Личностные, метапредметные , предметные результаты.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1)понимание русского языка как основной из основных национально- культурных ценностей русского народа ; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования ;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ;стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-владение различными видами монолога и диалога;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических , лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения ;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2)применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения , совместного выполнения какой- либо задачи , участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения учащимися данной программы по русскому (родному) языку являются:

1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа , как государственного языка РФ и языка межнационального общения;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Раздел II. Содержание учебного курса

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речь и речевое общение.

1.Речь и речевое общение. Речь устная и письменная.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи, анализ образцов устной и письменной речи. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста. Передача содержания текста в развернутом или сжатом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Текст

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: официально - деловой.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, Особенности научного стиля.

Основные жанры стилей. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, письмо, заявление.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)

КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык- государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык- язык художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке.

Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика. Орфоэпия.

Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков русского языка. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенность ударения в русском языке Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.).Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Графика.

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Морфемные словари русского языка. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

Лексикология и фразеология.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Словари русского языка.

Морфология.

Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Классификация сложных предложений. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов.

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных. Правописание окончаний в словах разных частей речи. Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц. Слитное и дефисное написание сложных существительных.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными и с глаголами. Правописание предлогов из-за, из-под, по-над; частиц бы, ли, же. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами; с обращениями, вводными словами.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура.

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Раздел 3. Учебно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего – 210 часов; в неделю – 6 часов

Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), с учетом примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку.

Учебник:Русский язык.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2013

Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на:
уроки Контрольные работы Развитие речи
уроки изложения сочинения
Язык. Речь. Общение      
Повторение изученного в 5 классе    
Текст      
Лексика. Культура речи    
Фразеология. Культура речи    
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Имя существительное  
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение    
Имя числительное  
Повторение и систематизация изученного в 6 классе  
Резервные уроки        
Административные контрольные работы        
  Итого:

Раздел 4. Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)

Дата   № урока Тема урока Планируемый результат ИКТ и проектная деятельность Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)  
план факт  
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3 ч: 2+1 р.р. .)  
    Русский язык – один из развитых языков мира   Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элемен­тарные сведения об историче­ских изменениях в разных об­ластях русского языка, об эти­мологии как науке о происхож­дении исконно-русских и ино­язычных слов, уметь работать с учебным этимологическим сло­варем Презентация учителя Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важнейшим показателем культуры человека. Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.  
    Язык, общение, речь     Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения.  
    Развитие речи. Ситуация общения     Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Пишут поздравление учителю. Высказывают свое мнение о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения.  
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (8ч: 5+2 р.р.+1 к.р.)  
    Фонетика. Орфоэпия Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягко­сти-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвон­чения согласного. Уметь нахо­дить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; соблюдать основные правила литературного произ­ношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяс­нять причину количественного несоответствия букв и звуков, делить слова на слоги для переноса, осознавать смыслоразличительную роль ударения, определять ударение в слове, группировать слова с общно­стью фонетических признаков, обнаруживать ошибки в звуча­щей речи, уметь пользоваться орфоэпическим словарем Презентация учителя Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным Ъ и разделительным Ь.  
    Морфемы в слове. Орфограм­мы в при­ставках и корнях слов Знать определения морфем, орфографические правила, изу­ченные в этом разделе в 5 классе; уметь давать структур­но-грамматическую характери­стику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинако­вой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографиче­ских правил, определять значе­ние морфем, группировать сло­ва по видам орфограмм, поль­зоваться словарем морфемных моделей слов Проектная работа Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.  
    Развитие речи Части речи Знать определения частей ре­чи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грам­матическое и лексическое зна­чения слова. Знать орфогра­фические правила, уметь при­менять их на практике. Уметь образовывать формы имени­тельного и родительного паде­жей множественного числа. Уметь правильно ставить уда­рения в краткой форме прила­гательных, в глаголах, при про­изношении которых допускают­ся ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфем­ных признаков   Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.  
      Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание Знать определения частей ре­чи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грам­матическое и лексическое зна­чения слова. Знать орфогра­фические правила, уметь при­менять их на практике. Уметь образовывать формы имени­тельного и родительного паде­жей множественного числа. Уметь правильно ставить уда­рения в краткой форме прила­гательных, в глаголах, при про­изношении которых допускают­ся ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфем­ных признаков Знать о роли словосочетаний в языке; чем словосочетание отличается от слова и предложения; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Знать определение простых предложений. Уметь производить синтаксиче­ский разбор. Знать правила постановки зна­ков препинания в простых пред­ложениях с обобщающими сло­вами, с однородными членами, при обращении Презентация учителя Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.  
      Простое предложение. Знаки препинания Сложное предложение. Запятые в сложном предложении Синтаксический разбор предложений Знать определение простых предложений. Уметь производить синтаксиче­ский разбор. Знать правила постановки зна­ков препинания в простых пред­ложениях с обобщающими сло­вами, с однородными членами, при обращении Знать определение сложных предложений. Уметь производить синтаксиче­ский разбор. Знать правила постановки зна­ков препинания в сложных предложениях Знать определение сложных предложений. Уметь производить синтаксиче­ский разбор. Знать правила постановки зна­ков препинания в сложных предложениях Презентация учителя   Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространенные и нераспространенные предложения; предложения с обращениями. Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам. Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения.  
    Развитие речи Прямая речь. Диалог. Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; знать о разделительной и выделительной функциях знаков препинания в предложениях с прямой речью; схемы предложений с прямой речью; знать, что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога. Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; составлять схемы предложений с прямой речью; находить по указанным схемам предложения с прямой речью; уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему   Презентация учителя Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.  
    Контрольный диктант        
    Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками        
ТЕКСТ (5 ч: 3+2 р.р.)  
    Текст, его особенности Тема и основная мысль текста. Заглавие текста   Презентация учителя Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочеты в выборе средств связи между предложениями. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений.  
   
