Суд приговорил десять человек к смертной казни. Николай Морозов был в числе пяти человек, приговоренных к бессрочным каторжным работам.
Морозов дважды встретился с отцом, и они на этих свиданиях помирились.
Александр III утвердил смертный приговор по процессу «20-ти» только офицеру Н.Е.Суханову – члену Исполкома и Военной организации «Народной воли», заменив его остальным смертникам бессрочной каторгой.
Бессрочная каторга была заменена пожизненным заключением.
«26 марта 1882 года Н.А.Морозов, А.Д.Михайлов, М.Ф.Фроленко, Н.Н.Колодкевич, Г.П.Исаев, А.И. Баранников, М.Р.Ланганс, А.Б.Арончик, М.Н.Тригони, М.В.Тетерка, Н.В.Клеточников были переведены в Алексеевский равелин. Для них время остановилось» – замечают С.И.Валянский и И.С.Недосекина 35.
5.2. Шлиссельбургский узник – русский космист.
- *** -
Николай Александрович Морозов на целых 24 года (с 26 марта 1882 года по 26 октября 1905 года) оказался замурованным в камень царских тюремных казематов.
Его тюремное заточение стало и постоянным подвигом, подвигом борьбы за жизнь, подвигом творческого горения, и формой становления ученого, мыслителя, русского космиста, философа-поэта, энциклопедиста.
«Когда овладеет душою печаль,
Ты вспомни, что скрыта грядущего даль
В тумане от нашего взора,
Что жизнь наша часто страданий полна,
Но вдруг озаряется счастьем она,
Как полночь огнем метеора.
Не надобно в жизни излишних вериг!
Ведь каждый мучительно прожитый миг
На близких тебе отзовется!
Всецело должны мы для ближнего жить,
Должны для него мы себя сохранить
И бодро с невзгодой бороться.
В тяжелые дни испытаний и бед
Дает нам Вселенная вечный завет,
Который гласит всем скорбящим:
«Во имя надежды, во имя любви,
В несчастье грядущим и прошлым живи.
А в счастье живи настоящим!» 36.
- *** -
Первый цикл тюремного бытия Н.А.Морозова прошел в Алексеевском равелине, в одиночной камере Трубецкого бастиона. Рядом разместили Тригони, Фроленко, Клеточникова, Ланганса, Исаева. Царский режим применил к ним пытку голодом. Узники заболели цингой. У Морозова стали пухнуть ноги. Врач стал приписывать лекарство и молоко. Как только опухоль спадала, молоко давать переставали. Таким образом, Николай Александрович пережил три приступа цинги. К этому добавилась новая напасть – кровохарканье.
Морозов мобилизует свою волю на борьбу с болезнями. Разрабатывает целую систему поведения в таких условиях. Первое положение в этой системе – движение. Преодолевая адскую боль в ноге и головокружение от слабости, он ходит по камере столько, сколько позволяют силы. По три раза в день аккуратно занимался гимнастикой. Появился туберкулез и он изобретает правила борьбы с болезнью через задержку кашля. Доктор Вильмс хладнокровно наблюдал как гибнут от туберкулеза арестанты. Видя плачевное состояние Морозова, он употребил свои знания на расчет, сколько времени еще протянет этот заключенный. В очередном рапорте царю о состоянии здоровья своих подопечных доктор Вильмс писал: «Морозову осталось жить несколько дней». Морозовне знал о смертном медицинском диагнозе, но продолжал следовать своей системе. Болезнь сразу победить не удалось, но приблизительно через месяц его положение несколько улучшилось и стабилизировалось. Пораженный Вильмс докладывал царю в очередном отчете: «Морозов победил смерть и медицинскую науку и начал выздоравливать» 37.
В Алексеевском равелине погибли А.Д.Михайлов, А.И.Баранников, М.В.Тетерка.
Пока Морозов сидел в Петропавловской крепости, для него строилась новая тюрьма – тюрьма в Шлиссельбургской крепости. 2 августа 1884 года они, закованные в кандалы, были посажены на баржу и по Неве направлены в крепость.
- *** -