Муниципально-правовые отношения: понятие и субъекты.
Неотъемлемый признак любых правовых отношений -наличие субъектного состава. В качестве субъектов муниципально-правовых отношениймогут выступать:
1) муниципальное образование- может являться участником не только муниципально-правовых
отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных,
международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земель-
ных и т. д.;
2) ассоциации или союзы муниципальных образований- создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов;
подлежат государственной регистрации;
3) население муниципального образования- жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:
а) граждане РФ- на основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществля- ется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через вы-
борные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 3 ФЗ ≪Об общих принципах орга-
низации местного самоуправления в РФ≫ граждане имеют равные права на осуществление местного
самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность
в органе местного самоуправления, а также для иных целей;
4) органы местного самоуправления - в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, делегированными от органов государственной власти РФ либо субъектов РФ;
5) органы территориального общественного самоуправления;
6) органы государственной власти;
7) общественные объединения;
8) государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации (коммерческие и некоммерческие);
9) муниципальные унитарные предприятия и учреждения.
Основные теории местного самоуправления.
Существуют следующие теории местного самоуправления:
· Теория свободной общины;
· «Общественная» (хозяйственная) теория;
· Государственная теория;
· Теория дуализма муниципального управления;
· Теория социального обслуживания.
Теория свободной общины
1. Опирается на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.
2. Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.
3. Государство не создает общину, а лишь признает её.
4. Признается существование не только трех традиционных ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, но и четвёртой — муниципальной власти.
«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления
Основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление — это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.
«Государственная» теория самоуправления
Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.