Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их реализации
Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению учебного материала и являющихся основной целевой установкой коррекционно-развивающего обучения, требует учета, реализации общих положений, дидактических принципов (рис. 2).
Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствующие развитию динамичности восприятия.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в следующем: учитель должен организовать обучение так, чтобы у учащихся развился навык переноса обработки информации на свое индивидуальное задание и тем самым формировался и развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого урока (занятия) упражнялись и развивались различные психические процессы и функции (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие.
Библиотека журнала «Логопед»
аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, концентрация, объем внимания и т.д.), для исправления недостатков которых существуют специальные приемы. Невозможно в течение одного занятия корригировать несколько, а тем более все психические функции, хотя при работе с учениками учитель опирается почти на все ВПФ. Но опора на ВПФ и их преднамеренная коррекция и развитие — абсолютно разные понятия. Учитель должен отличать словесные, наглядные и практические методы обучения от методов коррекции недостатков ВПФ.
Принцип мотивации к учению основан на учете следующего положения: в ходе коррекционно-развивающего обучения, при наличии у ребенка интереса, ВПФ начинают активно работать, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития особого ребенка.
Предлагаем конспекты логопедических занятий с учетом личностно-ориентированного подхода к комплексной коррекции нарушений в развитии и комментарии к ним. Система их организации — основная для логопедической работы в условиях школьного логопункта. Занятия направлены на изучение звуков речи, их дифференциацию и формирование умений связно говорить.
Звуки [с], [с1]
Задачи
Дидактические:
- учить различать звуки, оппозиционные по твердости-мяг
кости;
- формировать навыки синтеза односложных слов (типа СУП).
Коррекционная: развивать фонематическое восприятие де
тей на основе упражнений в выделении звуков.
Воспитательная: та же.
Оборудование: демонстрационные картинки, таблица, карточки со словами, зеленые и синие фишки, стихотворение Н. Некрасова «Снежок».
* * *
1. Дети повторяют сочетания слов с мягкими и твердыми согласными звуками по три из тех, какие могут произносить правильно (на выбор, по желанию):
та-тя-та, па-пя-па, ми-мы-ми и т.д.
Школьный лесопункт: организация и содержание работы
Развиваются и корректируются особенности личности ребенка (адекватная самооценка, предоставление права выбора создает ситуацию успеха, повышает положительную мотивацию к учебе).
2. Определить тему занятия нам помогут загадка, отгадка
и правильные ответы на вопросы:
Светит, сияет, всех согревает.
- Как ласково называем его? (Солнышко.)
- Какой первый звук вы услышали в слове солнышко?
- Какой первый звук в слове сияет?
- Какой из них мягкий согласный?
- Произнесите твердый звук. Оба эти звука ... (соглас
ные). Определите тему занятия.
Объяснение педагога воспринимается с высокой концентрацией внимания, заметно повышается заинтересованность в предлагаемой работе.
3. Развитие фонематического восприятия.
Дети берут в руки зеленый и синий квадраты, лежащие у каждого из них на столах. Поднимают зеленый квадрат, если услышат мягкий звук [с'], и синий, когда прозвучит твердый звук [с]. Сначала логопед произносит слоги, потом — слова с данными звуками в начальной позиции: со, се, са, сю, сы, слива, созывать, сидеть, синий, сетка, гуси, заснуть, пастух, засада, осень.
Для развития и коррекции необходимо выделить ту психическую функцию, на которую ложится наибольшая нагрузка и ответственность при проведении именно этого занятия (фонематическое восприятие) и подобрать для ее развития вполне определенные специальные коррекционные упражнения.
4. Характеристика звуков [с], [с'] по артикуляционным
и акустическим признакам с использованием слов-опор:
твердый, глухой, мягкий, звонкий, свистящий, согласный,
гласный.
5. Развитие звукового анализа и синтеза, произношение
звуков [с], [с'] в слогах:
- «Я "бросаю" вам звуки, а вы возвращаете мне слоги»: с, а
(са); с', и (си) и т.д.
- игра «Эхо». Я называю слоги с твердыми согласными, а вы
их «возвращаете» с мягкими согласными: са (ся); су (сю);
сы (си); со (се).
- Вы мне зададите вопрос по этим картинкам (на доску выстав
ляются картинки с изображением самолета, утки, парохода).