№ | Тема занятия | Задачи | Ко-во часов | Планируемый результат | Средства |
п/п | | | | | оценки |
| | | | | усвоения |
| | | | | материала |
| | | | | |
| Развитие внимания | Развивать внимание, понимание | | Уметь слушать | Игра «Раз- |
| и понимания речи | речи и словесно-логическое мыш- | | инструкцию и выполнять | ложи по по- |
| | ление | | ее последовательно. | лочкам» |
| | | | Заканчивать простейшие | |
| | | | обобщения, знание | |
| | | | основных цветов | |
| Формирование по- | Уточнить понятие «действие». Рас- | | Понимать вопросы: кто? | Игра «Чет- |
| нятия о действии | смотреть разные и одинаковые дей- | | что? что делает? Подби- | вертый лиш- |
| предмета | ствия. Учить подбирать к действию | | рать ответы в соответст- | ний» |
| | объекты, а к объекту действия | | вии с вопросом | |
| Развитие слухового | Развивать слуховое внимание и | | Различать звучание раз- | Игра «Верно |
| внимания и фоне- | фонематическое восприятие на ма- | | ных предметов, музыкаль- | или нет?» |
| матического вос- | териале неречевых звуков и слов, | | ных инструментов. Выде- | |
| приятия | близких по звуковому составу | | лять из потока звуков за- | |
| | | | данный звук, слог. Опре- | |
| | | | делять слова, сходные по | |
| | | | звуковому составу | |
| | | | | |
| Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения | Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами | | | Игра «Назови ласково» |
| Падежные конструкции, винительный падеж существительных в единственном числе | Учить дифференцировать вопросы: кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным | | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа | Игра «Кто это? Что это?» |
| Звуки [у], [а] | Выделять заданный гласный звук из потока звуков | | Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков | Игра «Хлопни, когда услышишь» |
| Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | | Пользоваться в речи глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени | Игра «Кто сказал правильно?» |
| Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе | Учить согласовывать существительное с глаголом в числе | | Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе | Упражнение «Один играет, двое играют» (изменять слова по образцу) |
| Звуки [а], [и] | Выделять гласный звук в начале слов | | Выделять первый ударный гласный звук, затем в безударной позиции | Игра «Назови первый звук» |
.
| | | | | |
| Понятия: «слово», | Учить составлять предложения, | | Уметь составлять предло- | Упражнение |
| «предложение». | заменяя дополнение без наглядной | | жение из трех слов (под- | «Придумай |
| Составление пред- | опоры. Учить строить фразу по | | лежащее + сказуемое + | предложение |
| ложений из трех | опорной схеме. Активизировать | | дополнение) | из трех слов» |
| слов. | словарный запас | | | (по образцу и |
| | | | | без него) |
| Пересказ текста, | Учить отвечать на вопрос разверну- | | Понимать вопрос что | Пересказ |
| составленного по | той фразой из 3 — 4 слов, переска- | | делать?, отвечать на него | |
| демонстрируемому | зывать текст, составленный из 3 — 4 | | полно и точно | |
| действию | простых предложений с наглядной | | | |
| | опорой в виде натуральных объек- | | | |
| | тов, предметов и действий с ними. | | | |
| | Развивать внимание и словесно- | | | |
| | логическое мышление | | | |
| Звуки [а], [у], [и] | Анализ звуковых сочетаний типа | | Выделять последователь- | Игра «Назо- |
| | ау, уи, ауи | | но все звуки в звукосоче- | ви звуки по |
