучие — 44 %.
В соответствии с ГОСТ 13311—74 на навигационные огни они имеют следующие названия и характеристики.
Навигационный огонь — сигнальный огонь, применяемый для световой сигнализации на внутренних водных путях.
Характеристика навигационного огня —эти цвет и характер огня, т. е. чередование вспышек (проблесков) и пауз (затемнений).
Точечный — огонь, наблюдаемый как светящаяся точка.
Линейный — огонь, наблюдаемый как светящаяся линия.
Постоянный — огонь, сила света которого не меняется во времени (для неподвижного по отношению к огню наблюдателя).
Проблесковый (однопроблесковый) — огонь, длительность вспышки которого за период заметно меньше длительности паузы.
Двухпроблесковый — огонь, имеющий две быстрочередующиеся вспышки за период, полная длительность которых заметно меньше длительности паузы.
Частопроблесковый — огонь, состоящий из быстро чередующихся вспышек при длительности периода не более 1 с.
Прерывистый Частопроблесковый — огонь, состоящий из групп быстрочередующихся вспышек (3—7 проблесков в группе; длительность группы вспышек меньше длительности пауз).
Затмевающийся — огонь, длительность вспышки которого за период заметно больше длительности паузы.
Приняты следующие условные обозначения огней: постоянный — кружок цвета огня; проблесковый—кружок с горизонтальной чертой;
двухпроблесковый — кружок с двумя горизонтальными чертами; частопроблесковый — кружок с наклонной чертой; прерывистый Частопроблесковый — кружок с горизонтальной и наклонной чертами: затмевающийся— кружок с вертикальной чертой. (Эти условные обозначения используются в прил. 2).
Судовой ход ограждается плавучими знаками обстановки по одной из следующих систем.
Латеральная — система расстановки плавучих навигационных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода. Систему применяют на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на подходах к морским портам.
Кардинальная — это система расстановки плавучих навигационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу. Применяется на морях, в морских устьях и на крупных озерах.
Правый берег — это берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды (ГОСТ 23903—79). В свою очередь левый берег располагается слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.
На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимают условно и устанавливают в навигационных документах.
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон обычно принимают по направлению от зоны выклинивания к плотине, на озерах — с учетом впадающих и вытекающих из них рек и каналов (указывают на лоцманских картах).
На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу.
Ось судового хода — это условная линия, проходящая в средней части судового хода.
Судоходная обстановка должна обеспечивать непрерывную цепь сигналов для указания направления судового хода на всем его протяжении. Исключение составляют участки, где нет затруднительных перекатов и где ширина судового хода значительно превышает гарантированную. На таких участках знаки ставят для обозначения только отдельных препятствий.
Направление судового хода указывается преимущественно береговыми знаками, являющимися основными в составе судоходной обстановки внутренних водных путей. В качестве дополняющих береговую обстановку на некоторых участках для указания кромки судового хода устанавливают плавучие знаки.
Расстановка знаков судоходной обстановки на внутренних водных путях производится по схеме, согласованной с пароходством и судоходной инспекцией и утвержденной БУПом.
Схема расстановки знаков судоходной обстановки на реках ежегодно корректируется прорабом путевых работ в межнавигационный период (такая корректировка может выполняться и в течение навигации).
Откорректированную схему согласовывают с представителями пароходства и судоходной инспекции, утверждается она главным инженером технического участка пути (района гидросооружений). Спорные вопросы решает БУП по согласованию с пароходством и судоходной инспекцией бассейна.
Для участков рек, где положение судового хода в периоды половодья и межени не меняется, составляют одну схему расстановки с указанием на ней знаков, устанавливаемых на период половодья, и знаков, добавляемых к наступлению меженного периода.
Для участков рек, где судовой ход, действующий в период половодья, не совпадает с меженным судовым ходом, составляют две схемы расстановки знаков — одну на период половодья, другую на период межени.
