Упражнение «Угадай профессию»
Ведущий просит одного из участников удалиться. В это время все остальные загадывают профессию. Человек, который выходил, должен при помощи наводящих вопросов угадать профессию, загаданную в кругу. Данное упражнение можно повторять несколько раз.
3. Упражнение «Профессия — необходимое качество»
Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Обратная связь
Занятие 10
Знакомство со схемой
Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым (см. Приложение 5).
2. Упражнение «Закодируй профессию»
Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать какую-нибудь профессию по предлагаемой в Приложении 5 схеме. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.
Теоретический блок
При выборе профессии следует учитывать:
• Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить
словом хочу.
• Возможности личности — знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья — могу.
• Запросы рынка труда, потребность в кадрах — надо.
Анализ по схеме
Участникам предлагаются 2—3 профессии, которые необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме (хочу — могу — надо).
Обратная связь
Занятие 11
1. Теоретический блок
Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
• название профессии;
• вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
• предмет и продукт труда;
• знания и умения, необходимые для выполнения работы;
• условия работы;
• медицинские противопоказания;
• требования к человеку;
• пути получения профессии.
Упражнение
Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.
Игра в профессии
Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.
Обратная связь
Занятие 12
Это занятие проходит в форме семинара. Тема: «Учебные заведения». Желательно рассмотреть особенности обучения в ПТУ, техникуме, вузе и других учебных заведениях. На семинаре можно коснуться следующих вопросов: дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.
Занятие 13
Теоретический блок
«Устраиваемся на работу по правилам».
Ведущий. Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при устройстве на работу.
Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель прежде всего обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?
· Получая анкету для заполнения, попросите 2 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.
· Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одною вопроса.
· Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать, правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.
· Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только по специальности, но и в других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).
· Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес,
последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.
Во время собеседования:
· Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.
· Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.
· Говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения,
волосы.
· Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов,
но не будьте слишком многословны.
Составление резюме
Участники составляют резюме по следующей схеме:
v Ф.И.О.
v Возраст
v Образование
v Желаемая вакансия
v Опыт работы
v Ваши навыки и умения
v Ваши сильные и слабые стороны
3. Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»
Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование.
Обратная связь
Занятие 14
Участникам предлагается заполнить следующую анкету.
Что вам понравилось в тренинге?
Что вам не понравилось в тренинге?
Стали ли вы лучше понимать себя?
Определились ли вы в выборе профессии?
Нужна ли такая тренинговая программа, может ли она помочь в выборе профессии?
Ведущий и участники обмениваются мнениями о результатах тренинга.
Ирина КАБИНА,
Татьяна РАДЗИК,
педагоги-психологи,
Каширский специализированный
социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Семья»,
Московская область.
Каширский район, д. Лиды
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ШУТОЧНЫХ ВОПРОСОВ
К МЕТОДИКЕ «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»
Что лично для вас более важно в жизни?
1. Автомобиль («мерседес») или здоровье (сила, выносливость)?
2. Друзья-иностранцы (богатые люди) или друзья-рабочие (простые люди)?
3. Красота (обаяние и модная одежда) или творческая работа (возможность создать что-то значительное)?
4. Вилла с бассейном или друзья-ученые (учителя, инженеры)?
5. Автомобиль («вольво») или красота (обаяние, дорогие наряды)?
6. Отдых в Италии (роскошный отель, полные карманы валюты) или пиво с воблой (общение с обычными людьми)?
7. Друзья-артисты (поэты, журналисты) или опасные приключения (жизнь, полная азарта)?
8. Красота (обаяние, привлекательность) или страстная любовь (готовы за вас жизнь отдать)?
9. Вера в Бога (покой души) или опасные приключения (масса событий, переживаний)?
10. Вилла с бассейном или друзья-артисты (богема)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 1, а из любой другой ценности вычтите 1.
11. Друзья-иностранцы или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души).
12. Друзья-рабочие (простые люди) или опасные приключения (азарт жизни)?
13. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или вас страстно любят (готовы за вас жизнь отдать)?
14. Здоровье (сила, выносливость) или творческая работа (возможность сделать что-то великое)?
15. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души)?
16. Автомобиль («ситроен») или творческая работа (возможность проявить свои таланты)?
17. Вилла с бассейном или здоровье?
18. Вас страстно любят или вы сами влюблены?
19. Отдых в Италии или вера в Бога (покой души)?
20. Друзья-артисты (богема) или друзья-рабочие (простые люди)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 1, а из любой другой ценности вычтите 1.
21. Друзья-иностранцы (с валютой) или друзья-ученые (умные и интеллигентные, но без валюты)?
22. Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или пиво с воблой (душевные разговоры)?
23. Друзья-артисты (известные на всю страну) или вера в Бога (очищение души)?
24. Вилла с бассейном (роскошная!) или творческая работа (возможность познать истину, красоту)?
25. Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или вы сами влюблены (ваша душа страдает и блаженствует)?
26. Друзья-рабочие (простые люди) или вера в Бога (отпущение грехов)?
27. Автомобиль («тойота») или друзья-ученые (интересные, эрудированные люди)?
28. Друзья-иностранцы (бизнесмены) или красота (ваша волшебная привлекательность)?
29. Здоровье или пиво с воблой (и никаких забот)?
30. Вас страстно любят (ради вас готовы на все) или вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 2, а из любой другой ценности вычтите 2.
31. Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания)?
32. Автомобиль («форд») или друзья-рабочие (очень простые, небогатые люди)?
33. Друзья-артисты (художники, поэты) или красота (обаяние, роскошные наряды, косметика)?
34. Друзья-иностранцы (Европа, Америка) или пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин)?
35. Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или вера в Бога (очищение и благоговение)?
36. Здоровье или вас страстно любят?
37. Отдых в Италии или опасные приключения?
38. Друзья-ученые или друзья-рабочие?
39. Творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы)?
40. Вилла с бассейном или вас страстно любят?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 2, а из любой другой ценности вычтите 2.
41. Друзья-артисты (утонченные люди, «богема») или вы сами влюблены (вы узнали, что такое счастье)?
42. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или друзья-ученые (знают много удивительного и интересного)?
43. Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости) или творческая работа (возможность раскрыть свои таланты)?
44. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или опасные приключения (возможность испытать себя)?
45. Здоровье (долголетие) или красота (все восхищаются вами)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 5 вышеперечисленных ценностей 3,а из любой другой вычтите 3.
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ ОПРОСНИКА
№ | Ценности | Девушки | Юноши |
Автомобиль | 7 - 12 | 6 - 14 | |
Вилла с бассейном | 7 - 14 | 9 - 12 | |
Отдых в Италии | 8 - 15 | 7 - 13 | |
Друзья-артисты | 9 - 12 | 4 - 11 | |
Друзья-иностранцы | 5 - 12 | 7 - 11 | |
Друзья-ученые | 6 - 10 | 6 - 14 | |
Друзья-рабочие | 4 - 8 | 9 - 12 | |
Здоровье | 8 - 16 | 15 - 20 | |
Красота | 9 - 17 | 9 - 14 | |
Пиво с воблой | (-3) - (-9) | (-1) - (-9) | |
Творческая работа | 5 - 2 | 5 - 11 | |
Вас любят | 12 - 18 | 10 - 15 | |
Вы влюблены | 6 - 14 | 8 - 14 | |
Вера в Бога | 2 - 13 | 5 - 17 | |
Опасные приключения | 6 - 13 | 6 - 12 |
БЛАНК ДЛЯ ОПРОСНИКА
«КАК ПОЖИВАЕШЬ?»
Приложение 2
АНКЕТА
ФИО ______________________________________________________________
1.Дата рождения ____________________________________________________
2. Какую профессию и учебное заведение вы выбрали?
Профессия: ________________________________________________________
Учебное заведение: _________________________________________________
3. Какую профессию советуют вам выбрать?
Родители __________________________________________________________
Учителя ___________________________________________________________
Друзья ____________________________________________________________
4. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?
___________________________________________________________________
5 .Чем вы любите заниматься в свободное время?