    Начальные и конечные предложения текста Ключевые слова     Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Придумывают сказку по одному из приведенных в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам.  
    Развитие речи Основные признаки текста   Презентация учителя Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведенное в упражнении стихотворение – текст. Анализируют диалог. Пишут рассказ.  
    Текст и стили речи     Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений.  
    Развитие речи Официально – деловой стиль речи   Презентация учителя Узнают особенности текстов официально – делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.  
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч: 8+2 р.р.)  
    Слово и его лексическое значение Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова»; понятия «однозначные» и «многозначные» слова; о прямом и переносном значении слов; понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы». Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить слова с переносным значением в тексте; определять переносное лексическое значение слова; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы к указанным словам Проектная работа Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам.  
    Развитие речи Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя») Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения. Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме Презентация учителя Выступают с устным сочинением – описанием картины.  
               
    Общеупотребительные слова Знать об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; понятие «диалектизмы»; о роли диалектизмов в жизни людей; способы обозначения диалектизмов в толковом словаре; о роли использования диалектизмов в художественных произведениях. Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова в тексте; разграничивать общеупотребительные и необщеупотребительные слова; находить диалектизмы в толковом словаре; объяснять цели употребления диалектизмов в художественных произведениях   Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.  
    Профессионализмы Знать понятие «профессионализмы»;знать сферу употребления профессионализмов; способы обозначения профессионализмов в толковом словаре; о роли использования профессионализмов в художественных произведениях. Уметь находить профессионализмы в толковом словаре; объяснять цели употребления профессионализмов в художественных произведениях; находить и исправлять ошибки, заключающиеся в смешении профессионализмов и общеупотребительных слов; находить в тексте профессионализмы, ставшие общеупотребительными словами; находить в тексте слова, придающие ему научный характер Презентация учителя Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художников в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.  
    Диалектизмы     Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов.  
    Развитие речи Изло­жение (сжатое) «Собира­тель русских слов» Знать прием «целевого» чтения, при котором нужный материал берется на заметку; знать об обобщенной форме передачи исходного текста. Уметь собирать материал по литературному источнику; уметь определять основную мысль текста; озаглавливать текст; анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме)     Готовятся к написанию сжатого изложения. Пишут сжатое изложение.    
    Исконно русские и заимствованные слова Знать понятия «исконно русские» и «заимствованные слова»; причины появления в языке новых исконно русских слов, причины заимствования; знать о роли заимствованных слов в русском языке; о словаре иностранных слов, об этимологическом словаре. Уметь разграничивать заимствованные и однокоренные исконно русские слова; находить заимствованные слова в тексте; подбирать однокоренные исконно русские слова к заимствованным; уметь пользоваться толковым словарем для установления иноязычного происхождения слова; определять язык — источник заимствованного слова по ситуации Презентация учителя Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.  
    Новые слова (неологизмы) Знать понятие «неологизмы»; причины появления неологизмов в языке; знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова. Уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху; уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова   Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведенных в учебнике неологизмов.  
    Устаревшие слова Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях. Уметь находить устаревшие слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля. Проектная работа Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте.    
    Словари   Презентация учителя Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.  
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5ч: 3+1 р.р.+1 к.р.)  
    Фразеологизмы. Знать понятие «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; о грамматическом изменении фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях. Уметь находить фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; находить фразеологизмы в толковом словаре; находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов; разграничивать фразеологизмы и свободные словосочетания; использовать фразеологизмы в нужной форме; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении; определять синтаксическую функцию фразеологизмов   Проектная работа Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы – фразеологизмы.  
    Развитие речи Источники фразеологизмов. Знать о собственно русском и заимствованном происхождении фразеологизмов. Уметь определять источник появления фразеологизма в языке; уметь заменять указанные свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами; употреблять фразеологизмы в речи Презентация учителя Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант.  
    Систематизация и обобщение изученного по разделам «Лексика и фразеология». Знать определения всех групп слов. Уметь определять лекси­ческое значение слова и фра­зеологизма, используя различ­ные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в кон­тексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соот­ветствии с их лексическим зна­чением и стилистическими свой­ствами. Уметь определять уме­стность употребления слов в ре­чи, в художественном тексте   Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разделов. Определяют заимствованные слова в тексте. Указывают признаки научного стиля в тексте. Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами.  
    Контрольная работа.     Пишут контрольный диктант  
    Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.        
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 ч: 24+4 р.р.+1 к.р.)  
    Морфемика и словообразование Знать предмет изучения словообразования, орфографии; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне — общее лексическое значение всех однокоренных слов; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; понимать, что морфемы — значимые части слова; знать об от<

Наши рекомендации