II. Материальное обеспечение курса

1. Колокольчик.Учитель пользуется им, чтобы свободно менять продолжительность уроков.

2. Визитные карточки.Это небольшие карточки с именем и фа­милией ребенка. Их прикрепляют на грудь с левой стороны или вешают на шею на ленточке. Имя пишется крупными буквами, фамилия — мелкими.

3. Ордена— любой формы, цвета и размера значки для награж­дения детей.

Разнообразные сюжетные картинки.

5. Схема класса.На магнитной доске или фланелеграфе учитель каждый день меняет в соответствии с организацией классного пространства расположение элементов, изображающих ме­бель.

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

 
  II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

10. Полоски цветной бумаги(2 цвета) разной длины, по числу групп — к уроку № 2 (1)8.

11. Кружки белой бумаги(0 2-2,5 см) — к уроку № 9 3 (1).

12. Бланки для графического диктанта(по числу детей). Изго­тавливаются из бумаги в клетку. Размер бланка — с тетрадный лист - к урокам № 3 (2), № 3 (3).

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru п
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

6. Схема времени— длинная широкая полоска бумаги, которую помещают в верхней части доски. К ней прикрепляются значки, обозначающие события школьной жизни.

  7.       8.       12.    

7. Книга «Хроника»— любой готовый или самодельный альбом. Главное, чтобы он был нарядным, запоминающимся.

Алфавит.

Различные куклы, мягкие игрушки.

13.

Бланки задания «Стрельба по мишеням» —к уроку № 3 (3).

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru 14. Рисунки с оптическими иллюзиями(по числу групп) — к уро­кам № 2 (4), № 3 (4).

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru \

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru



II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

15. Чертеж домиков(для доски). Крестиками следует пометить различные «проекты» — к уроку № 2 (5).

 
  II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

16. Наборы геометрических фигур двух цветов(всего 22 фигу­ры по 11 каждого цвета) — к уроку № 2 (6).

17. План местности— к уроку № 3 (6).




II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

18. Образцы фигур— к уроку № 1 (7).

                                           
    II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
 
    II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
    II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
  II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
 
      II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
      II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
        II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
 
          II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
            II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
 
 
 
    II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
    II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
 
  7 5   10 7 5          

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

19. Листы с разметкой и образцами(по числу детей) — к уроку № 3 (7).

20. Наборы деталей одежды.Каждый комплект отличается от других цветом или отделкой. В каждом конверте — 1-2 детали, не соответствующие остальным (нужные детали — в конверте другой группы), — к уроку № 2 (8).

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

22. Листы с заданиями(по числу групп) — к уроку № 1 (9).

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru ?
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru ?
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
  II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru ?
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru ?
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru
  II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru ?
II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

21. Бланки для работы с «лабиринтом»(по числу детей) — к уроку № 3 (8).

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru 23. Листы с заданием «Езда по дорожкам»(по числу детей) к уроку № 2 (9).

II. Материальное обеспечение курса - student2.ru

III. Игры-«энергетики»

Жизненная энергия людей подвержена колебаниям. Колебани­ям подвержена и жизненная энергия всего класса. Спады энергии, со­провождаемые скукой, раздражением, потерей внимания и интереса, возникают естественно и нередко — по нескольку раз в день. Мы не можем предусмотреть, когда это случится в вашем классе, да и вы са­ми заранее этого предвидеть не в состоянии. Поэтому игры, подни­мающие общий тонус класса, не могут быть включены в план занятий. Однако в арсенале каждого учителя ежедневно должен быть десяток новых «энергетиков».

Предлагаем вам коллекцию игр. Большая их часть заимствова­на из опыта наших американских коллег. Мы выбрали именно эти игры, потому что, кроме обычного игрового эффекта (прилив энергии, вос­становление внимания, создание хорошего настроения), который они дают, игры направлены на тренировку навыков кооперации, что весьма важно для нашего курса.

Групповое жонглирование

Для этой игры нужны несколько мячей и свободное простран­ство, на котором все игроки могут стать в круг на небольшом расстоя­нии друг от друга лицом к центру. Ведущий тоже стоит в кругу и держит мяч. Ведущий просит, чтобы каждый игрок запомнил два момента:

1) от кого он получил мяч,

2) кому он бросил мяч.

Пока игроку не бросили мяч, он должен стоять с протянутыми руками. После того как игрок поймает и перебросит мяч, он опускает руки.