Переход от весенней схемы к меженной производится по мере спада воды. Информация о переходе с весенней схемы на меженную, сведения об открытии судовых ходов, действующих в период половодья, и их закрытии помещают в информационных бюллетенях и путевых листах.
Схема расстановки береговых и плавучих знаков судоходной обстановки должна составляться с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентировки судоводителей по впереди расположенным знакам (со знака на знак, а при освещаемой судоходной обстановке — с огня на огонь).
Судовой ход должен обозначаться береговыми и плавучими знаками, четко указывающими границы и ось судового хода.
Судовой ход может быть огражден только плавучими знаками на участках, где его положение относительно берегов не позволяет применять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков получается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей.
Основным требованием при составлении схемы расстановки знаков на период паводка является ограждение препятствий и мелких мест, затопленных островов, затопленных бровок меженных берегов, подводных камней, огрудков, а также образующихся вследствие больших скоростей течения водоворотов и суводей.
Паводковые плавучие знаки — буи или бакены — используются для ограждения тех препятствий, установка на которых постоянных весенних знаков невозможна из-за опасности уничтожения их ледоходом.
Перестановку знаков судоходной обстановки на реках в течение навигации, вызываемую текущими изменениями в положении судового хода, производит мастер пути.
Если на перекатных участках происходит переформирование русла, требующее срочного изменения схемы расстановки знаков, то после перестановки знаков об этом немедленно сообщают техническому участку пути для информации судоводителей.
На участках рек с устойчивым судовым ходом изменение утвержденной схемы расстановки знаков производят по согласованию с представителями пароходства и судоходной инспекции. Изменения в расстановке знаков судоходной обстановки на реках могут быть произведены также на основании решения комиссии инспекторского осмотра пути, состоящей из представителей БУП, пароходства и судоходной инспекции.
Сведения о всех изменениях в расстановке знаков судоходной обстановки, производимых в течение навигации, должны публиковаться в информационных бюллетенях и путевых листах. К таким изменениям относятся: открытие и закрытие временных судовых ходов и ходов по тиховодам; перенос положения судового хода (отсюда—изменение в составе и расстановке знаков судоходной обстановки); прекращение действия плавучих знаков (буев и бакенов) вследствие ледовых условий.
В перечень работ, выполняемых службой обстановки на внутренних водных путях, входит следующее:
установка и эксплуатация навигационных знаков на судоходных путях, а также на акваториях портов Минречфлота и на подходах к ним;
проведение промерных и тральных работ для проверки габаритных размеров и чистоты судовых ходов;
удаление и ограждение обнаруженных подводных препятствий, угрожающих движению судов и плотов;
ежедневная информация судоводителей и работников эксплуатации речного флота о габаритах пути и условиях судоходства.
Обязанности по содержанию судоходной обстановки возложены на технические участки пути или районы гидросооружений.
Существуют две формы обслуживания судоходной обстановки:
постовая и бригадная,
Постовая — предусматривает разделение участка реки на посты протяжением 5—15 км. Работы на участке выполняют постовые рабочие (бакенщики). Постовую форму применяют в основном на реках с развитым лесосплавом (Северная Двина, Вятка, Вычегда и др.).
Бригадная — состоит в том, что все работы на участке протяжением 50—250 км выполняет обстановочная бригада во главе с мастером пути. Бригада имеет в своем распоряжении обстановочный теплоход. Бригадный метод применяют более чем на 80% водных путей.
Работники обстановки поддерживают постоянную взаимосвязь с судами для извещения судоводителей об изменениях в составе обстановки и условиях судоходства, получения с судов сведений о сбитых или поврежденных ими плавучих знаках, а также о недостатках в состоянии пути и обстановки.
Сообщения с судов обычно передаются по радио. На участках рек, где имеются посты, дежурный постовой рабочий обязан выезжать к судам по их вызову для получения данных от судоводителей, а также для информации судоводителей о состоянии пути и обстановки.