| | | | тании | порядку» |
| Согласование чис- | Учить соотносить на слух и пра- | | Уметь согласовывать су- | Игра «Кто |
| лительных один, | вильно согласовывать в речи суще- | | ществительные с числи- | больше назо- |
| одна с существи- | ствительные мужского и женского | | тельными в роде | вет?» (один, |
| тельными | рода с числительными один, одна и | | | одна) |
| | подбирать существительные к этим | | | |
| | числительным | | | |
| Падежные конструкции. Родитель- | Учить образовывать существительное в родительном падеже единст- | | Уметь пользоваться в речи существительными в ро- | Игра «Чего нет?» |
| ный падеж сущест- | венного числа от существительного | | дительном падеже, отве- | |
| вительных в единственном числе без предлога и с предлогом^ | в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога^ | | чая на вопросы: чего не стало? у кого? | |
| Звуки [м], [н], [в], [ф] | Выделять согласный звук в начале слова | | Выделять первый согласный звук | Игра «Назови первый |
| | | | | звук» |
| Приставочные глаголы | Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу (ехать, учить), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный | | Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи | Игра «Скажи наоборот» |
| | глагол | | | |
| | | | | | | |
Тема | Цели | План занятия | Оборудование | Литература |
| | | | |
1-я неделя октября |
Разви- | Развивать слу- | Организационный момент | | [12, с. 31— |
тие | ховое внимание, | Знакомство с кабинетом, выделение зон (игровая, для | | 32, 62—63] |
внима- | понимание речи, | занятий). | | |
ния и | словесно-логи- | Логопед. Сядет тот, у кого в одежде есть ... цвет | | |
пони- | ческое мышле- | (основные цвета и некоторые оттенки). | | |
мания | ние, фонемати- | Основная часть | | |
речи. | ческое воспри- | 1. Игра «Найди лишний кубик» (по цвету и размеру). | Цветные кубики; | |
Разви- | ятие на материа- | 2. Игра «Найди такой же предмет по цвету» (форме): | геометрические | |
тие слу- | ле неречевых | — в окружающей обстановке; | фигуры, разные | |
хового | звуков и слов, | — на картинках. | по цвету; пред- | |
внима- | близких по зву- | Физкультминутка | метные картинки | |
ния и | ковому составу | Игра «Тихо — громко» (громко — бегать, спокойно — | | |
фонема- | | ходить, тихо — ходить на цыпочках). | | |
тиче- | | 3. Игра «Что ты слышишь?» (отгадать, что звучит и | Бубен; ширма; | |
ского | | назвать действие, например, переливается вода, ложка | стакан с водой; | |
воспри- | | стучит в стакане). | ложка; колоколь- | |
ятия | | 4. Игра «Верно или нет?» (услышав правильное назва- | чик; бумага; | |
| | ние слова, поднять красный кружок, неправильное — | фишки: красные, | |
| | желтый), например, панан, баман, паман, банан, ба- | желтые, предмет- | |
| | мам. | ные картинки | |
| | Итог занятия | | |
| | Логопед. Дети, сегодня мы учились различать | | |
| | предметы по цвету (форме), подбирать предмет к об- | | |
| | разцу. Учились внимательно слушать. | | |
2-я неделя октября | |
Форми- | Уточнить поня- | Организационный момент | | [12,с.32— | |
рование | тие «действие». | Логопед. Сядет тот, кто выполнит задание (топать, | | 33, 62—63] | |
понятия | Рассмотреть | хлопать, присесть, крикнуть, подпрыгнуть и т.д.). | | | |
о дейст- | разные и одина- | Основная часть | | | |
вии | ковые действия. | 1 . Игра «Кто это? Что делает?»: | Игрушка собачка; | | |
предме- | Учить подбирать | — действия детей (разные и одинаковые); | предметные кар- | | |
