Н.А. Морозов в это время выдвинул несколько социолого-политологических идей.
Первая идея отражал взгляд его на логику социальной эволюции. Социальное развитие, по его оценке, – это направленный процесс, поэтому его можно охарактеризовать некоторым вектором, длина которого зависит от условий, благоприятствующих или препятствующих течению этого процесса. Поэтому, считал Морозов, общественные цели могут не совпадать с главными направлениями эволюции, важно, чтобы проекция вектора, направленного на эту цель, давала «прибавку» по основному пути развития. Именно эта философия лежала в основе терпимости Морозова к взглядам, с его взглядами не совпадающим. Будучи в движении социалистов, он, тем не менее, симпатизировал идеям либералов, но не примыкал к ним из-за их политической дряблости 13.
Другая идея Н.А.Морозова повторяла тот закон, который мы сформулировали как «закон искажения великодушных идей» Достоевского. Очень часто, считал Морозов, намеченное действие оканчивается результатом противоположным задуманному. Не всякая сила, приложенная в желаемом направлении, приведет туда общество. В подтверждение правильности своей мысли Морозов приводил пример действия бюрократии по пресечению деятельности пропагандистов – народников среди крестьян: «гоняясь за ними по разным уездам, представители власти разносили о них пропаганду гораздо шире, чем могли это сделать сами пропагандисты, так что вместо пресечения пропаганды власти сами «пропагандировали» 14.
В Швейцарии Морозов познакомился и с Верой Фигнер, с судьбой которой так трагически, в шлиссельбургских казематах, переплелась его судьба. Фигнер специально приехала познакомиться с ним из Берна. В этот же момент, именно в 1875 году, он подумывает о своем участии в восстании республиканцев на Кубе. Он мечтает о «плавучей революции» – особом революционном корабле, который, блуждая по морям и океанам, всегда мог бы высадить революционный десант, чтобы защищать свободу и справедливость. Вера Николаевна всю жизнь его нежно называла «Морозиком». Н.Морозов влюбился в нее с первого знакомства. Вообще он был в пору своей молодости очень влюбчив.
4.3. Первые тюремные университеты.
- *** -
Возвращение в Россию привело к аресту. Его с Саблиным арестовали в местечке Киберты Вилковышского уезда Сувалкской губернии. Во время ареста был обнаружен револьвер и двенадцать патронов.
Начался трехгодичный цикл первого заключения. 20 марта 1875 года Николай Морозов доставляется в Петропавловскую крепость. Начались допросы. Он избрал тактику отрицания своего участия в революционном движении. Но многие из арестованных «чайковцев» уже назвали Морозова в числе посетителей квартиры О.Г.Алексеевой.
- *** -
Уже в тюрьме он начинает вести себя, как исследователь, используя все, что вызывало его любопытство. В камере московской тюрьмы, увидев мышей, он задался целью их приучить. И он добился того, что они перестали его бояться и ели прямо из его рук. Затем он занялся проектом города будущего (подобно Кампанелле,занявшемуся в католических застенках проектом «города Солнца»). В этом городе все дома должны быть одинаковой высоты и плоскими, чтобы обеспечить поверху движение пешеходов, а нижние улицы в «городе Морозова» отдавались под транспорт. Более того, он приходит к идее сотовой градостроительной организации из «домов шестигранной конфигурации».
- *** -
После небольшого периода, когда его стали мучить кошмары, его перевели в другую тюрьму, где режим был послабее и ему разрешили читать.
Начались «тюремные университеты» Морозова. Товарищи «с воли», зная его разлады с семьей, помогали ему, чем могли, в том числе и книгами. Начав изучать книги по истории, он получил разочарование от их чтения. Это было связано с тем, что он, привыкнув к естествознанию и к логике познания, когда факты предстают как частные проявления общих законов природы, он старался и здесь найти обобщения и общие закономерности, но в книгах по истории он их не находил.
Около 4-х месяцев он занимался историческим самообразованием. Работал не менее чем по 12 часов в сутки, да и остальное время ни о чем другом, кроме истории не думал. Именно в этот трагический 1875-76 годы у него зарождается идея написать естественную историю богов и духов и он достаточно быстро составил ее план. Еще через три месяца упорных занятий этот план перерос в наброски будущей работы, которую он назвал «Естественная история человеческого труда и его профессий».
Уже в набросках он стал выводить традицию экономических отношений, т.е. приблизился де-факто к тому, что мы назвали бы теперь системогенетикой экономических отношений. Рабовладельчество, в его оценке, – это абсолютная монархия в производстве. Современные фабрики и заводы с их уставами представлялись ему конституционными монархиями общественного труда. Окончательную, высшую ступень он видел в демократизации труда, в республиканской федерации различных родов производства, организованных в большие союзы, управляемые выборными органами 15.
Работая по целым дням в Доме предварительного заключения, он переправлял свои рукописи, по мере их готовности, на волю, но с ними произошло несчастье: во время обыска товарищи их сожгли.