По замечаниям судоводителей службой обстановки должны быть приняты необходимые меры по устранению недостатков.
При посадке на мель и других аварийных случаях мастер пути (бригадир поста) должен немедленно выехать на судно для выяснения обстоятельств происшествия и составления соответствующего акта.
Работники обстановки по просьбе судоводителей оказывают им помощь в проверке судна, когда плавучая обстановка перед ледоставом уже снята и движение на данном участке затруднительно. В этом случае вахтенный начальник вызывает на судно мастера пути или бригадира обстановочного поста.
Мастера пути и бригадиры имеют право временно закрывать для судоходства отдельные участки пути, оповещая об этом ближайшие пристани и суда. Закрытие судового хода происходит в тех случаях, когда в пределах судового хода обнаружено подводное препятствие, опасное для движения судов (камень, якорь, лот и др.) или получено сообщение о нем или в случае внезапного ухудшения состояния судового хода и резкого снижения глубины и т. п.
Закрытие участка — крайняя мера, она осуществляется вывешиванием запретительных сигналов на ближайших к участку сигнальных мачтах или на специально установленных временных столбах.
Запретительными сигналами являются два красных конуса или два красных огня, расположенных один над другим на мачте или два-три красных буя, освещаемых красными огнями и выставленных на расстоянии 20—30 м друг от друга поперек судового хода. Извещение о закрытии судового хода передается также по радио.
Если обнаружено, что знак обстановки отсутствует, работники обстановочной службы обязаны принять меры к его восстановлению. Сбитый, но не поврежденный плавучий знак устанавливают вновь на свое место. На особо затруднительных перекатах, обслуживаемых постами, поврежденные буи и бакены подлежат немедленному восстановлению.
До восстановления знака с помощью средств связи, имеющихся в распоряжении бригады и технического участка, судоводители, находящиеся в районе поврежденного знака, должны быть оповещены о происшедшем.
Об уничтожении или сбитии знака вахтенный начальник судна сообщает на ближайший обстановочный пост или обстановочной бригаде, а также в технический участок для оперативного принятия мер и предупреждения других судов, следующих по этому участку.
НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ОГНИ
Плавучие навигационные знаки при латеральной системе расстановки и огни на них (см. прил, 2, рис. 1.1—1.11) регламентируются государственными стандартами.
Кромочный у левого берега. Знак обозначает левую кромку. Окрашивается в белый или черный цвет. Огонь—белый постоянный или проблесковый, зеленый постоянный или проблесковый.
При движении судна вниз попечению знак оставляют слева, при движении вверх —справа.
Кромочный у правого берега. Обозначает правую кромку левого хода. Окрашивается в красный цвет, топовая фигура на вехе черная. Огонь — красный постоянный или проблесковый. При движении судна вниз знак оставляют справа, при движении вверх — слева.
Поворотный у левого берега. Обозначает крутой поворот судового хода влево на участках рек с ограниченным обзором. Окрашивается в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине. Огонь — затмевающейся зеленый или белый.
Необходимо подготовиться к повороту судового хода в сторону знака — налево.
Поворотный у правого берега. Обозначает крутой поворот судового хода вправо на участках реки с ограниченным обзором. Окрашивается в красный цвет с черной горизонтальной полосой посередине. Огонь — красный, затмевающийся.
Необходимо подготовиться к повороту судового хода в сторону знака — направо.
Стоящий на опасности (дублирующий) у левого берега. Знак обозначает особо опасные места у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб и др.). Устанавливается у левого берега. Окрашивается в белый цвет с черными горизонтальными и четырьмя вертикальными полосами (в виде креста). Огонь—зеленый двухпро-блесковый.
К знаку приближаться нельзя, он стоит непосредственно на опасности.