___________________________________________________________________
6. Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)
a. Естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)
b. Общественно-научная (история, философия, экономика, право)
c. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)
d. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное)
e. Определенные интересы отсутствуют
7. В каких кружках вы занимаетесь дополнительно?
___________________________________________________________________
8. В какой работе класса вы принимаете активное участие?
___________________________________________________________________
9. Какие профессии вас привлекают? Назовите их
___________________________________________________________________
10. Ваши отметки по следующим предметам:
Алгебра Геометрия
Физика Литература
Химия Русский язык
Биология Иностр. язык
География Трудовое обучение
История Черчение
11. Сколько времени вы делаете уроки? _______________________________
12. Имеются ли у вас хронические заболевания?
__________________________________________________________________
Приложение 3
СТЕРЕОТИПЫ
и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентация
№ | Ценности | Домохозяйка | Верующий | Пьяница | Иностранец в России | Преступник | Творческая личность | Деловой человек |
Автомобиль | + | + | + | |||||
Вилла с бассейном | + | + | + | + | ||||
Отдых в Италии | + | + | + | |||||
Друзья-артисты | + | - | + | + | + | + | ||
Друзья-иностранцы | + | + | + | |||||
Друзья-ученые | - | + | + | + | ||||
Друзья-рабочие | - | + | - | |||||
Здоровье | + | + | - | + | - | |||
Красота | + | - | - | + | + | |||
Пиво с воблой | - | + | + | + | + | |||
Творчество | - | - | - | + | + | + | ||
Вас любят | + | + | + | + | + | |||
Вы любите | - | - | - | + | - | |||
Вера в Бога | + | + | - | + | - | - | ||
Опасные приключения | - | - | + | - | + | + | + |
Приложение 4
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»
Слабый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Сильный |
Уступчивый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Упрямый |
Замкнутый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Открытый |
Зависимый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Независимый |
Черствый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Отзывчивый |
Нерешительный | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Решительный |
Безответственный | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Добросовестный |
Неуверенный | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Уверенный |
Самостоятельный | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Несамостоятельный |
Невезучий | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Везучий |
Нелюбимый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Любимый |
Глупый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Умный |
Несправедливый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Справедливый |
Невозмутимый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Раздражительный |
Неблагополучный | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Благополучный |
Приложение 5
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ
(перечень основных характеристик профессий)
Предмет труда:
1) животные, растения, (природа)
2) материалы
3) люди (дети, взрослые)
4) техника, транспорт
5) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)
6) художественный образ
Цель труда:
1) контроль, оценка, диагноз
2) преобразовательная
3) изобретательная
4) транспортирование
5) обслуживание
6) собственное развитие
Средства труда:
1) ручные и простые приспособления
2) механические
3) автоматические
4) функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5) теоретические (знания, способы мышления)
6) переносные или стационарные средства
Условия труда:
1) бытовой микроклимат
2) большие помещения с людьми
3) обычный производственный цех
4) необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
5) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6) работа на открытом воздухе
7) работа сидя, стоя, в движении
8) домашний кабинет
Характер общения в труде:
1) минимальное общение (индивидуальный труд)
2) клиенты, посетители
3) обычный коллектив (одни и те же лица)
4) работа с аудиториями
5) выраженная дисциплина, субординация в труде
Ответственность в труде:
1) материальная
2) моральная
3) за жизнь и здоровье людей
4) невыраженная ответственность
Особенности труда:
1) большая зарплата
2) льготы
3) «соблазны» (возможность брать взятки)
4) изысканные отношения, встречи со знаменитостями
5) частые командировки
6) законченный результат труда (можно полюбоваться)
Типичные трудности:
1) нервное напряжение
2) профзаболевания
3) распространены мат и сквернословие
4) возможность оказаться в тюрьме
5) невысокий престиж работы
Минимальный уровень образования для работы:
1) без специального образования (после школы)
2) начальное профессиональное образование (СПТУ)
3) среднее профессиональное образование (техникум)
4) высшее профессиональное образование (вуз)
5) ученая степень (аспирантура, академия)
Литература
Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: ACT-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛА-ДОС, 1998.
«Школьный психолог», № 48, 2003 г.