Итак, все стоят с протянутыми руками. Вначале игра ведется с одним мячом. Первым броском мяча задается «узор» — определенная последовательность пассов. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из иг­роков, стоящих на другой стороне круга, тот перебрасывает мяч тре­тьему игроку и т.д. Каждый ловит и бросает мяч один раз, а сделав это, опускает руки. От последнего игрока мяч возвращается к ведущему. Тот повторяет «узор» (порядок бросков) еще 2-3 раза, пока не убедится, что дети запомнили последовательность действий. Теперь можно на­чинать настоящее жонглирование.

После того как первый мяч начнет двигаться по кругу, ведущий добавляет еще один мяч и отправляет его по тому же пути. Но теперь игроки должны следить, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Если мяч падает, его подбирает любой игрок и перебрасывает все в той же заученной ранее последовательности. Затем добавляется еще один мяч и т.д. Когда в воздухе находятся 4-5 мячей, от игроков требуется виртуозная быстрота действий, а также предельное внимание к партне­ру, так как для успешного жонглирования чрезвычайно важно, чтобы мяч летел прямо в протянутые руки.

Высшим пилотажем в этой игре является способность группы изменить направление полета мячей, например, выполнить «узор» в обратном порядке!

В паузах, когда приходится собирать рассыпавшиеся мячи, ве­дущий (учитель) обращает внимание детей на удачные и неудачные иг­ровые стратегии, акцентируя взаимозависимость всех жонглеров. Очень важно создать атмоссреру переживания группового успеха, еще раз подчеркнув, что таких фантастических результатов (жонглирование пятью мячами в течение пяти минут(!)) каждый игрок в отдельности мо­жет добиться только после многих недель тренировки, а всем вместе это удалось за 15 минут.

Ива на ветру

Вообразите теплую летнюю ночь. Поют сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы. Представив все это, вы можете играть. Разделите класс на группы по 7-8 человек в каждой. Группа становится тесным кружком, плечом к плечу, в центре круга — один человек — ива. Остальные — в позах волейболистов, принимающих низкий мяч: одна нога выдвинута немного вперед, чтобы удерживать равновесие; руки полусогнуты на уровне груди, ладонями вперед. Легкие движения рук вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачи­вающего иву. Ива встает в середину круга, ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю вет­ра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те, кто стоит в кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Конечно, игроки должны быть предупреждены о технике безопасности: по крайней мере 4 человека должны поддерживать иву, а остальные — постоянно пом­нить, что легкий ветерок не должен превращаться в ураган, т.е. что мяг­кие толчки не должны переходить в сильные. Ветерки, раскачивая иву, поют ей колыбельную: что-то вроде ууу-уу-ууу — на какой-нибудь неж­ный мотив.

Каждый из детей по очереди становится ивой, раскачивающей­ся от ласковых прикосновений одних ветерков и заботливо поддержи­ваемой другими. Эта игра основана на доверии и создает атмосферу доверия. Учитель в паузах (когда дети меняются ролями) подчеркивает, что ива располагает возможностью показать другим детям, насколько она им доверяет, а те, которые изображают ветерки, могут показать, что они заслуживают доверия.

Именной поезд

Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из учени­ков добровольно вызывается быть паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипы­вая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливает­ся около одного из игроков. «Привет, - говорит паровоз, - я — Петя!» -«Привет, Петя! Я — Маша!» Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руки и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого радостного приветствия Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба, подражая голосом пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором: «Привет! Мы — Петя и Маша!» — «Привет! А я — Павлик!» «Павлик!» — зовет поезд, вскидывая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и по­езд движется дальше. Дети продолжают присоединять вагоны к поезду до тех пор, пока каждый не услышит приветствие, обращенное лично к нему. Синхронность движений, легкое и веселое запоминание имен всех учеников класса, возможность превратить эту игру в проверку па­мяти (можно попросить каждого ребенка после игры нарисовать весь поезд и подписать все вагоны) — вот что делает эту игру чрезвычайно полезной в первые дни занятий. Позже, когда дети уже будут знать друг друга по именам, стоит использовать модификации этой игры. Напри­мер, каждый ребенок называет себя по имени какого-нибудь животного, в которого он хотел бы превратиться, после игры рассказывает классу, почему он выбрал именно это животное. Так на метафорическом языке дети могут начать рассказывать друг другу о себе. Можно сделать этот рассказ более прямым, предложив каждому игроку выбрать для себя прилагательное, характеризующее его (ее), например: «Привет! Я — смелый!» — «Привет, смелый. А я — добрая!»

