Начался второй цикл – цикл тюремного заключения в Шлиссельбургских камерах.
30 сентября 1885 года начальник Шлиссельбургского жандармского управления получил от высшего начальства распоряжение: для сохранения здоровья арестованных и для удовлетворения их духовных потребностей разрешить им более разнообразное чтение и письменные занятия в камерах.
Морозов использует эту возможность для занятий астрономией и математикой. В 1886 году его напарником по прогулке стал Иван Павлович Ювачев,флотский офицер, народоволец, также увлекавшийся этими же предметами. Поэтому появилась возможность совместного обсуждения вопросов астрономии. Затем товарищем Морозова по прогулкам стал Василий Андреевич Караулов. 1887-й год ознаменовался прибытием еще одной группы народовольцев, в которой был брат Ленина Александр Ульянов, совершивший попытку покушения на Александра III. Пять человек, в том числе А.Ульянов, были казнены. И.Д.Лукашевич и М.В.Новорусский разделили участь Морозова.
За пристрастие к астрономии товарищи прозвали Николая «Зодиаком».
- *** -
В 90-х годах наметилось некоторые снижение в строгости тюремных порядков. Заключенные разводили огороды, читали друг другу лекции, проводили исследования. Начало ученым штудиям положил Новорусский, читавший для аудитории в 5 человек курс по русскому государственному праву. Лукашевич занимался с товарищами ботаникой, зоологией, гистологией, кристаллографией, геологией, палеонтологией, химией, психологией и философией. Он был прекрасным лектором. Можно считать, что в 1892 году в Шлиссельбурге был открыт университете – тюремный, но университет.
- *** -
Морозов в эти годы интенсивно размышляет и исследует свои собственные идеи. В научном кружке он испытывал свои идеи через дискуссии с товарищами, а у Лукашевича он был не просто слушателем, ассистентом: вместе с несколькими товарищами проходил курс практической химии в качестве руководителя занятий.
В 1892 году матовые стекла на окнах в камерах заменили на прозрачные, открылось окно в окружающий мир, появилась возможность наблюдать звезды.
Николай Александрович создает своеобразный путеводитель по звездному небу, видимому из окна Шлиссельбургской тюрьмы в разное время года.
В 1893 году в тюрьме появились различные мастерские, в коридоре была сделана печь. На печи заключенные не только варили варенье, существенную прибавку к тюремному рациону, но и стали ставить научные опыты. Одновременно открылась переплетная мастерская. Арестанты стали переплетать журналы, которые им передавал для плетения комендант Гангардт. Так им попал журнал «Новь», издаваемый Вольфом. Зимой 1895/96 г. в переплетную мастерскую кто-то передал журнал легальных марксистов «Новое слово» (в котором сотрудничал Ленин). Антинародническая публицистика «Нового слова» взбудоражила застоявшийся политический мир узников. В их среде произошел раскол: одни были уязвлены критикой, другие согласились с ней. Для Морозова критика народничества не оказалась новой, тем более что он относился к тому крылу народнической мысли (М.В.Новорусский, М.П.Шебалин, И.Д.Лукашевич и др.),которое приветствовало начинающееся развитие капитализма в России.
Н.Морозов брал уроки высшей математики у Ованеса Манучарова (которого для краткости товарищи звали «Ман»). С помощью Манучарова он освоил высшую математику настолько хорошо, что через некоторое время смог написать для товарищей пособие по высшей математике, в котором она была изложена доступно и наглядно.
Потихоньку стали освобождаться товарищи. В 1895 году закончилось десятилетнее заключение Манучарова. К 1895 году закончились 5 «штрафных лет» Лаговского. 5 февраля 1896 года из крепости увели Николая Даниловича Похитонова, русского офицера, участника русско-турецкой войны, активного участника военной организации партии «Народная воля», вследствие того, что он сошел с ума. Он был другом семьи Вернадских и оказал большое влияние на духовное развитие В.И.Вернадского. Сошли с ума Щедрин и Конашевич, их увезли в психиатрическую больницу.