Стоящий на опасности (дублирующий) у правого берега. Значение то же, что и предыдущего знака. Устанавливается у правого берега. Окрашивается в красный цвет с черными горизонтальной и четырьмя вертикальными полосами (в виде креста). Огонь — красный двухпро-блесковый.
К знаку приближаться нельзя, он стоит непосредственно на опасности.
Свальный у левого берега. Знак обозначает свальное течение, не совпадающее с направлением судового хода. Ставится у левой кромки судового хода. Верхняя часть знака окрашивается в белый цвет, нижняя—в черный. Огонь—зеленый прерывистый частопроблесковый.
При приближении к знаку необходимо учитывать свальное течение, направленное в сторону правой кромки.
Свальный у правого берега. Значение знака то же, что и предыдущего. Устанавливается на правой кромке судового хода. Верхняя часть знака окрашивается в красный цвет, нижняя— в черный. Огонь—красный прерывистый частопроблесковый.
При приближении к знаку необходимо учитывать свальное течение, направленное в сторону левой кромки.
Разделительный. Знак обозначает разделение судового хода. Окрашивается шестью чередующимися вертикальными полосами черного и красного цвета. Огни парные — белые и красные постоянные про-блесковые, зеленые и красные постоянные или проблесковые, расположенные вертикально.
Допускается в месте разделения судового хода устанавливать два рядом расположенных бакена — правый кромочный и левый кромочный — и парные огни на них, расположенные горизонтально: белые и красные постоянные или проблесковые, зеленые и красные постоянные или проблесковые.
При разделении судового хода нужно выбирать тот ход, который указан в карте или лоции и который соответствует направлению движения.
Осевой. Знак обозначает ось судового хода (а также его левую кромку). Окрашивается горизонтальными чередующимися полосами белого и черного цвета (5 полос). Огонь — белый двухпроблесковый.
Осевой знак всегда оставляется слева независимо от направления движения.
Поворотно-осевой. Знак обозначает поворот оси судового хода. Окрашивается горизонтальными чередующимися полосами красного и черного цвета (5 полос). Огонь — белый прерывистый частопроблесковый.
Необходимо своевременно подготовиться к повороту.
Плавучие навигационные знаки при кардинальной системе расстановки (см. прил. 2, рис. 2.1—2.5). Отличительные признаки плавучих знаков при кардинальной системе их расстановки следующие.
Северный (нордовый). Знак ограждает опасность с юга. Окрашивается в красный цвет. Огонь—красный проблесковый. Веха красная с красным голиком раструбом вверх на вершине шеста.
Судоводитель должен оставить этот знак к северу.
Южный (зюйдовый). Знак ограждает опасность с севера, окрашивается в белый цвет. Огонь— белый проблесковый. Веха белая с черным голиком раструбом вниз на вершине шеста.
Судоводитель должен оставить этот знак к югу.
Западный {вестовый}. Знак ограждает опасность с востока. Окрашивается сверху в белый цвет, снизу — в красный, на поплавке четыре белые и четыре красные вертикальные полосы. Огонь — красный двухпроблесковый. Веха бело-красная с двумя красными голиками раструбами врозь.
Судоводитель должен оставить этот знак к западу.
Восточный (остовый}. Знак ограждает опасность с запада. Окрашивается сверху в черный цвет, снизу — в белый. На поплавке четыре черные и четыре белые вертикальные полосы. Огонь — белый двухпроблесковый. Веха черно-белая с двумя топовыми черными фигурами раструбами вместе.
Судоводитель должен оставить этот знак к востоку.
Крестовый. Знак ограждает опасность небольших размеров и устанавливается на ней. Окрашивается белыми и красными горизонтальными полосами с белым крестом посредине. Огонь — зеленый проблесковый. Веха красно-белая. Шар на вехе — красный, крест белый.
Судоводитель может обходить этот знак со всех сторон.
Береговые навигационные знаки и огни на них (см. прил. 2, рис. 3.1—3.10) также регламентируются государственными стандартами.
