День третий. 30 июня, пятница
09.30 - 10.00 Участники конференции собираются. Работает книжный киоск
10.00 - 10.30Кратко о третьем рабочем дне
10.30 – 11.30
· Вадим Пугач
Зал Принципы новой дидактики
11.30 – 13.30
· Семинар «О структурах становления и сохранения педагогических практик»
Ауд. №1 («Школы-лаборатории», «Научно-педагогические объединения», «Инновационные комплексы в сфере образования»)
Ведущие: Андрей Русаков, Анатолий Цирульников, Михаил Эпштейн
· Семинар-дискуссия «Встречи на границах наук и стилей»
Ауд. №2 О проблемах межпредметной интеграции в образовании.
Ведущие: Валерий Пузыревский, Вадим Пугач
Обед
15.00 – 16.45
· Круглый стол «Открытость в мир и внутренний уклад школы»
Ауд. №1 Ведущие: Андрей Русаков, Наталья Касицина
· Евгений Кремер
Ауд. №2 Мастер-класс «Сценарирование образовательных событий и другие методические инструменты рефлексивной педагогики сотворчества»
Подводим итоги конференции
Обсуждаем отснятое и увиденное участниками в видео-мастерской
Зал Татьяны Климовой «Мысль изреченная есть ложь»
Делимся впечатлениями и выводами
Общение в кулуарах для желающих и имеющих силы
В данную предварительную программу
будут вноситься дополнения и изменения.
Комментарии к некоторым событиям конференции
«Панорама жизни альтернативных школ»
Два основных акцента: Открытость в мир. Внутренний уклад
О своем опыте рассказывают альтернативные школы
Формат разговора: короткие видео, рассказы и комментарии, ответы на вопросы. Общее обсуждение по завершению выступлений школ
Ведущие: Андрей Русаков, Наталья Касицина
В ходе этих встреч (таких встреч в ходе конференции будет несколько) мы предполагаем, что представители школ смогут рассказать об опыте работы школ (с учетом предложенных акцентов), покажут какое-то короткое видео (отрывок из видео), иллюстрирующий опт школы в обсуждаемой тематике, ответят на вопросы. В конце каждой такой встречи мы предполагаем, что состоится завершающая аналитическая дискуссия, в ходе которой мы попробуем сформулировать и обсудить замеченные проблемы, прорывы, тренды, перспективы.
Какие вопросы, в том числе, предполагаем обсудить в ходе этих встреч:
Удается ли (и как) втянуть в участие в школьной программе партнеров из бизнеса, музеев, др. организаций…?
Метод проектов в школе – на границе учебы, исследования и практической деятельности. Почему спустя сто лет так и не свершается «проектная революция» в предметно-урочной школе?
Что меняет в школьной жизни переход от предметов и уроков к кейсам, исследованиям, практикам, предпрофессиональным пробам, погружениям, проектам и др. способам взаимодействия школьников и учителей с реальностью?
Удается ли использовать столь многочисленные сегодня программы эдьютеймента в практике школ?
Как школы реагируют вот на такое мнение:
«Школы будущего будут прививать не навыки, а черты характера. Важнейшее изменение в образовательной парадигме, которое даже альтернативным школам ещё только предстоит осознать - базовая грамотность в новом времени состоит не из навыков, а из метакомпетенций.»
Должен ли быть у каждой школы свой особенный, отличающийся от других внутренний мир?
Как школам удается выстраивать свой собственный внутренний мир, особенный, отличающийся от других?
Как (и какой) формируется в школах «уклад жизни», как это способствует (мешает) выживать и развиваться школам? Помогает ли это формироваться, развиваться современным сообществам (в частности, школьным)?
Нужно ли, возможно ли (и как?) сотрудничество, самоорганизация сообщества «не таких» школ, но открытых друг другу?
Семинар-дискуссия
«Встречи на границах наук и стилей»
О проблемах межпредметной интеграции в образовании.
Ведущие: Валерий Пузыревский, Вадим Пугач
Мы предполагаем, что в ходе круглого стола прозвучат короткие выступления ведущих и других участников, и состоится их обсуждение в рамках заявленной тематики.
Какие вопросы, в том числе, мы предполагаем обсудить:
1. Границы практической эффективности. Какие методические разработки по межпредметной интеграции более эффективны и перспективны в плане развития интегративного и аналитического мышления, исследовательской и проектной деятельности учащихся на школьных урочных (например, интегрированный урок) и внеурочных (например, межпредметное «погружение») и внешкольных занятиях?
2. Границы авторского и заимствованного. Что для учителя более удобнее: взять целиком уже имеющуюся разработку и следовать ей как по шаблону или же попытаться на основе собственного и чужого опыта разработать собственный частично или полностью оригинальный вариант межпредметной интеграции по формату и содержанию?
3. Границы возможности точного оценивания. Как и какие именно результаты межпредметной интеграции можно наиболее эффективно оценивать в различных содержательных аспектах и организационных форматах?
Об организационных вопросах