По исправлению недостатков звукопроизношения

При формировании правильного звукопроизношения у детей не­зависимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований.

Так, при устранении недостатков в произношении .того или иного звука необходимо придерживаться строгой последова­тельности этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприя­тия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произ­ношении.

Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.

Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артику­ляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ. В этом случае мож­но,исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех остальных этапов должна строго со­блюдаться.

При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кож­ный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой ар­тикуляции по образцу и контроль над ней.

По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический само­контроль.

С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Для этой цели логопед привлека­ет внимание ребенка к неправильному произношению звука и пред-лагает сравнить его с правильным. Целесообразно, чтобы сам лого­пед имитировал искаженное произношение, чередуя его с нормаль­ным, а ребенок сравнивал оба варианта и воспроизводил нужный. Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторе­нии. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, кото­рый произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со сте­чением согласных);

2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3) автоматизация звука в предложениях;

4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рас­сказах;

6) автоматизация звука в разговорной речи.

Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматиза­ции звуков (равно как и для дифференциации), должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем долж­но содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком зву­ков, т.е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.

Кроме того, необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала.

Логопед должен стремиться также к тому, чтобы в процессе работы над автоматизацией любого звука смысловой речевой ма­териал преобладал над чисто слоговыми упражнениями.

Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука явля­ется постепенное и систематическое повышение темпа речевых уп­ражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому прогова-риванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению пред­ложений и, наконец, скороговорок. Только в таком случае осущест­вляется быстрое и прочное закрепление правильного произноше­ния поставленного звука.

Требование соблюдения строгой последовательности в работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное усложне­ние лексического материала, переход от простых видов речевой дея­тельности к более сложным — от элементарного повторения слов за

логопедом к называнию предметов, действий, описанию простей­ших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памя­ти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу корот­ких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке исправления неправильно произносимых звуков. Понятно, что, когда ребенок не владеет правильным произношением одного — трех звуков, не может быть речи о специальной системе. Но, как известно, чаще встре­чается сложная дислалия, при которой оказывается нарушенным большое число фонем, принадлежащих к разным фонетическим группам.

Этот порядок должен прежде всего отвечать дидактическому принципу последовательного перехода от более легкого к более трудному. Установлено, что исправлять недостатки произношения свистящих согласных значительно легче, чем шипящих. Поэтому, если у ребенка имеются дефекты в произношении и тех и других со­гласных, начинать надо с работы над звуками с, с', з, з', ц. Исходя из того же принципа сначала работают над постановкой звука л, а уж потом р.

Следует пояснить, что не только возможна, но и необходима параллельная работа над двумя звуками. Однако при этом соблю­даются следующие требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризу­ется прямо противоположным укладом речевых органов. Так, напри­мер, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бо­кового произнесения звука с и постановкой звука л. В данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, а для л — совер­шенно противоположного (язык узкий — «жалом», желобок отсутст­вует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и корен­ными зубами). Параллельная работа над этими звуками может при­вести к взаимному торможению движений, необходимых для их про­изнесения.

Следующее требование состоит в том, что нельзя одновремен­но работать над так называемыми «трудными» звуками, т. е. теми, произнесение которых вызывает у ребенка наибольшую затрату энер­гии. Так, например, одновременная работа над звуками р и ш, тре­бующими большого напряжения дыхательных органов, может при­вести к быстрому утомлению вплоть до головокружения.

Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь работают над глухими звуками, на­пример над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к ней голос, и получают звук ж.

Определяя порядок работы над дефектным произношением ре­бенка, логопед должен обязательно учитывать и индивидуальные особенности логопата, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к устранению. Поэтому в процессе обследования ре­бенка он должен точно установить, какие звуки легче поддаютсяисправлению, и при составлении плана работы включить их в пер­вую очередь.

Занятия по формированию правильного произношения у де­тей должны отличаться строгой систематичнос­тью. Их следует проводить не реже трех раз в неделю. Поста­новка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а даль­нейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправ­ляют один и тот же звук. Обычно таким образом составляются группы из трех-четырех человек. Состав групп подвижен и меняется с каждым новым звуком.

Продолжительность индивидуальных и груп­повых занятий не должна превышать 15 мин, поскольку дети дошкольного]возраста не выдерживают большей активной ре­чевой нагрузки и у них наступает переутомление.

С первых занятий по автоматизации звука и до полного завер­шения работы над каждой фонемой необходимо широко использовать для проговаривания наглядный материал: отдельные кар­тинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Он помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентриро­вать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, спо­собствует достижению наибольшего эффекта.

Контрольные вопросы

1. По каким признакам классифицируются гласные фонемы?

2. По каким признакам подразделяются согласные фонемы? Почему один и тот же согласный звук (фонема) может быть, отнесен одновременно к нескольким группам?

3. Почему звукопроизношение ребенка в период от рождения до четырех лет всегда отличается определенными недостатками?

4. По каким признакам можно подразделять дислалию на различные виды?

5. Какой из видов дислалии (органическая или функциональная) является наиболее тяжелым дефектом? Обоснуйте вывод.

6. В чем заключается связь между звукопроизношением и фонематическим вос­приятием?

7. Какие способы постановки звуков вы знаете? В каких случаях применяется каждый из них?

8. Какой из видов дифференциации звуков нужно использовать раньше: дифферен­циацию на слух или в произношении? Обоснуйте вывод.

9. В каких случаях при исправлении недостатков звукопроизношения нужно прово­дить артикуляционную гимнастику, а в каких — нет?

10. Какие особенности звукопроизношения могут встречаться при нарушении у ребенка фонематического слуха?

Контрольные задания

1. Используя материалы данного пособия и рекомендуемую литературу, составьте перечень педагогических приемов и мероприятий, необходимых для развития у детей правильного звукопроизношения в период от трех до четырех лет.