Невидимая скульптура

Класс делится на группы из трех человек. В каждой группе один игрок — художник, другой — модель, третий — глина. Художник и глина закрывают глаза. Так как им предстоит держать глаза закрытыми не менее трех минут, то удобнее использовать повязки. Пока двое игроков завязывают глаза, модель, которая может оставаться зрячей, при­нимает такую позу, в которой она сможет находиться не менее трех минут. Когда модель сообщает о своей готовности, за работу прини­мается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить позу, а затем превращает кусок глины в произведение искусства, вос­производя при этом модель. Когда художник сообщит, что шедевр за­кончен, все открывают глаза и предстают перед судом зрителей, оце­нивающих степень сходства скульптуры с образцом.

Будет занятно создать большую групповую скульптуру, исполь­зуя много моделей и большие запасы глины. Но такая виртуозная игра требует налаженной кооперации и полного доверия между игроками.

Этомой нос

Класс делится на группы из трех человек. Дети договариваются между собой, кто будет судьей. Задача судьи — на листе бумаги по­ставить игрокам плюсы за каждый правильный ход, а потом подсчитать, сколько плюсов получила пара игроков. Как только кто-то из игроков сделает ошибку, он становится судьей, а бывший судья занимает его место. Тогда подсчет правильных ходов начинается сначала. Правила игры таковы. Первый игрок указывает на любую часть своего тела (бе­рет себя за ухо), но называет ее неверно («Это мой нос»). Второй игрок должен назвать ту часть тела, на которую указал первый игрок, но ука­зать на что-то другое. Так, в нашем примере второй игрок может взять себя за локоть, произнося: «Это мое ухо». Тогда первый, хлопнув себя по пятке, утверждает: «Это мой локоть». На что его партнер, указывая себе на горло, сообщает: «Это моя пятка»...

После того как дети начнут обнаруживать способность коорди­нировать слова и жесты, стоит ввести дополнительные правила, ус­ложняющие этот тренинг внимания, например запрет на повторение (если какая-то часть тела была уже названа или показана, больше к ней возвращаться нельзя). Стоит также ввести цейтнот: игрок должен отве­тить своему партнеру раньше, чем судья сосчитает до семи (до пяти).

Мы — детективы!

Внимание к мелким деталям и способность запомнить большое их число — необходимые качества любого детектива. Для тренировки этих качеств дети объединяются парами. Два партнера становятся ли­цом друг к другу и в течение минуты пристально изучают друг друга. После этого по сигналу ведущего они поворачиваются друг к другу спи­нами и меняют какие-то три детали своего внешнего вида. Так, можно расстегнуть верхнюю пуговку рубашки, заправить свитер в брюки, снять значок... По сигналу ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и снова пристально изучают один другого. Затем каждый должен назвать три изменения во внешности своего напарника.

Если это получилось сразу у всего класса, игру следует услож­нить, сначала увеличив количество деталей, подлежащих изменению, а потом увеличив численность команд. Когда дети начнут играть двое на двое (а потом и четыре на четыре), учитель вводит еще одно условие игры: прежде чем назвать деталь, которую ты считаешь измененной, посоветуйся с членами твоей команды. Если догадка окажется непра­вильной, команда теряет очки, так как в игре, где надо изменить три детали, можно высказать лишь три предположения. Вносить изменения надо тоже сообща, потому что их должно быть ровно столько, сколько назначил ведущий, а кроме того, нельзя всем членам команды вносить в свою внешность одинаковые изменения (всем закатывать рукава и т. д.). Если члены одной команды меняются местами или одеждой, это следует считать за два изменения: «Оля была в синем свитере, а те­перь она в зеленом. Марина была в зеленом свитере, а теперь в си­нем».

Общие настроения

Понимать настроение собеседника и подстраиваться под него — важнейшее условие подлинного, глубокого взаимопонимания. Начать совершенствоваться в этом высоком искусстве можно в самой забавной, глуповато-шаловливой форме. Сначала в классе объявляется конкурс на лучшее изображение радости (страха, гнева, горя). В даль­нейшем набор базисных эмоций можно расширить, но начинать следу­ет с трех. Итак, конкурс «Радость»: каждый ребенок вспоминает какое-то событие своей жизни, которое вызвало в нем (в ней) глубокую ра­дость. И старается изобразить свое состояние с помощью позы и мими­ки. Хорошо, если дети будут выполнять это задание с закрытыми гла­зами, чтобы не копировать друг друга. Когда учитель видит, что многие дети нашли свою позу, он просит каждого придумать и издать какой-то звук, выражающий радость. Теперь можно открыть глаза и полюбовать­ся друг другом. Учитель тем временем называет и указывает найден­ные разными детьми наиболее выразительные приемы, объединяя их в обобщенный образ радости (вскинутые как бы для объятия руки, растя­нутый в широкой улыбке рот и радостное «Ааааа!» и др.).

