Общая характеристика АООП НОО
Вариант 2.3. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
Нормативный срок обучения - 5 лет (1-5 классы). Указанный срок обучения может быть увеличен до 6 лет за счёт введения первого дополнительного класса.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения первого дополнительного класса) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке слабослышащих и позднооглохших детей к обучению в школе.
Обучающиеся, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, для которых может быть эффективена АООП НОО (вариант 2.3.), это обязательно дети с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, но получившие в результате реабилитации на запускающем этапе способность к естественному развитию коммуникации и речи (с учетом структуры дополнительных отклонений в их развитии).
По результатам обучения детей с кохлеарным имплантом/кохлеарными имплантами, имеющих выраженные дополнительные отклонения в развитии, может измениться или вариант АООП (для детей с сохранным интеллектом), или встать вопрос о целесообразность перехода на образовательный стандарт для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью.
Обязательным является постоянное пользование обучающимися звукоусиливаюшей аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты, беспроводную аппаратуру, например, на радиопринципе, стационарную аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами и другими.
Вариант 2.3. реализует индивидуальный клинико-психолого-педагогический подход к обучающимся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, что позволяет выявить и развить их потенциальные возможности. Некоторый рост учебных достижений такого школьника может обеспечить его максимальное личностное развитие, которые позволят ему посильно адаптироваться в социуме. Особая роль при реализации данного подхода отводится учителю.
Важное значение придается реализации принципа коррекционной направленности предполагает использование компенсаторных возможностей обучающегося, а именно всех сохранных анализаторов: зрительного, двигательного, вибрационного или их остаточных функций. Развивающееся в процессе целенаправленного обучения слуховое восприятия, развитие личного «житейского» опыта, с широкой опорой на предметно-практическую деятельность способствует в определенной мере включению слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с легкой формой умственной отсталости в разноплановую учебную и внеурочную деятельность. Эта детская деятельность, организованная под руководством сурдопедагога в течение полного дня, способствует развитию коммуникационной компетенции, формированию «речевого поведения» слабослышащего и позднооглохшего школьника с лёгкой формой умственной отсталости. Такая деятельность активизирует возможности психофизического развития каждого ребенка и, несмотря на его особенности позволяет расширить его познавательную сферу, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на личностное развитие, социализацию обучающихся в целом.
В варианте 2.3 требования к итоговым достижениям обучающихся не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования.
При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
В варианте 2.3 в связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к обучающемуся и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.
Вариант 2.3 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность[34].
При наличии значительных продвижений в освоении данного варианта может быть поставлен вопрос о переводе слабослышащего и позднооглохшего обучающегося на обучение по варианту 2.2.
Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребёнка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.
АООП слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой формой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть образовательной программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой формой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) составляет 70%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30% от общего объема адаптированной основной программы.
Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Для обеспечения освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с лёгкой формой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций, включая, организации здравоохранения (прежде всего, сурдологические центры (кабинеты).
В структуре АООП НОО (вариант 2.3) представлены три раздела – целевой, содержательный и организационный
1. Целевой раздел включает:
• Пояснительную записку, в которой раскрыты цели и задачи, срок освоения АООП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
• Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
• Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
2. Содержательный раздел, включающий:
• Программу формирования базовых учебных действий
• Программы учебных предметов, курсов.
• Программу нравственного развития
• Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
• Программу коррекционной работы.
• Программу внеурочной деятельности.
4. Организационный раздел, включающий:
• Учебный план
• Систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.