Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их реализации

Создание условий, способствующих развитию личности ре­бенка, эффективному усвоению учебного материала и являю­щихся основной целевой установкой коррекционно-развиваю­щего обучения, требует учета, реализации общих положений, дидактических принципов (рис. 2).

Принцип развития динамичности восприятия предполага­ет построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на дос­таточно высоком уровне сложности, на основе постоянного ак­тивного включения межанализаторных связей. Задача педаго­га заключается в том, чтобы давать задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствующие развитию динамичности восприятия.

Принцип продуктивной обработки информации заключа­ется в следующем: учитель должен организовать обучение так, чтобы у учащихся развился навык переноса обработки инфор­мации на свое индивидуальное задание и тем самым форми­ровался и развивался механизм самостоятельного поиска, вы­бора и принятия решения.

Принцип развития и коррекции высших психических функ­ций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого урока (заня­тия) упражнялись и развивались различные психические про­цессы и функции (зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие.

Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их реализации - student2.ru

Библиотека журнала «Логопед»

аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, концентрация, объем внимания и т.д.), для исправления недо­статков которых существуют специальные приемы. Невозможно в течение одного занятия корригировать несколько, а тем более все психические функции, хотя при работе с учениками учитель опирается почти на все ВПФ. Но опора на ВПФ и их преднаме­ренная коррекция и развитие — абсолютно разные понятия. Учи­тель должен отличать словесные, наглядные и практические ме­тоды обучения от методов коррекции недостатков ВПФ.

Принцип мотивации к учению основан на учете следую­щего положения: в ходе коррекционно-развивающего обуче­ния, при наличии у ребенка интереса, ВПФ начинают актив­но работать, развивая тем самым межфункциональные отно­шения, на базе которых и формируется обходной путь развития особого ребенка.

Предлагаем конспекты логопедических занятий с учетом личностно-ориентированного подхода к комплексной коррек­ции нарушений в развитии и комментарии к ним. Система их организации — основная для логопедической работы в ус­ловиях школьного логопункта. Занятия направлены на изу­чение звуков речи, их дифференциацию и формирование уме­ний связно говорить.

Звуки [с], [с1]

Задачи

Дидактические:

- учить различать звуки, оппозиционные по твердости-мяг­
кости;

- формировать навыки синтеза односложных слов (типа СУП).
Коррекционная: развивать фонематическое восприятие де­
тей на основе упражнений в выделении звуков.

Воспитательная: та же.

Оборудование: демонстрационные картинки, таблица, кар­точки со словами, зеленые и синие фишки, стихотворение Н. Некрасова «Снежок».

* * *

1. Дети повторяют сочетания слов с мягкими и твердыми согласными звуками по три из тех, какие могут произносить правильно (на выбор, по желанию):

та-тя-та, па-пя-па, ми-мы-ми и т.д.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

Развиваются и корректируются особенности личности ребенка (адек­ватная самооценка, предоставление права выбора создает ситуацию ус­пеха, повышает положительную мотивацию к учебе).

2. Определить тему занятия нам помогут загадка, отгадка
и правильные ответы на вопросы:

Светит, сияет, всех согревает.

- Как ласково называем его? (Солнышко.)

- Какой первый звук вы услышали в слове солнышко?

- Какой первый звук в слове сияет?

- Какой из них мягкий согласный?

- Произнесите твердый звук. Оба эти звука ... (соглас­
ные). Определите тему занятия.

Объяснение педагога воспринимается с высокой концент­рацией внимания, заметно повышается заинтересованность в предлагаемой работе.

3. Развитие фонематического восприятия.

Дети берут в руки зеленый и синий квадраты, лежащие у каждого из них на столах. Поднимают зеленый квадрат, если услышат мягкий звук [с'], и синий, когда прозвучит твердый звук [с]. Сначала логопед произносит слоги, потом — слова с данными звуками в начальной позиции: со, се, са, сю, сы, слива, созывать, сидеть, синий, сетка, гуси, заснуть, пастух, засада, осень.

Для развития и коррекции необходимо выделить ту психическую фун­кцию, на которую ложится наибольшая нагрузка и ответственность при проведении именно этого занятия (фонематическое восприятие) и подо­брать для ее развития вполне определенные специальные коррекционные упражнения.

4. Характеристика звуков [с], [с'] по артикуляционным
и акустическим признакам с использованием слов-опор:
твердый, глухой, мягкий, звонкий, свистящий, согласный,
гласный.

5. Развитие звукового анализа и синтеза, произношение
звуков [с], [с'] в слогах:

- «Я "бросаю" вам звуки, а вы возвращаете мне слоги»: с, а
(са); с', и (си) и т.д.

- игра «Эхо». Я называю слоги с твердыми согласными, а вы
их «возвращаете» с мягкими согласными: са (ся); су (сю);
сы (си); со (се).

- Вы мне зададите вопрос по этим картинкам (на доску выстав­
ляются картинки с изображением самолета, утки, парохода).

Наши рекомендации