Источники муниципального права: понятие, классификация.

Источниками отрасли являются, действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы. Для них характерно комплексность.

Источники можно классифицировать:

1)По охвату регулируемых отношений

• систематизированные

• отраслевые (комплексны характер выводит нас на отраслевые; различные кодексы)

тематические или специализированные (в той или иной степени закрепляют институт местного самоуправления; пр. институт регистрации устава)

2)По юридической силе

• законодательные

• подзаконные

• международные

3)По кругу субъектов:

• акты ОГВ

• акты ОМС

• акты, принятые населением муниципального образования

4)По уровню правового регулирования

• федеральные

• международные

• региональные

• локальные

Источники – акты, созданные муниципально-правовыми нормами.

4 группы источников:

1) общепризнанные нормы международного права;

2) федерально-правовые нормы;

3) нормативные акты субъектов;

4) локальные акты;

5) правовой обычай – правило, сложившиеся в результате единообразного повторения определенных фактических отношений и получившие признание государства.

4. Конституция РФ, федеральное законодательство как источники муниципального права.

Конституция РФ является основным источником МП.

Нормы, посвящённые организации и деятельности МС, закреплены в главах 1 –3, 6, 8 Конституции РФ.

Ст.3 Конституции устанавливает, что единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть в том числе и через органы МС.

Ч.2 ст.8 и ч.2 ст.9 выделяют среди прочих и муниципальную форму собственности.

Ст.15 обязывает органы и должностных лиц МС соблюдать Конституцию и законы.

Ст.18 закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность как органов гос. власти, так и МС.

Ст.32 предоставляет право гражданам РФ избирать и быть избранными в органы МС, а ст.33 предусматривает право обращения граждан как индивидуально, так и коллективно в органы МС.

Глава 8 (ст.130 – 133) посвящена непосредственно МС. Однако определения понятия «МС» в Конституции не содержится. В Конституции устанавливается, что МС обеспечивает самостоятельность решения населением вопросов местного значения, осуществляемое в городских и сельских поселениях. Кроме того, Конституция гарантирует судебную защиту МС.

Кроме того, одно из основных мест в Конституции занимает ст.12, которая устанавливает, что МС в пределах своих полномочий самостоятельно, органы МС не входят в систему органов гос. власти.

Основным ФЗ, определяющим организацию и деятельность МС, является ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» от 28 августа 1995 г. (последние изменения в него были внесены 4 августа 2000 г.). Данный закон является базовым, однако, предусматривает принятие около 15 ФЗ, касающихся сферы МС.

На федеральном уровне МС регулируется также указами Президента, постановлениями Правительства, актами палат Федерального Собрания.

Одним из важнейших указов президента является указ «Об утверждении основных положений гос. политики в области развития МС в РФ» от 15 октября 1999 г. (опублик. в «Российской газете» от 21 октября 1999 г.). Указ является своеобразным подведением итогов четырёхлетней деятельности МС.

Особенным источником МП являются акты Конституционного суда РФ.

По мнению Захарова, по формальным признакам их вряд ли можно отнести к источникам, поскольку они не содержат норм права. Однако решения КС затрагивают вопросы проверки конституционности законов, подзаконных актов, разрешения споров о компетенции. Акты или их отдельные положения, признанные судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, в компетенцию КС входит толкование отдельных положений Конституции. Причём правовая позиция КС, высказанная в более ранних постановлениях, сохраняет свою силу и в последующих актах. Всё вышесказанное позволяет утверждать, что, хотя акты КС и нельзя назвать источниками МП, но в систему источников включать их можно.

5. Законодательство субъектов РФ как источник муниципального права. ?????Решения конституционных (уставных) судов субъектов в системе ?????источников муниципального права.????

В соответствии с п.«н» ст.72 Конституции организация МС находится в совместном ведении РФ и её субъектов. Общие полномочия органов гос. власти субъектов в области МС определены в ФЗ «Об общих принципах…» (ст.5 или ст.6 Проекта).

Базовыми актами в области МС на уровне субъектов являются конституции и уставы субъектов. В них степень детализации положений о МС различна.

Законы субъектов должны более детально регулировать вопросы МС по сравнению с федеральными актами, поскольку федеральное законодательство не в силах учесть всех особенностей того или иного субъекта.

Существуют различные формулировки самих названий законов субъектов: «О МС», «Об организации МС» (Ленинградская, Нижегородская область), «Об основах организации МС» (Чувашия), «Об органах МС» (Хакасия), «Об общих принципах организации МС» (Бурятия). По мнению Захарова, более правильный подход – называть законы (О МС» либо «Об организации МС», поскольку общие принципы и основы МС регулируются федеральным законодательством.

В процессе законодательного регулирования вопросов МС в субъектах федерации необходимо исходить из следующих положений:

1. субъекты федерации должны признавать для себя обязательными нормы Конституции РФ и федерального законодательства

2. требуется неукоснительно реализовывать те нормы, которые являются общими и не требуют юридической детализации

3. важно чётко определить пределы и объём законодательного регулирования субъектами РФ

4. необходима конкретизация некоторых норм Конституции и ФЗ «Об общих принципах…»

5. предстоит урегулировать вопросы организации и деятельности МС, относящиеся к ведению субъектов РФ

Наши рекомендации