Договорившись об этом жесте, все вместе вырабатывают об­щий знак страха (съежиться, плотно прижать к груди кулаки и с широко раскрытыми глазами выдохнуть: «Ооооой!»).

Ясно, что знак гнева должен и по позе, и по мимике, и по звуку контрастно отличаться от первых двух знаков, например, выставленные вперед руки, оскаленные зубы и грозное «Рррррр!». Договорившись об этих трех знаках, их повторяют несколько раз в разной последова­тельности. Затем дети делятся на группы по три человека. В каждой тройке выбирается судья, другие два человека — игроки. Они стано­вятся друг к другу спинами и на счет судьи «раз, два, три!» резко пово­рачиваются друг к другу (подпрыгивают с поворотом на 180°) и изобра­жают одно из трех настроений. Если их настроения совпадают, они жмут друг другу руки, обнимаются и играют снова. Если настроения не совпадают, один из игроков становится судьей, а новая пара пробует достигнуть взаимопонимания.

Когда 5-7 пар в классе смогут «совпасть по настроению» 2-3 раза подряд, стоит усложнить игру, введя еще два эмоционально выра­зительных жеста.

Жесты этой игры можно использовать и в жизни: если ученик робеет, отвечая у доски, а класс изображает знак страха, то робкий улыбнется, что поможет ему преодолеть робость. Утрированный, шу­товской знак гнева заставит рассмеяться ссорящихся или дерущихся детей. Ясно, что пародировать горе грешно.

Мгновенное построение

Это одна из немногих игр, в которую предпочтительно играть стоя не в кругу, а образовав форму квадрата. Она также дает замеча­тельную возможность для четырех команд проверить свою способность к слаженной работе.

Класс делится на четыре равные команды. Каждая команда строится шеренгой плечом к плечу, образуя одну сторону квадрата. Ведущий располагается в центре квадрата лицом к одной из команд.

Каждый игрок должен запомнить порядок, в котором стоит его команда, т.е. твердо выучить, кто находится слева и справа от него. Кроме того, все игроки запоминают, где располагается их команда по отношению к ведущему. Так, команда может быть обращена к ведущему лицом, мо­жет находиться за его спиной, слева или справа от него.

Когда каждый игрок подаст ведущему условный сигнал («я все запомнил»), например, положит ладони на голову, тот начинает вра­щаться вокруг собственной оси. Затем ведущий резко останавливается и приказывает «Стройся!» Это сигнал для всех команд перегруппиро­ваться и занять правильную позицию. Для этого каждый должен пере­меститься по полю так, чтобы занять определенное место по отноше­нию к ведущему и к своей команде. Как только команда выстраивается, ее члены соединяют руки и кричат: «Готовы!»

Ведущий может вращаться вокруг собственной оси столько, сколько ему хочется. Игроков стоит предупредить о некоторых типич­ных трюках ведущего: он может остановиться в той же позиции, кото­рую занимал в предыдущем раунде. И может повернуться и на 27°, и на 69°. А что будут делать игроки, если ведущий, закончив вращаться, ляжет на землю?!

Найди свое место

Поиск своего места в группе сверстников — едва ли не самое важное для школьника занятие. Мы предлагаем игровой, шуточный тренинг такого поиска, из которого учитель может (при желании) вывес­ти патетическую мораль: всем есть место в этом классе, каждый может его найти, но никто не в состоянии это сделать без помощи других де­тей.

В начале игры надо как следует «перемешаться». Для этого дети начинают хаотически передвигаться по небольшому пространству (пятачку), очерченному ведущим. Каждый старается поприветствовать как можно большее количество других детей. Знак приветствий можно выбрать любой — легкое похлопывание по плечу, прикосновение друг к другу ладонями правой руки, поглаживание по голове. Для дальнейшей игры важно, чтобы знак приветствия был тактильным.

По сигналу ведущего все останавливаются и закрывают глаза. Задача первая и самая простая: с закрытыми глазами, не произнося ни одного звука, выстроиться в шеренгу по росту. Ведущий может с по­мощью секундомера измерить время первого построения, а через не­сколько недель, повторив эту игру, показать детям, что их сплоченность и доверие друг к другу возросли: сейчас они смогли быстрее найти свое место в общем ряду.

Задача более сложная, но тоже решаемая с закрытыми глаза­ми: выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фа­милии). Ясно, что в эту игру могут играть лишь дети, уже изучившие алфавит.