Створ осевой линейный. Створ служит для обозначения оси судового хода. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет с черной створной полосой по середине щита; на светлом фоне — в красный цвет с черной или белой створной полосой посередине (черная полоса применяется только на больших знаках). Огни — передний и задний белые постоянные или задний проблесковый, кроме того, на левом берегу могут быть зеленые постоянные или задний проблесковый, на правом берегу — красные постоянные или передний постоянный, а задний проблесковый.
При движении по осевой полосе оси симметрии (створные полосы) переднего и заднего знаков должны быть совмещены, а огни — находиться на одной вертикали.
При уклонении в сторону от осевой полосы происходит видимое смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни. В этом случае необходимо вернуться на осевую полосу, добиваясь видимого совмещения знаков или вертикального расположения огней.
Створ щелевой. Створ предназначен для обозначения положения судового хода и его кромок. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет с черной створной полосой посередине щита; на светлом фоне — в красный или черный цвет с черной или белой створной полосой посередине.
Огни передние белые постоянные, задний — белый проблесковый. Кроме того, на левом берегу могут быть передние зеленые постоянные, задний красный постоянный или зеленый проблесковый; на правом берегу — передние красные постоянные, задний зеленый постоянный или красный проблесковый.
При движении по судовому ходу (створной зоне) задний знак или огонь на нем должен находиться между передними знаками или огнями.
Нельзя допускать выхода судна за пределы створной зоны, когда просвет между задним знаком и одним из передних исчезает, знаки накладываются друг на друга, а огни на этих знаках сольются или окажутся на одной вертикали.
Створ кромочный. Створ предназначен для обозначения положения судового хода и его кромок. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне — в красный цвет. Огни — на левой кромке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке красный, передний постоянный, задний двухпроблесковый.
При движении по судовому ходу (створной зоне) между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков должен быть виден просвет, а условная линия, соединяющая огни этих знаков, должна быть наклонена в сторону судового хода. Нельзя допускать выхода судна за пределы створной зоны, когда просвет между гранями щитов исчезает, а огни находятся на одной вертикали.
Перевальный знак. Служит для обозначения направления судового хода. Окрашивается на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне — в красный. Огонь — зеленый или белый постоянные на левом берегу, красный или белый постоянные на правом берегу.
Необходимо двигаться в направлении знака.
Ходовой знак. Предназначен для обозначения судового хода, проходящего у берега. Окрашивается на левом берегу в белый цвет, на правом берегу - в красный. Огонь — зеленый проблесковый или затмевающийся на левом берегу, красный проблесковый или затмевающийся на правом берегу.
Судно должно двигаться вдоль берега, на котором устанавливается знак. При этом надо следить за тем, чтобы исключить влияние присоса, а также не допустить навала на берег.
Ориентир. Знак служит для обозначения характерных мест судоходного пути. Окрашивается четырьмя чередующимися горизонтальными полосами на левом берегу черного и белого цвета, на правом берегу — красного и белого цвета. Огонь — на левом берегу зеленый двухпроблесковый, на правом — красный двухпроблесковый.
Знак помогает судоводителю в ориентировке и в определении своего местоположения.
Весенний знак. Предназначен для обозначения затопляемых берегов. Окрашивается на левом берегу в белый цвет, на правом — в красный. Огонь — на левом берегу зеленый постоянный, на правом берегу — красный постоянный.
В период половодья необходимо строго придерживаться судового хода, обозначенного весенними знаками.
Указатель оси судоходных пролетов мостов. Знаки и огни устанавливаются на фермах неразводного моста по оси судового хода и обозначают судоходный пролет: для судов и составов, следующих снизу, знак представляет собой квадратный щит; для судов и составов, следующих сверху, — щит в форме ромба; для плотовых составов — круглый щит; для маломерных судов — треугольный щит. Знак окрашивается на темном фоне в белый цвет, на светлом — в красный. Огни
— для судов и составов два красных постоянных в виде створа, для плотовых составов — два зеленых постоянных в виде створа.