В 1887 году Фигнер, Морозов и Новорусский предложил Гангардту (который всегда считал себя меценатом) создать музей. Обоснование проекта написал Морозов: для работы над книгой о строении вещества ему нужны коллекции минералов. Неожиданно просьба Морозова была удовлетворена. Для сношений с Подвижным Музеем учебных пособий в качестве посредника использовался доктор Н.С.Безроднов. Подвижный Музей учебных пособий поставлял за плату через Безроднова на время свои коллекции. Музей был беден, коллекция была не упорядочена, чем и занялся Морозов. Он расклассифицировал экспонаты, снабдил их этикетками. Музей обратно стал получать коллекции в новом, организованном качестве. Музей увидел в «тюремных ученых» своих сотрудников, стал сам присылать «коллекционные полуфабрикаты», а узники их доделывали. Таким образом, были обобщены и исследованы экспонаты по палеонтологии, геологии, петрографии, кристаллографии, физике, технологии, ботанике, зоологии, географии и т.д. Однажды музей предложил взять большой запас засушенных растений, привести их в порядок и сделать из них несколько школьных гербариев. Узники стали выполнять эту задачу под руководством И.Д.Лукашевича, специалиста по ботанике и систематике. Но «тюремные ученые» шире увидели свою задачу. Они стали собирать и засушивать растения, которые росли внутри тюремного пространства. Их коллекции по ботанике, энтомологии, минералогии, палеонтологии были столь высокого качества, что на парижской выставке 1898 года получили золотую медаль (конечно, музей вынужден был скрыть, кто были лауреаты).
Подвижный Музей учебных пособий в благодарность стал поставлять узникам книги. В тюрьму стали поставляться даже марксистские журналы «Новое Слово», «Начало», «Жизнь». Но были и естественнонаучные и технические книги: «Технология металлов», «Электричество», «Жизнь пресных вод», «Жизнь животных» (Брэма) и др.
- *** -
В 1897 году узникам разрешили переписку с родными – два раза в год на одном листе. Морозов узнал, что выросли сестры и брат, что 24 марта 1886 года в возрасте 53 лет умер отец – Петр Алексеевич Щепочкин – от прогрессивного паралича.
- *** -
Жизнь узников была напряженной. Морозов создал теорию действия в «социологии правила блока». По этой теории, если бы с первых дней заключенных посадили в условия полного довольствия, если бы им доставлялось все, что бы они ни пожелали, кроме самой свободы и бесконтрольных отношений с волей, то такая жизнь быстрее сломила бы их 38. Нами в книге «Творчество, жизнь, здоровье и гармония» 39 рассказывалось об эксперименте, в котором подопытные крысы делились на две «популяции», из которых одна помещалась в стрессовую ситуацию борьбы за выживание, а другая – в «ситуацию рая», быстрого удовлетворения возникающих наслаждений. Оказалось: первая «популяция» была здорова и рождала здоровое поколение, вторая потеряла способность к репродукции на 3-м поколении.
- *** -
Распорядок дня Морозова был такой. Просыпался рано, в 7 утра, некоторое время валялся в постели и мечтал. Перед обедом довольно много гулял. Обедал плохо, едва съедал половину из-за отсутствия аппетита. Поэтому был очень худ, без жиринки на теле. После обеда сразу же принимался за научные работы, а иногда ходил в переплетную мастерскую и переплетал книги для библиотеки или для себя. Когда сильно переутомлялся, то просто читал или приводил в порядок свои коллекции. Работал обычно за сделанной для него этажеркой, а читал лежа. Из-за отсутствия под рукою таблиц и справочников все вычисления делал, держа их в голове иногда в течение 7-и дней, а потом записывал в готовом виде на бумагу. Его научные исследования касались астрономии, ботаники, химии. По звездам он определял, когда наступит, то или иное время года. Появление желтой звезды Арктур был вестником близкой осени. Для своих ботанических упражнений развел небольшой садик, в котором высаживал редкие сорта растений. Зимой работал с гербарием, в котором было собрано более 300 видов растений. Но главным увлечением стала химия. На заработанные деньги удалось приобрести микроскоп, а с помощью врача – получить химические реактивы. Занимаясь химией, он наблюдал реакции под микроскопом.
«Опираясь на свои знания, он пытался вывести недостающие сведения. Но это означало, что посреди размышлений по химии нужно было бросить их и заняться физикой, а потом бросить физику и перейти к математике, когда же в математике получены нужные данные – вернуться к физике, дойти там до необходимого результата и лишь после этого длительного путешествия возвратиться к своим прерванным размышлениям по химии. Иногда путешествия в сторону от основной идеи продолжались годами. Правда, в результате таких экскурсов появлялись новые научные работы, содержащие большое количество оригинальных результатов. С одной стороны, это было плохо, так как отдаляло решение основной проблемы. С другой стороны – очень хорошо, так как решаемая проблема понималась более глубоко, обнаруживались в более явном виде различные связи между, казалось бы, разными науками», – замечают С.И.Валянский и И.С.Недосекина 40.
«Стыковые» исследования Морозова по большому полю наук уже в Шлиссельбургской крепости стали формировать у него целостное восприятие всей науки, которое он впоследствии обозначил словом «мировидение».
Универсальность, стремление к междисциплинарным научным обобщениям становится стилем мышления Морозова.
Шлиссельбургский узник превратился в видного «русского космиста», внесшего громадный вклад в сокровищницу идей «русского Космизма».