И наконец, задача, требующая высшего пилотажа: выстроиться по порядку дней рождений, начиная с января и кончая декабрем. Выст­роившись, дети могут назвать свои дни рождения, по-особому при­ветствуя каждый знак Зодиака.

Ход конем

Для этой игры нужно подготовить игровое поле, превратив иг­ровую площадку в шахматную доску. Сначала все дети учатся быть шахматными конями, т.е. осваивают два варианта прыжков:

1) два прыжка вперед на счет «раз, два», один прыжок вбок на счет «раз»,

2) один прыжок вперед на счет «раз», два прыжка вбок на счет «раз, два». (Если учитель считает, что для его учеников ход конем слишком труден, пусть введет любое другое условие передвижения фигур подоске.)

Выучив ход конем, дети готовы играть. Все черные кони вы­страиваются в ряд, занимая каждую клетку по одну сторону доски. На противоположной стороне выстраиваются белые кони. Задача каждого игрока — перейти поле, т.е. встать на любую клетку с противоположной стороны. По сигналу ведущего все кони делают первый шаг. Если два коня придут в одну и ту же клетку, они оба сходят с поля. Коням разре­шается в промежутках между ходами вступать в переговоры, сообща планировать партию.

Возможен другой вариант той же игры. Кони могут действовать совместно со всадниками. Конь и всадник находят друг друга перед началом игры. Конь встает на игровое поле, всадник находится вне по­ля и дает коню советы: «Шаг вперед, два влево»

Самый простой вариант игры: поле размером 3x3 метра и че­тыре коня, которые располагаются по углам. Вариант посложнее: поле размером 4x4 метра и восемь коней.

Дождь

Все садятся в круг, согнув ноги в коленях, и с открытыми гла­зами повторяют движения, которые показывает ведущий:

1) шуршат, потирая ладони друг о друга,

2) щелкают пальцами,

3) негромко хлопают в ладоши,

4) ударяют себя ладонями по бедрам,

5) топают ногами.

После того как последовательность движений будет разучена, ведущий предупреждает, что сейчас все закроют глаза и начнут повто­рять звук, который он будет издавать, касаясь каждого игрока по очере­ди.

Сначала ведущий сам начинает шуршать, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей. Этот ребенок начинает шуршать ладонями, а ведущий, неторопливо двигаясь по кругу, прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. (Для учителя это хорошая возможность погладить каждого ре­бенка по голове.)

Игра продолжается. Теперь ведущий начинает щелкать паль­цами и снова, касаясь по очереди всех детей, передает звук по кругу. Моросящий дождь превращается в сильный. Далее ведущий включает следующее движение — хлопки руками, и все слышат шум проливного дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда все дети вслед за ведущим и повинуясь его прикосновению начинают ударять себя ладонями по бедрам. И вот уже небеса разверзлись, и дети слышат все приближающийся раскат грома: это началось и нарастает топанье но­гами. Потом ливень убывает так же, как нарастал: топанье ногами, хло­панье по бедрам, хлопки ладонями, щелчки пальцами, потирание ладо­ней. И тишина. Когда мы откроем глаза, то, возможно, увидим радугу!

Содержание

ЗАЧЕМ И КАК ВВОДИТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

На перепутье между дошкольной и школьной жизнью

Кого мы вводим в школьную жизнь.

Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка

Школьная готовность

Как договариваться с детьми о нормах сотрудничества

Как ребенку учить себя с помощью взрослого.

Сотрудничество ребенка со сверстниками

Отношения ребенка с самим собой

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

День первый .

День второй

День третий

День четвертый.

День пятый

День шестой

День седьмой

День восьмой

День девятый

День десятый

ПРИЛОЖЕНИЕ

Знаки.

Материальное обеспечение курса.

Игры-«энергетики».

Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей
к школьной жизни

Бесплатное издание

Московский центр качества образования

115419 г Москва, 2-й Верхний Михайловский проезд, д. 9 А

Тел.: 952-09-05

Подписано в печать 01.06.2010. Формат 60x84/16. Объем

7,5 печ. л. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура

«Апа!». Тираж 1000. Заказ №К-3427.

Отпечатано в ГУП «ИПК «Чувашия»». 428019,

г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 13

Подписано в печать 01.06.2010. Формат 60x84/16. Объем 7,5 печ. л. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «Апа!». Тираж 1000. Заказ № К-3427.

Отпечатано в ГУП "ИПК "Чувашия". 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 13.

Наши рекомендации