Функциональная дислалия. ее причины

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органи­ческой основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье.Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малы­шом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию.Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает иска­женному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье.Разго­варивая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность,когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправ­ляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха.При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающих­ся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата:языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха.На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затрудне­ние в дифференциации шипящих и свистящих звуков, зконких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка.У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛАЛИИ

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произ­носит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с' и з'. Исключение составляют звуки рил. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствиитех или иных звуков, либо в их искажениях,либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствиезвука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

Искажениезвука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической' системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

Звук может заменятьсядругим звуком, имеющимся в фонети­ческой системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и раз-личающихря по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо куЛак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и разли­чающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и раз-личающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы};

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков,— это простая дислалия, если пять звуков и более — сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих),— это мономорфная дислалия.Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм),— это полиморфная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относя­щегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм(от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм(от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р'.

3. Ламбдацизм(от названия греческой буквы ламбда, обозна­чающей звук л) — недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков:

каппацизм— звуков кик'; гаммацизм— звуков ги г'; хитизм— звуков х и х'\ йотацизм— звука и

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и].

5. Дефекты озвончения— недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения— недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Наши рекомендации