та. Раз- | к действию объ- | — собачка (лает, прыгает, бежит, ест, пьет, кру- | тинки животных и | | |
витие | екты и к объекту | жится и т.д.). | птиц | | |
слухо- | действия. | 2. Игра «Четвертый лишний» (лишнее животное или | | | |
вого | Развивать слу- | птица, как передвигается). | | | |
внима- | ховое внимание | Физкультминутка | | | |
ния и | и фонематиче- | Игра «Летает — не летает». | | | |
фонема- | ское восприятие | 3. Игра «Кто пришел? Что принес?» (игрушки с музы- | Игрушки: мишка, | | |
тиче- | | кальными инструментами). | собачка, кукла; | | |
ского | | 4. Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [о], [у] в | барабан; бубен; | | |
воспри- | | ряду других звуков». | погремушка; шир- | | |
ятия | | Звук [а]: | ма | | |
| | а-у-м-и-с-а-с-з-а-ш-ж-а | | | |
| | Звук [у]: | | | |
| | а-у-м-и-у-с-а-з-ш-у-ж | | | |
| | Звук [о]: | | | |
| | а-о-м-и-о-у-с-а-ш-о-ж-о | | | |
| | Итог занятия | | | |
| | Логопед. Дети, сегодня мы выполняли разные дви- | | | |
| | жения. Слушали и различали звуки | | | |
| | | | | | | |
3-я неделя октября |
Нарица- | Развивать уме- | Организационный момент | | [7, с. 17—18, |
тельные | ние образовы- | Логопед. Сядет тот, кто назовет свое имя ласково. | | 31—34] |
сущест- | вать слова с | Основная часть | | |
витель- | уменьшительно- | 1. Игра «Четвертый лишний» (повторение и закрепле- | Картинки с жи- | |
ные с | ласкательными | ние прошлого задания). | вотными | |
суф- | суффиксами. | 2. Звуки [а], [у]. | | |
фикса- | Уметь выделять | Звукоподражание со звуками [а], [у]: | Зеркала | |
ми | заданный звук из | а-а-а — плачет девочка; а-а-а — поет; а-а-а — укачива- | | |
умень- | потока звуков | ет куклу; у-у-у — гудит пароход; у-у-у — звучит ду- | | |
ши- | | дочка; у-у-у — плачет мальчик. | | |
тельно- | | Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [у]»: | | |
ласка- | | — в ряду звуков; | | |
тельно- | | — в ряду слогов. | | |
го зна- | | [а] — та-то-ту; ну-ны-на; бо-ба-бы; | | |
чения. | | [у] — му-мы-ма; но-на-ну. | | |
Звуки | | Артикуляция звуков [а], [у], соотнесение с символами. | | |
[У], [а] | | Физкультминутка | | |
| | Игра «Большой — маленький» (на ласковое слово — | | |
| | бегать, если его нет — приседать). | | |
| | 3. В гости пришли две куклы (большая и маленькая). | Две куклы | |
| | Кукла — куколка, Катя — Катенъка; рассмотреть час- | | |
| | ти тела (голова — головка, рука — ручка и т.д.). | | |
| | 4. Игра «Подарки Кате и Катеньке» (игрушки, отли- | Игрушки разного | |
| | чающиеся размерами). | размера; окру- | |
| | 5. Игра «Назови ласково»: | жающие предме- | |
| | — окружающие предметы; | ты; предметные | |
| | — изображение на картинках | картинки | |
|
| | Итог занятия | | |
| | Дети рассказывают, чем они занимались на занятии. | | |
| | Оценка их деятельности | | |
4-я неделя октября |
Вини- | Учить диффе- | Организационный момент | | [12, с. 33— |
тельный | ренцировать | Логопед. Сядет тот, кто назовет первое слово, начинаю- | | 34]; [7, |
падеж | вопросы кто? | щееся на звук [а], второе на звук [у], свое имя — ласково. | | с. 20— 21] |
сущест- | кого? что? в | Основная часть | | |
витель- | зависимости от | 1 . Упражнение «Живое — неживое». | | |
ных в | того, является ли | Различение одушевленных и неодушевленных предме- | | |
единст- | существитель- | тов. | | |
венном | ное одушевлен- | 2. Игра «Четвертый лишний» (по принципу «живое — | Предметные кар- | |
числе | ным или неоду- | неживое»). | тинки, мяч | |
