Муниципально-правовые отношения: понятие и субъекты.

Неотъемлемый признак любых правовых отношений -наличие субъектного состава. В качестве субъектов муниципально-правовых отношениймогут выступать:

1) муниципальное образование- может являться участником не только муниципально-правовых

отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных,

международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земель-

ных и т. д.;

2) ассоциации или союзы муниципальных образований- создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов;

подлежат государственной регистрации;

3) население муниципального образования- жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:

а) граждане РФ- на основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществля- ется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через вы-

борные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 3 ФЗ ≪Об общих принципах орга-

низации местного самоуправления в РФ≫ граждане имеют равные права на осуществление местного

самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность

в органе местного самоуправления, а также для иных целей;

4) органы местного самоуправления - в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, делегированными от органов государственной власти РФ либо субъектов РФ;

5) органы территориального общественного самоуправления;

6) органы государственной власти;

7) общественные объединения;

8) государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации (коммерческие и некоммерческие);

9) муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Основные теории местного самоуправления.

Существуют следующие теории местного самоуправления:

· Теория свободной общины;

· «Общественная» (хозяйственная) теория;

· Государственная теория;

· Теория дуализма муниципального управления;

· Теория социального обслуживания.

Теория свободной общины

1. Опирается на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.

2. Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.

3. Государство не создает общину, а лишь признает её.

4. Признается существование не только трех традиционных ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, но и четвёртой — муниципальной власти.

«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления

Основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление — это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

«Государственная» теория самоуправления

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.



Наши рекомендации