День третий. 30 июня, пятница

09.30 - 10.00 Участники конференции собираются. Работает книжный киоск

10.00 - 10.30Кратко о третьем рабочем дне

10.30 – 11.30

· Вадим Пугач

Зал Принципы новой дидактики

11.30 – 13.30

· Семинар «О структурах становления и сохранения педагогических практик»

Ауд. №1 («Школы-лаборатории», «Научно-педагогические объединения», «Инновационные комплексы в сфере образования»)

Ведущие: Андрей Русаков, Анатолий Цирульников, Михаил Эпштейн

· Семинар-дискуссия «Встречи на границах наук и стилей»

Ауд. №2 О проблемах межпредметной интеграции в образовании.

Ведущие: Валерий Пузыревский, Вадим Пугач

Обед

15.00 – 16.45

· Круглый стол «Открытость в мир и внутренний уклад школы»

Ауд. №1 Ведущие: Андрей Русаков, Наталья Касицина

· Евгений Кремер

Ауд. №2 Мастер-класс «Сценарирование образовательных событий и другие методические инструменты рефлексивной педагогики сотворчества»

Подводим итоги конференции

Обсуждаем отснятое и увиденное участниками в видео-мастерской

Зал Татьяны Климовой «Мысль изреченная есть ложь»

Делимся впечатлениями и выводами

Общение в кулуарах для желающих и имеющих силы

В данную предварительную программу

будут вноситься дополнения и изменения.

Комментарии к некоторым событиям конференции

«Панорама жизни альтернативных школ»

Два основных акцента: Открытость в мир. Внутренний уклад

О своем опыте рассказывают альтернативные школы

Формат разговора: короткие видео, рассказы и комментарии, ответы на вопросы. Общее обсуждение по завершению выступлений школ

Ведущие: Андрей Русаков, Наталья Касицина

В ходе этих встреч (таких встреч в ходе конференции будет несколько) мы предполагаем, что представители школ смогут рассказать об опыте работы школ (с учетом предложенных акцентов), покажут какое-то короткое видео (отрывок из видео), иллюстрирующий опт школы в обсуждаемой тематике, ответят на вопросы. В конце каждой такой встречи мы предполагаем, что состоится завершающая аналитическая дискуссия, в ходе которой мы попробуем сформулировать и обсудить замеченные проблемы, прорывы, тренды, перспективы.

Какие вопросы, в том числе, предполагаем обсудить в ходе этих встреч:

Удается ли (и как) втянуть в участие в школьной программе партнеров из бизнеса, музеев, др. организаций…?

Метод проектов в школе – на границе учебы, исследования и практической деятельности. Почему спустя сто лет так и не свершается «проектная революция» в предметно-урочной школе?

Что меняет в школьной жизни переход от предметов и уроков к кейсам, исследованиям, практикам, предпрофессиональным пробам, погружениям, проектам и др. способам взаимодействия школьников и учителей с реальностью?

Удается ли использовать столь многочисленные сегодня программы эдьютеймента в практике школ?

Как школы реагируют вот на такое мнение:

«Школы будущего будут прививать не навыки, а черты характера. Важнейшее изменение в образовательной парадигме, которое даже альтернативным школам ещё только предстоит осознать - базовая грамотность в новом времени состоит не из навыков, а из метакомпетенций.»

Должен ли быть у каждой школы свой особенный, отличающийся от других внутренний мир?

Как школам удается выстраивать свой собственный внутренний мир, особенный, отличающийся от других?

Как (и какой) формируется в школах «уклад жизни», как это способствует (мешает) выживать и развиваться школам? Помогает ли это формироваться, развиваться современным сообществам (в частности, школьным)?

Нужно ли, возможно ли (и как?) сотрудничество, самоорганизация сообщества «не таких» школ, но открытых друг другу?

Семинар-дискуссия

«Встречи на границах наук и стилей»

О проблемах межпредметной интеграции в образовании.

Ведущие: Валерий Пузыревский, Вадим Пугач

Мы предполагаем, что в ходе круглого стола прозвучат короткие выступления ведущих и других участников, и состоится их обсуждение в рамках заявленной тематики.

Какие вопросы, в том числе, мы предполагаем обсудить:

1. Границы практической эффективности. Какие методические разработки по межпредметной интеграции более эффективны и перспективны в плане развития интегративного и аналитического мышления, исследовательской и проектной деятельности учащихся на школьных урочных (например, интегрированный урок) и внеурочных (например, межпредметное «погружение») и внешкольных занятиях?

2. Границы авторского и заимствованного. Что для учителя более удобнее: взять целиком уже имеющуюся разработку и следовать ей как по шаблону или же попытаться на основе собственного и чужого опыта разработать собственный частично или полностью оригинальный вариант межпредметной интеграции по формату и содержанию?

3. Границы возможности точного оценивания. Как и какие именно результаты межпредметной интеграции можно наиболее эффективно оценивать в различных содержательных аспектах и организационных форматах?

Об организационных вопросах

Наши рекомендации