| шевленным. | Физкультминутка | | |
Глаголы | Учить образовы- | Игра «Живое — неживое» (услышав одушевленное | | |
муж- | вать глаголы | слово, дети хлопают над головой, неодушевленное — | | |
ского и | мужского и жен- | топают ногами). | | |
женско- | ского рода в | 3. Игра «Скажем про Таню и Рому». | Картинки с сюже- | |
го рода | прошедшем | Логопед (показывает картинку). Таня подметала | том | |
в про- | времени | пол. Что делала Таня? | | |
шедшем | | Дети. Таня подметала пол. | | |
времени | | Логопед. Что делал Рома? | | |
| | Дети. Рома строил башню. | | |
| | По другим картинкам дети отвечают на вопросы: Что | | |
| | делал (а) Рома? (Таня?) | | |
| | 4. Игра «Эхо». | | |
| | Логопед. Мальчик умывается. | - | |
| | Дети. Мальчик умывался вчера. | | |
| | Итог занятия | | |
| | Оценка деятельности детей | | |
| | 1 -я неделя ноября | | | |
Согла- | Учить согласо- | Организационный момент | | [7, с. 16,34] | |
сование | вывать сущест- | Логопед. Сядет тот, кто назовет по одному слову, | | | |
сущест- | вительное с гла- | обозначающему «живой» и «неживой» предмет. | | | |
вител.-- | голом в единст- | Основная часть | | | |
ного и | венном и мно- | 1 . Игра «Парные картинки». | Картинки с одним | | |
глагола | жественном | Девочка пьет сок — девочки пьют сок. Мальчик поку- | сюжетом | | |
в един- | числе. | пает лимон — дети покупают лимоны. | | | |
ствен- | Обучать выде- | Дети выбирают парную картинку и образовывают от | | | |
ном и | лению гласного | глаголов единственного числа глаголы множественно- | | | |
множе- | звука в начале | го, согласовывая их с существительным. | | | |
ствен- | слов (в ударной | 2. Игра в мяч (вариант «Эхо»). | Мяч | | |
ном | и безударной | Перекидывая мяч, дети образовывают от глаголов един- | | | |
числе. | позиции) | ственного числа глаголы множественного и наоборот | • | | |
Звуки | | Физкультминутка «.Большой — маленький» | | | |
И, [и] | | 3. Повторение звуков [а], [и] (опорные картинки, символы). | Картинки — де- | | |
| | 4. Игра «Эхо». | вочка с куклой, | | |
| | Выделение звука [и] из слов: игры, иглы, ивушка, ивол- | волк, символы | | |
| | га', произнесение, характеристика, символ. | | | |
| | 5. Игра «Угадай-ка» (по артикуляции назвать звук, по | Предметные кар- | | |
| | звуку показать артикуляцию [а], [у], [и]. | тинки: индюк, | | |
| | 6. Упражнение «Найди картинку» (подбор слов, начи- | ива, иголка, ирис, | | |
| | нающихся со звука [и]). | ишак; игрушки; | | |
| - | Итог занятия | инструменты | | |
| | Дети перечисляют игры, которые им понравились и | | | |
| | запомнились | | | |
| | 2-я и 3-я недели ноября | | |
Состав- | Знакомить с | Организационный момент | | [12, с. 34— |
ление | понятиями: | Логопед. Сядет тот, кто назовет слово, начинаю- | | 35, 53—54] |
трех- | «слово», «пред- | щееся на звук [и], и вспомнит чистоговорку на этот | | |
словных | ложение». | звук. | | [7, с. 33—35] |
пред- | Учить состав- | Основная часть | | |
ложе- | лять трехслов- | 1 . Упражнение «Придумываем предложения из трех | | |
ний. Пере- сказ | ные предложе- ния. Учить строить | слов». Составить предложения: а) по сюжетным картинкам и по вопросам: кто? что | Сюжетные кар- | |
текста, | фразу по опор- | делает? что?; | тинки | |
состав- ленного | ной схеме. Ак- тивизировать | б) при помощи опорных схем-карточек. 2. Игра «Что перепутал Незнайка?» (см. [1 1, с. 35, № 4]). | Опорные схемы- карточки | |
по де- | словарный за- | Ваза разбила девочку. Гусеница склевала воробья. Ку- | | |