2. Укажите недостатки воспитания речи ребенка в семье и дошкольном учреждении, которые могут явиться причинами речевой патологии.

3. Найдите ребенка, который не замечает собственного неправильного звукопроизноше­ния. Обследуйте его фонематический слух. Составьте логопедическое заключение, в котором были бы отражены (в обобщенном виде) все недостатки произношения зву­ков и восприятия фонем.

4. Составьте план логопедической работы по устранению полиморфной сложной, механической дислалии, осложненной нарушением фонематического слуха.

5. Составьте план-схему последовательного, подробного обследования звукопроизно-шения ребенка 5—6 лет, страдающего дислалией.

6. Нарисуйте два профиля искаженной артикуляции: бокового и одноударного ро­тацизма. Сравните их. Какой вид ротацизма может быть быстрее устранен и по­чему? В каком случае необходима артикуляционная гимнастика и почему? Составьте план логопедической работы по преодолению бокового ротацизма.

7. Найдите в рекомендуемой литературе упражнения артикуляционной гимнастики для развития подвижности языка. Распределите их на две группы: статические и динамические. Выпишите отдельно те, которые способствуют выработке вибрации кон­чика языка.

8. Составьте -из картинок альбом (или разложите их в отдельные конверты) для об­следования; звукопроизношения у детей.

9. Подберите наглядный материал (предметные и сюжетные картинки) для дифферен­циации в произношении свистящих и шипящих звуков.

10.. Составьте план логопедической работы с ребенком, у которого нарушено произ­ношение звуков с, ш, р, л. Определите последовательность постановки каждого из звуков. Наметьте другие виды работы.

Литература

Генинг Г. IW., Герман Н. А.Обучение дошкольников правильной речи.— Чебоксары,

1980.

Каше Г. А.Исправление недостатков речи у дошкольников.— М., 1972.

Каше Г. А., Филичева Т. Б.Дидактический материал по исправлению недостатков

произношения у детей дошкольного возраста.— М., 1971.

Правдина О. В.Логопедия.—М., 1969.—С. 80—130.

Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории

и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968.— С. 271—337.

Фомичева М. Ф.Воспитание у детей правильного произношения:—М., 1981.

Глава III. ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson— сочленение и dys — частица, означающая расстройство.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве арти­куляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изме­нениях темпа речи, ритма и интонации.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различ­ных комбинациях в зависимости от локализации поражения в цент­ральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, состав­ляют так называемый первичный дефект, который может при­вести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.

Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень не­однородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические пораже-ния ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных фак­торов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислород­ной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беремен­ности и ряда других факторов, которые создают условия для воз­никновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недо­ношенным.

Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием ин­фекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, ди­зартрия при ДЦП проявляется в 65—85% случаев.

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различ­ными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ

Бульварная дизартрия(от лат. bulbus — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разру­шаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

Характерным является паралич или парез мышц глотки, гор­тани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом на­рушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба при­водит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.

У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочис­ленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне не­четкая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией, ами-мично.

Подкорковая дизартриявозникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой диз­артрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкине-

за. Гиперкинез — насильственные непроизвольные движения (в дан­ном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в сос­тоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Меняющийся характер мышечного тонуса (от нормального к по­вышенному) и наличие гиперкинеза обусловливают своеобразные нарушения фонации и артикуляции. Ребенок может правильно про-износить отдельные звуки, слова и короткие фразы (особенно в игре, в беседе с близкими или в состоянии эмоционального комфор­та), и через мгновение он же оказывается не в состоянии произнести ни звука. Возникает артикуляторный спазм, язык становится напря­женным, голос прерывается. Иногда наблюдаются непроизвольные выкрики, «прорываются» гортанные (фарингёальные) звуки. Дети могут произносить слова и фразы чрезмерно быстро или, наоборот, монотонно, с большими паузами между словами. Внятность речи страдает из-за неплавного переключения артикуляционных движе­ний при произнесении звуков, а также из-за нарушения тембра и силы голоса.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи — темпа, ритма и интона­ции.

Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи, проявляющимся изменчиво в зави­симости от состояния ребенка, и отражается главным образом на коммуникативной функции речи.

Иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается сни­жение слуха, осложняющее речевой дефект.

Мозжечковая дизартрияхарактеризуется скандированной «руб­леной» речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. В чистом виде эта форма у детей наблюдается редко.

Большие трудности для выделения и распознавания представ­ляет корковая дизартрия.При этой форме нарушается произволь­ная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию', так как прежде всего нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляцион­ной позы к другой. Дети способны четко произносить изолирован­ные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают заме­ны. Особенно трудны сочетания согласных звуков. При убыстрен­ном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.

Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляцион­ную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При

' См. гл. V настоящего пособия.

коррекции обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с тру­дом автоматизируются в речи.

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии -псевдобульбарная.Псевдобульбарная дизартрия является следст­вием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутри­утробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и арти­куляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возмож­ности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше. В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики мо­жет быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбар­ной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризу­ется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного ап­парата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недоста­точно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и гло-тания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артику­ляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна сма-занность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произ­ношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артику­ляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается; то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобра­зие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хо­рошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопеди­ческий пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.

2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутст­вие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытя­нуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребе­нок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность пред­ставляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Ха­рактерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и гло­тания.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата яв­ляется тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за мало­подвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обыч­но с сильным носовым выдохом. Звуки any недостаточно 'чет­кие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся при­ближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, стра­дающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько не­понятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5—6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.

Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляет­ся индивидуальный подход.

3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — а н а р т-р и я — характеризуется глубоким поражением мышц и полной без­деятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движе­ния губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораз­дельные звуки.

Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нару­шениями речи, где благодаря специальным логопедическим ме­тодам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произ-

Наши рекомендации