Ударение у большинства кратких прилагательных

ж.р. падает на окончание м.р., с.р. и мн. ч. падает на 1-ый слог
Взята Взяты, взят, взято
Занята Заняты, занят, занято
Принята Приняты, принят, принято
Слаба Слабы, слаб, слабо
Сложна Сложны, сложен, сложно

Ударение у большинства глаголов

ж .р. падает на окончание мн. число падает на 1-ый слог
Брала Брали
Взяла Взяли
Задала Задали
Звала Звали
Поняла Поняли

Произношение

[ЧН] [ШН]
Булочная Девичник
Игрушечный Горчичник
Ленточный Нарочно
Суточный Скучно
Сердечник Скворечник  
Ошибочный Пустячный
Порядочный Яичница
Подсолнечник Ильинична
Е Ё
Афера Жёлоб
Гололедица Углублённый
Опека Никчёмный
Оседлый Одноимённый
Современный Трёхведёрный
Приобретший Щёлка
Одновременный Привёзший
Бытие Свёкла

А 29 Разделы науки о языке и изучаемые в них понятия

ПОМНИ:чтобы выполнить задание подобного типа, следует изучить не только определения разделов, но и знать определения изучаемых в них понятий, т.е. владеть теорией русского языка.

Разделы Определение раздела Изучаемые понятия
Фонетика Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел
Орфография Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей Орфограмма. Орфографическое правило. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы
Лексика и фразеология Раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Фразеологизмы
Словообразование Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования   Состав слова. Морфема. Основа слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Словообразовательные формообразовательные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов
Морфология Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы   Части речи (самостоятельные, служебные). Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания. Морфологические признаки частей речи
Синтаксис Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение, роль в речи   Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. Предложение. Подлежащее и сказуемое. Сказуемые: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Определение, дополнение, обстоятельство. Простое предложение. Однородные члены предложения. Обобщающие слова. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова. Сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.
Пунктуация   Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). Одиночные и парные знаки    
Стилистика Раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности Стили речи: разговорный и книжные: художественный, научный, публицистический официально-деловой. Языковые особенности стилей речи. Жанры, характерные для определённого стиля
Культура речи Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах.   Нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая


Работа с текстом

Задания А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4 в сборниках ЦТ предлагается выполнить на основе текста.

Изучив предлагаемые в данном пособии теоретические сведения (А31, А32, В1, В2, В3, В4), потренируйтесь выполнять вышеуказанные задания, используя тексты из сборников ЦТ (Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов, 2004 – 2008 гг.).



Основные признаки текста
Тематическое единство Последова-тельность Связность Развёр-нутость Завершённость
Все предложения раскрывают тему и основную мысль Последовательное развитие мысли в тексте Мысли предаются последовательно, дополняя и раскрывая содержание предыдущих предложений Наличие подтем и микротем Завершённый текст – это текст, где Тема раскрыта полно с т.з.автора  

Например:

Любой конфликт имеет в основе своей противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в определенную ситуацию, тем острее конфликт.

У каждого человека формируется свое видение собственного «Я» , то есть того, каким индивид видит себя и на основании чего он строит свои взаимоотношения с другими людьми , как сам к себе относится.

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего реального «Я», необходимые для поддержания психологического равновесия личности. Однако эти же механизмы существенно затрудняют восприятие критических оценок, которые нарушают единство созданного внутреннего образа.

Неадекватное представление о себе всегда создает многие психологические барьеры в общении (игнорирование информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. Условием формирования адекватного представления о себе должны быть восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения обратной связи.

Избежать конфликтов невозможно, но есть способ избавиться от их разрушительного влияния: научиться выбирать эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

А30. Какое утверждение не соответствует содержанию текста:

1. Можно полностью избежать всех конфликтных ситуаций.

2. Неадекватное представление о себе создает конфликтные ситуации в общении.

3. Условием формирования адекватного представления личности о себе являются восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей.

4. Любой конфликт имеем в основе своей противоречие, столкновение различных личностных позиций.

5. Необходимо научиться находить эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций.

Наши рекомендации