монст- | пас. | рица утащила лису. Заяц догоняет волка. Корзина не- | | |
рируе- | Учить отвечать | сла девочку. Рыбка поймала рыбака. Всадник везет | | |
мому | на вопрос раз- | лошадь. | | |
дейст- | вернутой фор- | Физкультминутка «Что делаем?» (имитируем стирку, | | |
вию. | мой из трех, | глажку и т.д.). | | |
Звуки | четырех слов, | 3. Звуки [а], [у], [и]. | Опорные сигналы | |
[а], [у], | пересказывать | Придумать имя мальчика или девочки на заданный | звуков [а], [у], [и] | |
[и] | текст, состав- | звук. | | |
| ляемый из трех- | Игра «Подари звуку [а] ([у], [и]) картинку, начинаю- | Предметные кар- | |
| четырех простых | щуюся на этот звук. | тинки | |
| предложений. | Анализ звукосочетаний ау, уа, иа, уи, ауи | • | - |
| Развивать вни- мание и | | | |
| | | | | | | | | |
| словесно- | Физкультминутка «Мячики» | | |
| логическое | Девочки и мальчики прыгают как мячики. | | |
| мышление. | Ножками топают, ручками хлопают. | | |
| Уметь выделять | Головой кивают, все вместе отдыхают. | | |
| гласные звуки | 4. Рассмотреть картинку, на которой изображены дети, | Сюжетная кар- | |
| [а], [у], [и] в | выполняющие определенные действия. Беседа по во- | тинка | |
| начале слов, | просам. Чтение рассказа к этой картинке. Пересказ | | |
| анализ звуковых | детьми текста. | | |
| сочетаний ау, уи, | Итог занятия | | |
| ауи | Дети перечисляют игры, которые им запомнились | | |
4-я неделя ноября, 1 -я неделя декабря |
Согла- | Учить соотно- | Организационный момент | | [12, с. 35— |
сование | сить на слух и | Логопед. Сядет тот, кто «подарит» слова Ане (Уле, | | 37; 7, с. 35— |
числи- | правильно со- | Ире). | | 38] |
тельных | гласовывать в | Каждый ребенок называет 2 — 3 слова на заданный | | |
один, | речи существи- | звук. | | |
одна с | тельные муж- | Основная часть | | |
сущест- | ского и женско- | 1. Игра: «Назови, не ошибись». | | |
витель- | го рода с числи- | Назвать части тела с числительным один, одна. Одна | | |
ными. | тельными один, | голова, один нос и т.д. | | |
| одна и подби- | 2. Игра «Расставь картинки». | Кубик, пирамид- | |
| рать существи- | При слове «один» картинку положить под кубик, при | ка; предметные | |
| тельные к этим | слове «одна» — картинку под пирамидку. | картинки; «пись- | |
| числительным. | 3. Игра «Исправим Незнайкины ошибки» [1 1, с. 35 | мо» от Незнайки | |
| | №5]. | | |
Роди- | Учить образовы- | Физкультминутка «Мячики» | | | |
тельный | вать существи- | 4. Произнести звуки [н], [м], выделить их в словах, | Опорные картин- | | |
падеж | тельные в роди- | дать характеристику звуков. | ки; символы; си- | | |
сущест- | тельном падеже | 5. Выделить звуки [н], [м] на слух (из ряда согласных | ний квадрат — на | | |
витель- | единственного | звуков, слогов, слов). | каждого ребенка. | | |
ных в | числа от суще- | 6. Игра «Подарки Наташе и Маше». | | | |
единст- | ствительных в | Физкультминутка | Птичка (начало, | | |
венном | именительном | 7. Игры «Чего не стало?», «Чей голос?» (звукоподра- | конец слова). | | |
числе | падеже, согласо- | жание), «Кого испугался трусишка Коля?». | Предметные кар- | | |
без | вывая существи- | | тинки; игрушки; | | |
предлога | тельное с сосед- | | картинки живот- | | |
ис | ними словами. | Итог занятия | ных, птиц, насе- | | |
предло- | Уточнить значе- | Оценка деятельности детей | комых | | |
гом. | ние предлога [у]. | | | | |
Звуки | Знакомить со | | | | |
[м], [н] | звуками [м], [н], | | | | |
| понятием «со- | | | | |
| гласный звук» | | | | |
| | | | | | | |