Необходимо следовать в ходовой пролет моста, обозначенный соответствующим знаком.
Огни-указатели высоты судоходного пролета моста. Огни устанавливаются на опорах моста или по кромкам судового хода, проходящего под мостом, и обозначают: два зеленых постоянных огня — высоту судоходного пролета моста менее 10 м; три зеленых постоянных — высоту от 10 до 15 м; четыре зеленых постоянных — высоту свыше 15 м.
При подходе к мосту надо проверить соответствие высоты судна высоте судоходного пролета моста.
Путевой огонь на каналах. Знак устанавливается на бермах откосов через определенные интервалы и обозначает в ночное время берега судоходного канала. Огонь — на левом берегу зеленый постоянный, на правом берегу — красный постоянный.
При прохождении судоходных каналов необходимо ориентироваться путевыми огнями.
Информационные знаки и огни на них. Информационные знаки подразделяются на три группы.
Запрещающие (см. прил. 2, рис. 4.1.1.—4.1.7). Знаки имеют круглый силуэт сигнального щита. Поле щита белое, окантовка и диагональная полоса — красные, символ — черный. Огонь — желтый частопроблесковый.
Знаки запрещают определенные маневры судов и действия судоводителей.
Предупреждающие и предписывающие (см. прил. 2, рис. 4.2.1—4.2.6). Знаки имеют прямоугольный силуэт сигнального щита. Поле щита белое, окантовка — красная, символ (цифры) — черный. Огонь — желтый однопроблесковый.
Знаки предупреждают о состоянии (особенностях) участка судоходного пути и предписывают определенные маневры и действия судоводителям.
Указательные (см. прил. 2, рис. 4.3.1—4.3.7). Знаки имеют треугольный силуэт сигнального щита. Поле щита белое, символ (цифры или буквы) — черные (за исключением знака поста службы обстановки судоходного пути, где он красный). Огонь — желтый (характер горения и конкретные случаи применения устанавливаются органами, регулирующими судоходство).
Знак предназначен для передачи определенной навигационной информации.
При необходимости уточнения, ограничения или усиления действия информационных знаков допускается применение дополнительных щитов прямоугольного силуэта, которые устанавливают ниже сигнального щита. На дополнительном щите может быть указана зона действия знака в метрах, время действия знака в часах и т. п. (например, дополнительный щит с числом 800 на знаке «Внимание!» уточняет зону действия знака — от знака в сторону движения на 800 м).
Допускается использование как варианта на знаке «Якоря не бро Сать!» (Подводный переход)» двух желтых постоянных огней, расположенных по вертикали, на знаке «Соблюдать надводный габарит! (Высота ограничена)» двух желтых постоянных огней, расположенных по горизонтали.
Запрещающие знаки
)1коря не бросать\ (Подводный переход). Знак применяется для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты. Устанавливаются попарно в виде створа или по одному на расстоянии 100 м выше и ниже оси перехода (группы переходов) или непосредственно на оси перехода.
Расхождение и обгон составов запрещены! Знак предназначен для обозначения участка судового хода, где невозможны обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м. Устанавливается в 1.500 м выше и в 500 м и ниже огряждаемого участка.
При подходе к знаку выйти на радиосвязь и ожидать прохода крупногабаритного судна или состава по ограждаемому участку.
Расхождение и обгон запрещены! Знак предназначен для обозначения участка судового хода, где обгон и расхождение судов невозможны. Устанавливается в 1500 м выше и в 500 м ниже ограждаемого участка.
При подходе к знаку выйти на радиосвязь и выяснить возможность захода на участок.
Не создавать волнения! Знак применяется для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение (у пассажирских дебаркадеров, купален, заправочных и лодочных станций и др.) и водоизмещающие суда должны снизить скорость. Устанавливаются в 500 м выше и 300 м ниже ограждаемого участка. Допускается установка одного знака перед небольшим сооружением или непосредственно на нем.
При подходе к знаку не разводить волну и, если необходимо, уменьшить ход судна.
Стоянка и швартовка запрещены! Знак предназначен для обозначения акватории, где стоянка и швартовка судов запрещены. Устанавливается на границах ограждаемого участка или в его середине. В этом случае зона действия знака — 150 м выше и ниже места его установки.
В зоне действия знака стоянка и швартовка судов запрещены.
Движение мелких плавсредств запрещено! Знак применяется для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение мелких плавсредств (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.). Устанавливается на границах ограждаемого участка или же в середине участка. В последнем случае зона действия знака —300 м выше и.300 м ниже места его установки.
В зоне действия знака категорически запрещается движение мелких плавсредств.
Семафор. Знак применяется для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов, а также на наплавных мостах для регулирования движения через их разведенные части. Знак состоит из двух сигнальных фигур — треугольного и прямоугольного силуэтов, вывешивается на ноке реи семафорной мачты. Фигуры окрашиваются так: прямоугольная — в черный, треугольная — в красный цвет. Огни постоянные (см. прил. 2) в варианте l — верхний зеленый, нижний красный; в варианте 2 — верхний красный, нижний зеленый; в варианте 3 — оба красные.
При подходах к семафору при сигналах: в варианте l — ход открыт для судов, следующих сверху; в варианте 2 —для судов, следующих снизу; в варианте 3 — ход закрыт снизу и сверху.
Предупреждающие и предписывающие знаки
Внимание! (Соблюдать осторожность!). Знак применяется для обозначения участков судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность. Знаки устанавливаются в 1500 м выше и 500 м ниже границ ограждаемого участка.
При подходе к знаку, если это предусмотрено местными правилами плавания, следует подать звуковой сигнал или выйти на радиосвязь. В зоне действия знака соблюдать особую осторожность, при необходимости сбавить ход.
Пересечение судового хода. Знак применяется для обозначения мест пересечения судового хода судовыми и паромными переправами. Знаки устанавливаются в 1 500 м выше и в 500 м ниже переправы или группы переправ.
В зоне действия знака необходимо повысить внимание, при необходимости сбавить ход.
Скорость ограничена! Знак применяется для обозначения участков судоходного пути, где водоизмещающие суда должны снизить скорость (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимально допустимую скорость хода (в километрах в час). Устанавливается в 15QO м выше и 500 м ниже границ ограждаемого участка.
При прохождении знака водоизмещающим судам необходимо~сни-зить скорость до указанной величины.
Подготовиться к повороту направо! Знак применяется для обозначения непросматриваемого поворота судового хода направо, где имеется опасность несвоевременного обнаружения встречного судна. Устанавливается в 1500 м выше и 500 м ниже начала поворота.
Подготовиться к повороту направо, выйти на радиосвязь, установить возможность беспрепятственного прохода участка пути.
Подготовиться к повороту налево! Знак применяется для обозначения непросматриваемого поворота судового хода налево, где имеется опасность несвоевременного обнаружения встречного судна. Устанавливается в 1500 м выше и 500 м нижр.,нячяля поворота.
Подготовиться к повороту налево, выйти на радиосвязь, установить возможность беспрепятственного прохода по участку.
Соблюдать надводный габарит! (Высота ограничена). Знак применяется для обозначения надводного перехода, где ограничена высота. Цифра показывает высоту перехода или судоходного пролета моста от проектного уровня воды (в метрах).
При подходе к переходу, мосту, обозначенному знаком, необходимо проверить высоту судна, положить, если нужно, мачты, стрелы. Осуществлять проводку нужно осторожно.
Указательные знаки
Место оборота судов. Знак применяется для обозначения участка рейдов, где наиболее безопасно производить обороты судов. Зона действия знака — 300 м выше и 300 м ниже места его установки (от берега